Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства инноваций. Непременными свойствами инновации являются:




Непременными свойствами инновации являются:

1) научно-техническая новизна;

2) производственная применимость.

Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса:

1) простой внутриорганизационный (или натуральный);

2) простой межорганизационный (или товарный);

3) расширенный.

Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:

а) формы принятия решения;

б) способа передачи информации;

в) свойств социальной системы;

г) свойств самого нововведений.

Свойствами нововведений являются:

1) относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;

2) совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой;

3) сложность;

4) накопленный опыт внедрения и др.

Один из главных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Й. Шумпетера, диффузия нововведений – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

К. Маркс и Й. Шумпетер считали ожидание сверхприбылей (предпринимательского дохода) главной движущей силой принятия нововведений. Предприниматель, осуществляя нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую в связи с этим дополнительную прибыль. Его временная монополия на использование новшенства, защищенная коммерческой тайной или патентом, обеспечивает предпринимателю получение избыточной прибыли вплоть до достижения экономикой нового состояния равновесия. Обладая временной монополией, предприниматель использует ее в конкурентной борьбе, имея возможность снизить цены на свою продукцию, чтобы вытеснить конкурентов, и за счет расширения масштабов производства увеличить массу прибыли даже при снижении ее доли в единице товара.

Г.А. Краюхин отмечает, что помимо предпринимательского дохода, поводом к созданию малых инновационных фирм выступает возможность получения учредительского дохода. Первоначальный капитал венчурного предприятия формируется за счет собственных средств учредителей (инженеров-изобретателей, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних займов. Учредители фирм выступают и в качестве их основных сотрудников. На этапе завоевания рынка предприятие имеет право выпустить на фондовый рынок свои акции с целью привлечения дополнительных ресурсов для расширения деятельности. Эмиссия акций и приносит основателям предприятий учредительский доход.

На ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение нововведений – это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации. Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике.

Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Но со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела распространения. Таким образом, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов.

Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации большую роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. Следовательно, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

 

 

Сущность и задачи инновационного менеджмента

http://innovation-management.ru/sushhnost-i-zadachi

Самое трудное искусство – это искусство управлять. М. Вебер Laissez faire laissez passer ­– Предоставьте (людям) делать свои дела, предоставьте (делам) идти своим ходом. Ж.К. Гурнэ   Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла: 1) планирование; 2) определение условий и организация; 3) исполнение; 4) руководство. Схематично стадии инновационного менеджмента представлены ниже. На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – определяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются исследования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.     Инновационный процесс (ИП) имеет циклический характер. Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой функциональные, организационные единицы, обособившиеся в результате разделения человеческого труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям. В общем виде инновационный процесс можно записать в виде цепочки: ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб, где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт. Для анализа этой цепочки следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ – ОС (который может продолжаться свыше 10 лет) и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т.д. Начальной стадией любого инновационного процесса является фундаментальное (теоретическое) исследование, связанное с понятием научной деятельности. Разумеется, и каждый отдельный элемент цикла насыщен научной деятельностью, связанной с фундаментальным исследованием. Характерно, что количество новых сведений убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами. Если говорить о конечном результате ФИ, то необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса. Теоретическое исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, но именно оно есть фундамент инновационного процесса. Вместе с тем необходимость теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете. Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ – Р – ПР и т. Д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. Из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике. Ведь цель фундаментального исследования – познание и развитие процесса (теории вопроса). Совершенно иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т.д. В результате разработок создаются конструкции новых машин (оборудования) и процесс переходит в фазы проектирования (Пр), строительства (С), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы М и Сб напрямую связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 

Лекция 3 Виды инноваций. Классификация инноваций

http://innovation-management.ru/vidy-innovaczij

Новизна – это призыв к действию для юного, к размышлению для зрелого и к осторожности для пожилого. Виктор Кротов Лучшее – враг хорошего. Но не самый злой. Авессалом Подводный   Классификация инноваций Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия. По типу новизны для рынка инновации делятся на: а) новые для отрасли в мире; б) новые для отрасли в стране; в) новые для данного предприятия (группы предприятий). По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить: а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: а) радикальные (базовые); б) улучшающие; в) модификационные (частные). Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления. Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев: 1. Распространенности (единичные и диффузные); 2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые); 3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения3); 4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические); 5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие). Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. С.Д. Ильенкова справедливо отмечает, что выдающееся инновационное исследование было выполнено в 20-х гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым – автором теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7–11 лет), больших циклов (48–55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры. Для обоснования больших циклов им проанализирован обширный фактический материал – статистические данные четырех ведущих капиталистических стран: Англии, Франции, Германии, США. Исследовалась динамика цен, процент на капитал, заработная плата, объем внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности по индексам общемирового производства. В результате проведенные по данным, охватывавшим период 140 лет, исследования показали наличие циклических волн продолжительностью 48–55 лет.

 

 

 

Волны Кондратьева

 

 
Цикл Волны Периоды
I Повышательная с конца 80-х – нач.90-х гг. до 1810–1817 гг.
  Понижательная с 1810 –1817 гг. до 1844–1851 гг.
II Повышательная с 1844–1851 гг. до 1870–1875 гг.
  Понижательная с 1870–1875 гг. до 1890–1896 гг.
III Повышательная с 1890–1896 гг. до 1914–1920 гг.
  Вероятная понижательная с 1914–1920 гг.


В развитии первой повышательной волны (конец XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна.

Рост в период второй волны (середина XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог и развитием морского транспорта.

Третья повышательная волна (конец XIX – начало XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н.Д. Кондратьев в процессе своих исследований убедился в том, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами (кластерами). Таким образом, в его исследованиях впервые были заложены основы так называемого кластерного подхода. Рекомендации Н.Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии.

На основе современных научных исследований можно говорить об эволюции технологических укладов. Сегодня известно пять укладов (волн).

Первая волна (1785–1835 гг.)

Сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности и использовании энергии воды.

Вторая волна (1830–1890 гг.)

Была связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя («эпоха пара»).

Третья волна (1889–1940 гг.)

Базировалась на использовании в промышленном производстве электрической энергии («эпоха электричества»), развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобиль, самолет, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930–1990 гг.)

Сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружений, товаров народного потребления (ТНП). Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты, радары. Атом используется в военных, а затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран.

Пятая волна (1985–2035 гг.)

Опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства и спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных сетью на основе Интернет, осуществляется тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок продукции по принципу «точно в срок».

В экономике России в связи с большими возможностями для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила), участием в многочисленных войнах, низким уровнем интеграции с развитыми странами, получением из стран бывшего Совета Экономической Взаимопомощи сложного оборудования и ТНП, к концу 80-х гг. прослеживалось наличие одновременно 3, 4 и 5-го технологических укладов, с преобладанием 3 и 4-го укладов.

С точки зрения уровня развития стран, международной кооперации и интеграции, И.В. Липсиц и А.А. Нещадин делят мировое сообщество на следующие группы стран:

1) Технологическое ядро: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция;

2) Страны 1-го технологического круга: Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия, Южная Корея и др.;

3) Страны 2-го технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны;

4) Постсоциалистические страны Восточной Европы;

5) Страны СНГ и ближнего зарубежья;

6) Наименее развитые из развивающихся стран.

С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов и Г.Г. Фетисов включают в технологическое ядро пятого технологического уклада Японию, США, Германию, Швецию, страны ЕЭС, Канаду, Южную Корею, Австралию2. Ядром пятого уклада являются: электронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, оптические волокна, роботостроение, информационные услуги, производство и потребление газа.

Инновационная деятельность в странах-лидерах базируется на горизонтальной интеграции НИОКР, проектирования и обучения, создании вычислительных сетей, проведении совместных исследований, государственной поддержке новых технологий. Ю.В. Перевалов к специфическим характеристикам современных технологий относит следующие:

1) узкая специализация;

2) быстрая устареваемость;

3) необходимость постоянного развития;

4) высокая рискованность финансовых ресурсов;

5) быстрая распространяемость по всему миру;

6) разработка и внедрение ноу-хау;

7) развитие при тиражировании;

8) невозможность распространения только с помощью документации и др.

