КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высказывание вслух в стремлении понять суть проблемы. 2 страница
По склонности к конфликтности психологами выделяются группы людей, для которых конфликтность - не черта характера, а поведение в конкретной ситуации и тех, для кого конфликтность -постоянный признак их поведения, связанный с особенностями характера. Вместе с тем есть люди, которые способны инициировать конфликт для достижения собственных целей. Они, как правило, выступают активной стороной в завязывании конфликта, рационально действуют, просчитывают позиции, владеют техникой ведения спора. Классификация типов конфликтных личностей, рассмотренная выше, может быть полезна при выборе манеры поведения, с людьми, по-разному ведущими себя в конфликтных ситуациях. Для выхода из конфликтной ситуации психологи советуют постараться объективно воспринять ситуацию и проанализировать ее с позиций противоположной стороны, а затем перейти к поиску компромиссов и возможных форм сотрудничества. Объективному восприятию конфликтной ситуации зачастую мешает уверенность в своей правоте и нежелание понять другого. Для правильной оценки сути конфликта и определения путей выхода из него психологи рекомендуют: 1. Выделить основную проблему, для чего ответить на следующие вопросы: Как я понимаю проблему? Что в моих действиях и поступках партнера привело к возникновению и закреплению конфликта? Как мой партнер видит проблему? В чем он видит причину конфликта? Соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? В каких вопросах мы с партнером расходимся, а в каких солидарны? 2. Определить причины конфликта: Как можно полнее и правильнее уяснить для себя, какие действия партнера неприемлемы. Определить, что в собственных действиях не воспринимается собеседником. Определить причины возникновения конфликта. 3. Рассмотреть варианты возможного разрешения конфликта: Что можно сделать с моей стороны и с позиции партнера для разрешения конфликта? Что можно сделать для партнера? Каковы общие цели, во имя которых, необходимо найти выход из конфликта? 4. Выяснить: Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта? Что нужно сделать для достижения намеченной цели? Какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью? Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, его надо реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаясь в правильности разрешения конфликта, бесконечно говорить по данному вопросу. Если конфликт так и не удалось разрешить, то необходимо повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознать все плюсы и минусы проведенных переговоров. 21 Способы разрешения конфликтных ситуаций Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия, ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему. Практика подтверждает положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше обиды и претензий — больше возможностей для того, чтобы договориться равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств единство ценностей: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. Конфликты более или менее регулируемые, когда у их участников есть общая система ценностей, общие цели, интересы опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия. Например, в сплоченных коллективах, где между сотрудниками существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных. · Прогнозирование вариантов решения конфликта · Определение критериев разрешения конфликтов · Выполнение плана решения конфликта · Контроль выполнения · Анализ результатов объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон) оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.) собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.) причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте) вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т.д.) Чтобы прогнозировать возможные варианты разрешения конфликта, нужно знать чего хотят оппоненты, поэтому важно определить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы, нравственные принципы, мнение авторитетных лиц, прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции. Затем необходимо перейти непосредственно к выполнению плана разрешения конфликта. Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок). Мы должны убедится, что приняли правильное решение способа устранения конфликта, для этого мы должны осуществлять контроль, т.е. наблюдать за выполнением плана разрешения конфликта. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др. По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состоянии, деятельности и поведении. · Компромисс · Сотрудничество · Избегание · Приспособление
Обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое решение — наилучшее; Чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять; Должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для этого; Взаимодействует с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль. ü Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; ü Удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение; ü Возможно промежуточное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными; ü Компромисс позволит хоть что-то получить, что гораздо привлекательнее, чем все потерять. ü Важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; ü Предмет разногласия не очень важен или одного из участников конфликта не особенно волнует случившееся; ü Одна из сторон считает, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; ü Одна из сторон осознает, что правда на ее стороне; ü Одна из сторон чувствует, что у нее недостаточно власти или шансов победить. Конфликтующая сторона может использовать стратегию уклонения, если она: ü Считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами; ü Знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу; ü Обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом; ü Хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; ü Считает, что решать проблему немедленно опасно, так как открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию; ü Считает, что подчиненные могут сами урегулировать конфликт; ü Думает, что решение проблемы может ухудшить здоровье; ü Считает, что в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п. ü Если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение; ü Основная цель — приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; ü Существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной; ü Необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность. · вам надо знать, как развивается конфликт · выясните скрытые и явные причины конфликта · не забывайте про интересы обеих сторон конфликта (в них ключ к решению проблемы) · делайте разграничение между участниками конфликта и возникшими проблемами · будьте справедливы и непредвзяты к инициатору конфликта · не расширяйте предмет конфликта · осозновайте и контролируйте свои чувства · учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта · научитесь эффективно слушать
22 Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели 23 Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры Наша жизнь — это многогранный процесс бесконечного познания себя и окружающего нас мира. Цель жизни человекa — это эволюционное единение с миром. Но что включает в себя это понятие? Человек живет жизнью, наполненной его личными интересами, семейными обязанностями, он ходит каждый день на работу и в свободное время занимается тем, что ему интересно, то есть удовлетворяет потребности. Рассмотрение экономической сущности сервисной деятельности позволяет понять важный ее aспект, связанный с удовлетворением многообразных потребностей людей и общества в целом. Когда говорят о человеческих потребностях, о потребностях общества, подразумевают надобность, нужду в чем-либо, которая осознается людьми, требуя своего удовлетворения и организуя тем самым их поведение. Построение системы потребностей человекa представляет собой формирование следующих уровней пространства его жизни: Психофизический уровень: здоровый образ жизни и достaточность материально-бытовых условий. Внутриличностный уровень: эмоциональные –чувственная красота и всесторонность во взаимоотношениях. Ментaльный уровень: деятельность, профессионализм, управление условиями жизни, планирование действий и их реализация, а так же мировоззрения как отражения сформированного образа жизни на основе цели эволюции человечества и ценностных ориентиров мировой культуры. Межличностый, социaльный уровень: социальное признание, авторитет, нужность людям, толерантность, уверенность, самоактуализация. Социально–коллективный уровень: постоянство коллективного сотворчествa. Общечеловеческий уровень: мировоззрения как отражения сформированного образа жизни на основе цели эволюции человечествa и ценностных ориентиров мировой культуры. О ментальном уровне системы потребностей данная работа. Актуальность данной темы заключается в том, что удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Эта потребность характеризует интеллектуальное развитие человекa, нуждающегося в информации, познании себя и мира. Человек находится в движении на каждом этапе жизненного пути, при этом переходные процессы создают внутренние противоречия, стимулируя его к познанию тайн своего «Я». 1. Представление о ментальности 1.1 Менталитет и ментальность Категории «менталитет» и «ментальность» так часто употребляются как взаимозаменяемые, что в последнее время наблюдается тенденция к их конкретизации. Рассмотрим лишь некоторые точки зрения, представляющие разные отрасли научного знания. Лев и Наталья Пушкаревы в своей статье о ментальности для энциклопедии «Кругосвет» говорят о том, что ментальности или менталитет - это совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях. Ментальное связывает многочисленные оппозиции - природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |