Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высказывание вслух в стремлении понять суть проблемы. 4 страница




Восприятие запахов зависит от контекста. Кондитерские запахи — ваниль, корица, кардамон, карамель — для многих притягательны. Они напоминают им детство. Прямо противоположные запахи — «кислород­ные», чувственные. Это запахи талой воды с легкой примесью гудрона, мокрой древесины и прелой земли. Они вызывают чувство тоски, но од­новременно ощущение восторга и предвкушения перемен.

Запах воссоздает определенное настроение. Ладан — это аромати­ческая смола деревьев рода босвелия в Южной Африке. Фимиам = ти­мьян = чебрец пахнут, считается, приятно на любой вкус. Есть запахи, повышающие бдительность — запах мяты, цветы из семейства лилейных. Именно из-за этого в рацион солдат американской армии включе­на мятная жвачка. Гелиотроп избавляет от хандры, лимонный аромат снимает усталость и успокаивает, сандал способствует концентрации. Но следует помнить, что запах, поначалу вызывающий потрясение, по­том становится будничной нормой, к нему привыкают. Запах — это со­ставляющая гармонии, в его восприятии важен первый эмоциональный отклик.

Важным элементом воздействия духов являются флаконы для них, их «одежда».

История благовоний начинается в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. Еще древние шумеры возжигали ароматические смолы, что­бы умилостивить богов. В Древнем Египте благовония играли важную роль в религиозных церемониях. В Греции возжигали душистые смолы, чтобы разогнать злых духов, ублажить богов. Потом благовония стали использовать христиане во время обряда причастия. В Индию благово­ния попали в V в. до н. э. Сначала их использовали в ритуальных обря­дах. Постепенно благовония стали куриться в жилых домах и храмах. В Японии XIII века среди аристократов были популярны благовонные игры. Суть их заключалась в том, чтобы правильно определить аромат горящего благовония. Китайцы использовали благовонные палочки в ка­честве часов.

Использовались благовония и как антисептическое средство. В Та­иланде таким способом боролись с простудой. В Индии лечили про­казу, ожоги, мозоли. Сегодня благовония также используются в этом направлении и применяют для этого ладан, мирру, сандал, амбру, ба­зилик, клевер, жасмин, мускус, пачули. Индийская традиция изготов­ления благовоний обладает более сладким и пряным запахом. Их делят на три группы: успокаивающие, стимулирующие и освежающие. Китай­ские благовония обладают более тонким и нежным запахом. По форме они бывают в виде палочек или колец. Их украшают изображением дра­конов и святых и возжигают во время празднеств и религиозных обря­дов. Тибетские благовония изготовляют в монастырях и используют для ритуального подношения божествам. В благовониях важное значение приобретает цвет, размер, количество и способ возжигания.

Современные исследователи показали, что определенные ароматы обладают способностью вызывать конкретные эмоции, неподвластные нашему сознанию. Американский психиатр А. Хирш установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение лю­дей. Так, с помощью воздействия запахов он помогал людям сбросить лишний вес, с помощью запахов он научился повышать или понижать кровяное давление, замедлять или ускорять сердцебиение, возбуждать или усыплять человека. Запахи способны влиять на производительность труда. Некоторые ароматы снимают депрессию, улучшают настроение.

Это относится к запахам лаванды, шалфея, ромашки, лимона, сандало­вого дерева. А аромат жасмина, розы, лимона, апельсина, мяты и гвоз­дики возбуждают не меньше, чем крепкий кофе. В Японии это исполь­зуют некоторые фирмы. В определенные часы по системе кондицио­нирования в служебные помещения закачиваются строго выверенные комбинации ароматических веществ. Это позволяет повышать произво­дительность труда персонала на 50%. Сегодня запахи эксплуатируют­ся в бизнесе. Например, в продуктовых магазинах наибольший эффект дает свежий запах огурца или арбуза. В магазинах одежды — увели­чить продажи помогают запах ванили, лаванды, базилики, мяты или ли­мона. Но у людей различных культур один и тот же запах может вызы­вать разные ассоциации.

25. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах

Никто не знает с рождения, как правильно держать вилку, и тем более, как правильно вскрывать раковины моллюсков. Этому ребенка учат родители, взрослого — окружающий мир. Знания гастрономического этикета приходят с опытом. Главное, чтобы было желание их приобрести.

В одиночестве, в кругу семьи можно максимально упростить общение с едой. Но на званом обеде, деловом ужине или праздничном фуршете стоит поступать согласно правилам, которых придерживается то общество, в котором вы оказались.

Культура еды начинается с уважительного обращения к хлебу. Особенно в нашей стране, где хлебная наука во многих семьях преподается практически с младенчества.

Согласно русским народным поверьям от обращения с хлебом зависели удача, сила и даже здоровье человека. Доесть за другим кусок хлеба означало забрать его силу и счастье. Дать собаке хлеб со стола — к бедности. Оставить на столе кусок — к истощению. Каждую упавшую хлебную крошку в былые времена крестьянин поднимал с пола, целовал и либо съедал, либо бросал в огонь.

Традиционные хлеб-соль при встрече дорогих гостей — тоже интересный ритуал. Хлеб в данном случае символизирует пожелание богатства и благополучия, а соль выступает в качестве оберега от враждебных сил. Дабы не оскорбить встречающую сторону, следовало отломить кусок, посолить рукой из солонки (не макать) и съесть. Остальное бережно передать сопровождающим. Современный хлебный этикет содержит ряд важных правил. Из общей тарелки хлеб принято брать руками, а не вилкой. Ломтики нужно положить на специальную тарелку слева от себя. От куска нужно отламывать маленькие кусочки, которые можно положить в рот. Резать хлеб ножом или откусывать от целого ломтика не рекомендуется.

Как нетрудно догадаться, суп полагается есть только ложкой. Но вот как? На этот счет есть разные мнения. Англичане предпочитают подносить ложку ко рту боком. Французам же больше нравится есть суп с конца ложки. Можно примкнуть либо к тем, либо к другим. Главное, не всасывать суп с ложки, издавая громкие неприличные звуки. И не дуть на него.

И еще — ни во время еды, ни после ложку на стол не кладут. Ее оставляют в тарелке.

Наклоняться к тарелке неприлично. Поза поедающего суп, согласно правилам, весьма строга — нужно сидеть с прямой спиной, поднося ко рту ложку, стараясь ни в коем случае не разлить ее содержимое.

Если вам подали бульон с курицей, не стоит паниковать. Сначала спокойно съешьте бульон, а уже потом приступайте к птице.

Если уровень супа в тарелке достиг критического уровня, не стоит наклонять тарелку. Каким бы вкусным он ни был, последние капли должны остаться в тарелке.

Пиццу, артишоки и оливки суровые законодатели гастрономических правил разрешают брать с тарелки руками.

Пицца — продукт демократический, изобретенный в подворотнях беднейших кварталов Неаполя. Поэтому и манерничать с ней не стоит. При подаче официант разрезает пиццу ножом-колесиком на порционные куски, которые берут прямо руками.

Не требуют столовых приборов и артишоки. Этот овощ у нас считается экзотическим, потому что редко появляется на продуктовых прилавках. Зато в некоторых странах Западной Европы артишоки — вполне обычное явление.

Правила поедания этих овощей заключаются в следующем. Листья артишоков отрывают, макают в специально приготовленный соус и бесшумно высасывают мякоть. Твердые части листьев складываются в тарелку для отходов. Перед тем как приступить к кочерыжке, следует вымыть руки. Кочерыжку едят уже с помощью вилки и ножа.

Оливки тоже принято брать руками. Мякоть откусывают и съедают. Косточку достают изо рта пальцами. От крупной оливки откусывают половину, мелкая кладется в рот целиком. Если оливки лежат в салате, то руками туда лезть не стоит. Вооружитесь вилкой.

В начале третьего тысячелетия население крупнейших городов России активно стало есть палочками китайскую и японскую еду. Многие научились довольно ловко ими орудовать, но далеко не все знают придуманные в Поднебесной правила этикета.

Итак, чего не стоит делать с палочками во время трапезы. Ни в коем случае не втыкайте палочки в рис, не кладите их поперек чашки и не облизывайте. Старайтесь не размахивать палочками в воздухе, не рисовать ими соусом в тарелке и не использовать как указку.

Еще несколько запретов: не стучите палочками по тарелке или столу в целях привлечь чье-либо внимание, не передавайте еду палочками другому человеку, не подтягивайте к себе блюдо при помощи палочек.

А самое главное — не зажимайте две палочки в кулаке. Неадекватные японцы обычно воспринимают это как угрожающий жест. Как минимум — вам придется сразиться с ними в честном бою. Как максимум — их требования вернуть Курилы могут стать еще более жесткими.

26. Электронная коммерция и деловая коммуникация

С развитием в последние годы современных информационных систем и систем международной связи появляется практическая возможность отойти от традиционной бумажной документации как главного носителя информации, на котором отражаются все стадии реализации коммерческой сделки. Использование бумажной документации, а также привычных методов ее обработки и пересылки на практике очень часто приводит к большим производственным и коммерческим издержкам. Разработанные к настоящему времени технологии электронной коммерции позволяют предпринимателям при осуществлении сделок передавать информацию с помощью современных информационно-коммуникационных систем, достигая при заключении, подтверждении и выполнении коммерческих сделок (контрактов) повышенной точности, скорости и эффективности. Электронная коммерция объединяет, таким образом, все формы деловых операций и сделок, осуществляемых электронным способом.

Организация электронного информационного обмена между предприятиями позволяет существенно повысить эффективность их деятельности за счет снижения коммуникационных расходов, уменьшения количества персонала, занятого обработкой входящих и исходящих документов, исключения возможных ошибок персонала, уменьшения времени для организации сделки, а также обеспечивает быстроту и точность получения информации, и высокую скорость финансовых расчетов.

В современных условиях вопросы содействия более широкому доступу к международной электронной торговле все чаще переходят в разряд приоритетных в повестках дня ряда влиятельных экономических и торговых организаций, а также в постановлениях государственных органов многих развитых и развивающихся стран.

Бурное развитие в последние годы электронной коммерции и современных средств коммуникации ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой сейчас «цифровой культурой». Под влиянием этого многие традиционные методы работы с информацией неминуемо претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления фантастических возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Россия, как представляется, должна занять достойное место среди держав, участвующих в процессе развития сети Интернет и электронной коммерции. Несмотря на отдельные экономические трудности, в России уже активно развиваются платежные системы и системы электронной торговли. Однако требуется еще много усилий, прежде всего со стороны государственных органов, чтобы с успехом воспользоваться всеми преимуществами, которые несет с собой применение электронных коммуникаций в хозяйственной деятельности.

Сегодня обмен информацией с помощью современных средств электроники и электронных коммуникаций готов стать основой информационных технологий для мировой торговли. В 1991 г. в мире насчитывалось всего лишь 4,5 млн. пользователей сети Интернет, а на начало 2001 г. их было уже 450 млн. В настоящее время в Интернете действует около 6 млн. web-сайтов, и их число с каждым днем стремительно увеличивается. Вклад информационных технологий в экономический рост за последние пять лет составил более 25%, а объем торговли между предприятиями через Интернет к 2002 г. должен превысить 300 млрд. долл. (см. http://www.rbk.ru). Технология, на которой базируется Интернет, предоставляет значительно большую гибкость и многосторонность в качестве средства передачи информации, чем традиционные почта, телефон и факс.

Ценность сети Интернет заключается, прежде всего, в том, что она позволяет в режиме реального времени связаться с любым информационным источником. Ее пользователи получают также доступ к необходимой справочной информации самого широкого характера из области законодательства, таможенных правил, условий платежей, сводок с бирж и прочих сфер деятельности.

Применение современных информационных технологий и систем коммуникации (электронный обмен данными, Интернет, видеоконференции и др.) способно в будущем вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса.

Вместе с тем существует и целый комплекс проблем тормозящих распространение электронной коммерции, к которым предприятия должны отнестись с максимальным вниманием (обеспечение безопасности и надежности электронных транзакций и т.п.). Но поступательное развитие информационных технологий в последние годы дает надежду, что большинство из них все-таки будет успешно разрешено.