Названные характеристики создают неопределенность и неравномерность научно-технического процесса (НТП), сложность сохранения позиций лидерства и монополизма в технологической сфере, в результате происходит постоянное появление «ниш», которые вполне могут занять аутсайдеры. Так, сегодня развитие науки становится уже не целью, а средством социально-экономического развития стран, причем будущее человечества, как отмечают ученые, связывается не технотронным, а гуманистическим обществом, ориентированном на достоинство, знания и свободу личности.

Одной из важнейших задач общества гуманизма является производство знаний. Высшей целью такого общества выступает формирование и развитие личности. Пониманием этого проникнуты действия правительственных и неправительственных организаций ведущих стран мира. Так, в промышленно развитых странах накопление человеческого капитала к концу ушедшего века в 3–4 раза превысило накопление капитала в материально-вещественной форме, значительно выросли расходы на строительство музеев, библиотек, театров и спортивных сооружений. В США музеи посещает в год более 500 млн. человек, а в Великобритании сфера культуры и искусства приносит больше дохода, нежели автомобильная промышленность. Причем, вложения британских корпораций в искусство подскочили с 1,08 млн. долларов США в 1976 г. до 46,8 млн. долларов в 1987 г.

В одной из динамично развивающихся стран Дальнего Востока – Южной Корее – численность населения в возрасте 20–24 лет, получившего высшее образование, сопоставима с Японией и Францией. На 1 млн. человек населения там в 1993 г. приходилось 8706 научно-технических работников. В ее столице – г. Сеуле – половина населения посещает университеты либо закончило их, поэтому в Южной Корее самое высокое в мире число докторов наук на душу населения. Уровень образованности общества прямо сказывается на темпах социально-экономического развития страны. Поэтому темпы экономического роста Южной Кореи – около 10%, а заработной платы – 15% в год.

 

Организация инновационного менеджмента

 

На работе люди становятся своими, если каждый из них занимается своим делом. Александр Борин   Организационные структуры инновационного менеджмента – организации, занимающиеся инновационной деятельностью, исследованиями и разработками. Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой НИОКР являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся также в составе организации (учреждения, предприятия). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности. В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ. Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам, т.к. небольшие коллективы более мобильны и лучше воспринимают и генерируют новые идеи. В связи с этим в США, например, 7 из 13 важнейших изобретений в сталелитейной промышленности сделаны независимыми изобретателями, а все остальные – малыми фирмами. Другой пример: в алюминиевой промышленности более 100 из 150 базовых изобретений создано малыми фирмами и независимыми изобретателями. Есть убедительные данные экспертной оценки, что более 90% средств новой технологии создавалось до сих пор в США мелкими фирмами или независимыми изобретателями. К аналогичным выводам приводит анализ ситуации, складывающейся в настоящее время в нашей стране. Малый исследовательский бизнес сформировался примерно в 60-х гг. ушедшего века3. Мелкие и средние исследовательские фирмы зачастую создавались вблизи университетских центров, совместно арендуя и используя землю, лабораторную и информационную технику университетов. Так, вокруг Стэнфордского университета находится более 3000 мелких и средних электронных фирм с числом занятых 190–200 тыс. человек. Каждая из них ориентируется на разработку 1–2 видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов. В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Например, в американской компании «МакГроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.
Сектор Содержание
Государственный Организации министерств, ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (госуправление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение), включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Они в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций
Предпринимательский Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в т.ч. находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.  
Высшее образование Университеты и другие вузы, независимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с вузами. Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Минобразования и науки РФ)  
Частный бесприбыльный (некоммерческий) Частные организации (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), не ставящие своей целью получение прибыли; кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.

 

На заводе компании «Гудьир», например, организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В японской перерабатывающей промышленности 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек, а 10% – предприятия с численностью работающих от 10–20 человек.

Автомобили "Тойота" и "Хонда" на японских заводах просто собираются, а десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них детали и узлы. Так, на заводе, поставляющем пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают всего 9 (!) человек. Площадь завода – 300 кв. метров. Пресс-формы для деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек – хозяин своего предприятия и работает на нем, но выпускает пресс-формы, отвечающие самым высоким требованиям. Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Наименьшими предприятиями в Японии считаются имеющие основные фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной платы одного работающего, т.е. практически каждая семья может открыть свой бизнес.