Изучение накопленного международного опыта. По использованию средств электронных коммуникаций в современной деловой практике станет хорошим подспорьем для многих российских предпринимателей, которые в настоящее время делают лишь первые шаги в освоении богатого инструментария электронной коммерции.

Электронная коммерция в мировой практике

Определение понятия «Электронная коммерция»

В настоящее время среди ученых и специалистов нет единого мнения о том, какие области человеческой деятельности следует включать в понятие «электронная коммерция».

Одно из наиболее часто встречающихся определений электронной коммерции выглядит следующим образом: электронная коммерция - это обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по бизнесу. Мы будем пользоваться именно этой формулировкой. Также будут считаться эквивалентными понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля», хотя некоторые авторы склонны придавать различное значение этим терминам. В частности, в конце книги приведен список основных терминов в области электронного ведения бизнеса, разработанный Ассоциацией документальной электросвязи, в котором представлены несколько иные формулировки данных понятий. Например, в нем дается толкование термина электронное ведение бизнеса как сферы деловой деятельности, включающей электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю.

Как известно, современный бизнес характеризуется постоянным ростом возможностей компаний-поставщиков, а также непрекращающимся расширением глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. Реагируя на эти изменения, предприятия во всем мире меняют способы организации и управления своим бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании. Упрощается взаимодействие между компанией, ее заказчиками и поставщиками. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы. Можно найти множество примеров таких процессов, в которые вовлекается не только вся компания, но также ее заказчики и поставщики.

Электронная коммерция представляет собой средство осуществления и поддержки таких изменений. В глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Технологии электронной коммерции постоянно меняются. Компании, рассматривающие электронную коммерцию только как дополнение к уже имеющимся у них способам ведения бизнеса, рискуют получить лишь частичную выгоду. Главные преимущества будут иметь фирмы, решившие изменить организацию и бизнес-процессы таким образом, чтобы полностью использовать возможности электронной коммерции.

Не являясь единой технологией, электронная коммерция характеризуется разносторонностью. Электронная коммерция - это общая концепция, покрывающая любые формы деловых операций, проводимых электронным способом, используя телекоммуникационные сети. Такие операции могут осуществляться как между компаниями, компаниями и их заказчиками, так и между компаниями и государственными учреждениями.

Кроме того, электронная коммерция объединяет широкий спектр коммуникационных технологий, включая электронную почту, факс, технологию электронного обмена данными, электронные платежи и многие другие инструменты. Каждая из этих технологий может быть использована для поддержки электронной коммерции в подходящем для нее контексте.

Все это ясно показывает необходимость существования определенной, юридически обоснованной и регулирующей структуры, благоприятствующей развитию электронной коммерции, способствуя электронному способу ведения бизнеса. Поскольку возможность глобального взаимодействия является одной из основ электронной коммерции, эта структура также должна иметь глобальный масштаб.

Электронная коммерция включает в себя широкий спектр деятельности. Основным компонентом является поддержка цикла коммерческой сделки. Электронная коммерция включает электронную торговлю физическими товарами и услугами, а также электронным материалом. Кроме того, она включает рекламу и продвижение товаров и услуг, содействие контактам между предоставляющими их сторонами, обеспечение маркетинговых исследований рынка, пред- и послепродажную поддержку, электронные закупки и поддержку раздельных бизнес-процессов.

Основными сферами распространения электронной коммерции являются:

• торговля, маркетинг и содействие продажам;

• предпродажная работа, предварительные договоренности, поставки;

• финансирование и страхование;

• коммерческие операции (заказ, получение, оплата);

• обслуживание и поддержка продукта;

• совместная разработка продукта;

• распределенное совместное производство;

• использование общих и частных услуг;

• администрирование бизнеса (разрешения, налоги, таможня (и т.д.);

• транспорт, техника перевозок и снабжения;

• общие закупки;

• автоматическая торговля электронными товарами;

• бухгалтерский учет;

• разрешение спорных моментов и др.