Японские компании отчисляют существенную долю от объема продаж (в передовых отраслях 8–10%) на исследования и разработки, понимая, что наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой технологии.

Американская практика организации поисковых исследований породила такую форму предпринимательства как рисковый (венчурный) бизнес. Он представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках и производстве новой продукции. Их создают, в основном, ученые-исследователи, инженеры и новаторы. Венчурный бизнес распространен в США, странах Западной Европы, Японии.

 

Венчурные фирмы

 

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий. Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество сотрудников небольшое. Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: 1) идеи инновации – нового изделия (технологии); 2) общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; 3) рискового капитала для финансирования подобных фирм. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес. В отличие от других форм инвестирования, эта форма обладает рядом специфических черт, а именно: 1) долевым участием инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме; 2) предоставлением средств на длительный срок; 3) активной ролью инвестора в управлении финансируемой фирмой. В США, как стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится почти 40% венчурных инвестиций. Выделяют следующие виды венчурных предприятий: 1) собственно рисковый бизнес; 2) внутренние рисковые проекты крупных корпораций. В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов. К первому виду относят независимые малые инновационные фирмы. Второй вид – это финансовые учреждения, предоставляющие первым капитал. Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры и изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм часто служат личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. Поэтому приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых дать рисковый капитал на «раскрутку» инноваций. В середине 80-х годов только в США существовало более 500 подобных компаний. Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок. Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. Таким образом, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства – взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего. Венчурное предпринимательство привлекательно и для российской экономики. Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили крупные промышленные предприятия военно-промышленного комплекса России, как в стране, так и за рубежом пойти на внутренние рисковые проекты или «внутренние венчуры». Они представляют небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства. За обусловленный срок внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт к запуску в массовое производство. Как правило, это бывает производство нетрадиционного для данной фирмы изделия. Внутренний рисковый проект служит также изысканию новых рынков. При успехе проекта подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано иным подразделениям. Промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов. Ключевым стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Так, средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет порядка 20% в год, что в 3 раза выше, чем в целом по экономике США. Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка, именуют эксплерентами. Их дело – продвижение новшеств на рынок. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования на определенный срок. За этот срок эксплерент должен добиться успеха (если, конечно, ему суждено быть). Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил: 1) каждое новое вложение осуществляется только тогда, если предыдущее себя оправдало (это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта); 2) каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях. Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес отнюдь не является занятием чистой наукой или изобретательством. Часто инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.

 

Фирмы эксплеренты

 

Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в «окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции. Как правило, фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам. Однако венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-технических сдвигов в современной западной экономике. С.Д. Ильенкова с коллегами приводят в работе пояснения относительно поведения фирмы как потребителя инноваций. По ним можно понять причины выбора того или иного варианта для проведения технологических изменений. Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в нашей стране, но инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки. На территории Российской Федерации сегодня существует около 15 тысяч структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего ныне в Министерство образования РФ). Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства. Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора рисковый капитал. На ближайшие годы в России ставятся серьезные задачи по поддержке инновационного предпринимательства. Так, согласно документу Минпромнауки РФ «Концепция развития венчурной индустрии в России», поставлен вопрос о создании агентств по трансферу технологий (АТТ) при государственных научных заведениях страны. По оценке Минпромнауки, АТТ позволят к 2007 году создавать на базе государственных научных организаций в год от 3 до 5 тысяч небольших компаний численностью 30–50 человек с общим числом занятых до 150–200 тысяч человек. Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Конечно же, выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.

 

Фирмы патиенты

 

При ориентации на узкий сегмент рынка это будут фирмы-патиенты. Последние работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность. Его главная цель – снизить риск в жизни фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников.

 

Фирмы виоленты

 

В сфере крупного стандартного бизнеса действуютфирмы-виоленты. Это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в "окрестностях" максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования. Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – непременное условие деятельности фирм. Они должны иметь должность инновационного менеджера и быть очень осторожны в изменении своей политики.

 

Фирмы коммутанты

 

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты. Последние действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей. Инновационные менеджеры таких фирм должны хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей. Напомним, что организационная схема управления – это распределение прав и ответственности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 15182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.