Полная коммерческая операция, включая заказ, перевозку, получение, выписку счетов и платежный цикл, может быть проведена электронным способом. Взаимодействие с авторизованными центрами с далью выполнения таможенных и налоговых обязательств, а также со статистическими институтами уже достаточно хорошо развито. Однако некоторые моменты, как, например, безопасность, защита прав на интеллектуальную собственность, правовые вопросы и процедуры, являющиеся частью электронной коммерции, все еще остаются невыясненными. Следует делать различие между электронной торговлей реальными товарами и услугами и электронной торговлей информационным материалом, который может быть получен непосредственно по сети (текст, звук, графика, программное обеспечение).

Электронная торговля реальными товарами и услугами является качественно новым шагом по сравнению с существующими способами проведения торговых операций. Она включает в себя новые возможности, предоставляемые технологией, для увеличения эффективности бизнеса через снижение стоимости, расширение потенциала рынка и более полное удовлетворение запросов клиентов посредством взаимодействия поставщика с заказчиком.

Торговля электронными материалами (программным обеспечением, видео-, аудиопродукцией, графикой, играми, мультимедийными приложениями и т.д.) представляет собой абсолютно новый и поистине революционный способ ведения продаж, для которого полный цикл коммерческой сделки может быть проведен одновременно через одну и ту же сеть (включая и доставку), учитывая конкретные требования, относящиеся к оплате, контролю за правами на интеллектуальную собственность и т.д. В зависимости от успешных решений на рынке «электронные товары» могут создать абсолютно новый рынок и произвести революцию в отдельных отраслях промышленности (как, например, в издательстве). Эта инновационная форма электронной коммерции оказывает огромное влияние на конкурентоспособность и создание новых рабочих мест.

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки процессов, совместно осуществляемых несколькими компаниями.

На интернациональном уровне, по сравнению с внутринациональным, электронная коммерция усложняется, что вызвано такими факторами, как налогообложение, соглашения между странами, таможенные сборы и различия в правилах банковской деятельности.

Работа на нижних уровнях электронной коммерции связана с представительством компании в сети, рекламой, а также пред- и послепродажной поддержкой. Доступные на сегодняшний день готовые технологии делают работу на таком уровне недорогой и простой, чем уже пользуются тысячи мелких компаний. Напротив, более развитые формы электронной коммерции ставят более сложные проблемы, скорее культурно-правового, чем технологического характера, поэтому первопроходцами на этом уровне часто выступают достаточно крупные и богатые компании.

Обычно выделяют 5 категорий электронной коммерции:

• бизнес - бизнес;

• бизнес - потребитель;

• бизнес - администрация;

• потребитель — администрация;

• потребитель - потребитель.

Примером из категории электронной коммерции «бизнес - бизнес» может служить компания, использующая сеть для заказов поставщикам, получения счетов и оплаты. Эта категория электронной коммерции успешно складывалась в течение нескольких лет, с частичным использованием технологии электронного обмена данными в частных сетях или сетях с дополнительными услугами - VAN (Value Added Networks).

Категория «бизнес - потребитель» - это электронная розничная торговля. Эта категория сильно расширила свои рамки с появлением World Wide Web (WWW). На сегодняшний день в Интернете открыто множество магазинов, предлагающих потребителям всевозможные товары - от печенья и вина до компьютеров и автомобилей.

В категорию «бизнес - администрация» входят все сделки, заключаемые между компаниями и правительственными организациями. Например, в США информация о планируемых правительством закупках публикуется в Интернете, и компании могут посылать свои предложения электронным способом. Сегодня эта категория пока находится в зачаточном состоянии, но может быстро разрастись при условии, что правительства используют собственные возможности для поддержки и развития электронной коммерции.

Категория «потребитель - администрация» еще не существует. Однако с разрастанием категорий «бизнес - потребитель» и «бизнес - администрация» правительства могут расширить электронное взаимодействие в таких областях, как, например, социальные выплаты.

Нас же в первую очередь будет интересовать категория «бизнес - бизнес», так как накопленный именно в данной области мировой опыт может помочь российским бизнесменам воспользоваться всеми преимуществами, которые предлагает на современном этапе электронная торговля.

Сам процесс электронной торговли можно разделить на три этапа;

1. этап поиска, во время которого производители и потребители (продавцы и покупатели) устанавливают первый контакт;

2. этап размещения заказа и его оплаты после того, как сделка согласована;

3. этап поставки.

При этом вся деятельность может вестись не только между фирмами, находящимися на почтительном расстоянии друг от друга (Экстранет), но и внутри отдельной компании (Интранет).

Первый этап - этап поиска включает первый контакт между потребителями и поставщиками. Эта стадия может приводить или нет к заключению конкретной сделки.

Второй этап влечет за собой заказ и платеж за товар или услугу, обычно через электронную передачу информации с банковского счета или кредитной карты:

Третий этап - поставка. В случае поставки товаров или услуг, представляющих собой информацию в цифровом формате, все три стадии можно осуществить с помощью Интернета. Электронная торговля в Интернете обычно заканчивается на второй стадии, когда речь идет о товарах и услугах, которые не могут быть поставлены в электронном виде, а также услугах, реализуемых только посредством физического контакта поставщика и потребителя услуги. Однако в будущем можно смело прогнозировать увеличивающееся распространение электронной поставки товаров и услуг по мере роста потребления таких продуктов, как программное обеспечение, аудиовизуальные объекты и пр.

Глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Интернета позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в Интернете дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный он-лайновый бизнес формирует новый канал для сбыта - «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (программное обеспечение) могут быть поставлены через каналы сети, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в режиме он-лайн.

 

Возникновение феномена сетевых сообществ обусловлено переходом от индустриального общества к постиндустриальному. Одним из ключевых критериев данного перехода является переход от бюрократических отношений как доминирующей формы к социальным сетям. Сетевая структура, в отличие от ее бюрократического прообраза, нередко представляет собой систему с децентрализованной иерархией, широким спектром ответственности, формальные отношения в которой отходят на второй план.

Интернет-пространство включает в себя не только компьютерные сети и информационную интеграцию, но, в первую очередь, взаимосвязанных и активно функционирующих в этом пространстве людей вместе с информационными продуктами их активности, зачастую сформированными под влиянием запросов, потребностей и интересов в виртуальном взаимодействии. В сетевом пространстве происходит конструирование некоей социальной реальности нового порядка, включающей в свою сферу не только формально существующие группы, но и интеракцию социально-профессиональных норм и ценностей, воспроизводство организационной структуры интернет-сообществ (включая организационное производство профессиональных содружеств, определение профессиональных статусов, развитие процессов внутригруппового мего- и микроструктурирования).

Сетевые образования играют роль своеобразной надстройки над объективными реалиями, выступают как качественно иная форма организации коммуникации между различными социально-экономическими институтами, создавая иное, параллельное пространство. Психологическое объяснение феномена сетевого сообщества заключается в том, что сетевые структуры удовлетворяют потребности людей в социальной защищенности, личных, неформальных отношениях, чувстве групповой идентичности. На их основе формируется новый тип социально-профессиональных групп.

Социальная сеть ("social network") определяется как любая группа людей, находящихся во взаимодействии и разделяющих между собой социальные связи. Такого рода взаимодействие необходимо требует единства пространства, в котором происходит взаимодействие, включая и киберпространство, поэтому ("social network"), применительно к среде Интернет понятия «сетевое сообщество» и «социальная сеть» ("social network") могут восприниматься как синонимы.

В.Ю.Нестеров [1] предлагает разделять понятия «сетевой социум» (группа людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях) и «сетевой социальный агрегат», так как обязательной характеристикой сетевого социума является «осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п.». По мнению В.Ю.Нестерова, сетевой социальный агрегат первичен, и трансформируется в сетевое сообщество, на основе созданной программной оболочки, посещаемой пользователями сети Интернет, «в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса».

Семантическое поле понятия «сетевое сообщество» можно определить следующим образом: сообщество здесь является неким собранием людей, находящихся в интеракции и имеющим общие целевые, ценностные и пространственно-временные ориентиры. Объединяющими факторами выступают общие цели, интересы и потребности; общие ресурсы к которым члены сообщества имеют доступ; характерный тип дискурса и тезаурус. Коммуникационной средой преимущественно является киберпространство.

Сегодня в существующих сетевых сообществах поддерживаются следующие сетевые формы общения [3]: электронная почта, списки рассылки, онлайн конференции, обмен файлами, многопользовательские миры, Интернет-чаты, Интернет-форумы, веб-блоги, wikiwiki.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.