Фронтирование рынка, или фронтинг (от англ. front – выходить на), – это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Оно связано с решением комплекса задач.
Выход на рынок, уже занятый другим субъектом, или на зарубежный рынок продавец инновации начинает с решения главной задачи: «по какой цене продавать данную инновацию?» Самая большая ошибка заключается в подходе продать инновацию на каких угодно условиях, лишь бы ее купили. Единственным преимуществом этого подхода является то, что продавец заявил о себе, дал информацию о своем существовании.
Однако принцип «неважно по какой цене, но лишь бы продать», ведет к невыгодным сделкам и подрывает будущий престиж инвестора продавца. Покупатель инновации, еще не купивший ее, может решить, что эта инновация плохого качества. Кроме того, неоправданно низкая цена продукта может иметь характер прецедента. Инвестор-покупатель будет в дальнейшем стремиться купить у этого продавца любую инновацию по низкой цене.
Второй задачей, решаемой при захвате рынка, является анализ будущего рынка своей инновации.
Аналитические и организационные задачи являются общими для внутреннего и внешнего (зарубежного) рынка. Они могут отличаться лишь в подходе к решению задач, в сроках их решения, в используемых средствах решения (компьютеры, Интернет, информационный продукт и системы анализа информации) и др.
Анализ будущего рынка своей инновации есть не что иное, как маркетинговое исследование. Реализация маркетинговой политики начинается с разработки стратегии маркетинга, которая включает в себя пять концепций:
1) сегментации рынка;
2) выбора целевого рынка;
3) выбора методов выхода на рынок;
4) выбора маркетинговых средств;
5) выбора времени выхода на рынок.
Захват зарубежного рынка следует начинать с экспортного маркетингового исследования данного бизнеса. Последнее является исследованием возможностей реализации своих новых продуктов на зарубежных рынках. Экспортное маркетинговое исследование в области инноваций означает нахождение потенциальных покупателей за границей. Оно включает в себя следующие этапы:
1) изучения всех доступных внешних рынков с целью выбора каких-то более перспективных рынков;
2) обоснования выхода на рынок конкретной страны или группы стран мировых рынков;
3) составления программы маркетинга при реализации своей инновации на зарубежном рынке. Эта программа включает в себя изучение рыночного потенциала, исследование позиций конкурентов, сбор и изучение информации о покупателях и т.п. Рыночный потенциал – это емкость рынка, т.е. какое количество продукта или операции (технологии) возможно продать за год на рынке при действующих ценах (курсах, процентных ставках). Позиция конкурентов характеризуется многими факторами: его местом на рынке, имиджем, конкурентоспособностью и т. п.;
4) выбора метода выхода на рынок;
5) выбора времени выхода на рынок.
Метод и время выхода инноваций на зарубежный рынок зависит от конкретной ситуации на этом рынке. Существуют два метода выхода на рынок:
1) собственное предпринимательство, т.е. собственные индивидуальные действия продавца;
2) совместное предпринимательство, т.е. действия продавца в сотрудничестве с местными продавцами.
Изучение рынка неотделимо от инновации, предназначенной к продаже. Перед экспортом инновации обычно возникает три базовых вопроса:
1) Какой продукт или операция (технология) привлекает к себе внимание покупателей, т.е. будут ли нужны эти инновации на зарубежном рынке?
2) В каком количестве будут нужны эти инновации?
3) По какой цене покупатели будут покупать данную инновацию и каков может быть разрыв между низкой и высокой ценой инновации?
Ответ на данные вопросы получают путем сбора и обработки определенного количества информационного продукта. Существуют две группы источников информации:
1) источники, содержащие первичную информацию;
2) источники, содержащие вторичную информацию (вторичные данные по информации).
Первичная информация – это информация, собранная для какой-либо конкретной цели, а под вторичной понимается информация, которая уже существует, будучи собранной ранее для других целей. Большую пользу для изучения зарубежного рынка инновации можно извлечь из статистических сборников, справочных изданий, отчетов таможенных органов, отчетов акционерных обществ, журналов и патентной информации, отчетов торговых агентов, каталогов фирм, рекламных изданий, газет и т.п. Поскольку вторичная информация уже существует, то исследование зарубежного рынка следует начать именно со сбора этой информации. Для аналитика вторичная информация более доступна, чем первичная, да и обходится она дешевле. При анализе важное значение имеет вопрос о выборке информационных данных – объеме документов, требуемом для изучения.
Когда же имеющиеся документы дают лишь косвенную информацию о состоянии рынка, то надо заранее с помощью экспертных оценок решить вопрос отбора информации и вопрос отбора документов. При решении вопроса о выборке целесообразно использовать приемы математической статистики. Произведя анализ эффективности отдельных видов источников информации можно дать косвенную оценку эффективности источников по инновациям.
Имеются данные об успешной работе японских фирм в зависимости от видов источников информации на рынке нововведений1. Они составлены на основе присвоения каждому нововведению соответствующего ранга (в переводе с немецкого rang – ряд, класс, разряд). Составленная зависимость приведена ниже. По ней можно увидеть: первое место занимают фирмы, использующие в качестве источника информации сведения об изделиях конкурентов, а последнее – фирмы, использующие отчеты акционерных компаний. Тенденция зависимости успеха хозяйствующего субъекта от вида источника информации в большой мере характерна и для инноваций. Опираясь на данные таблицы, можно считать, что наиболее точным источником вторичной информации для успешной работы фирмы в сфере инноваций является получение сведений о продуктах конкурентов, об их рекламе и о самих конкурентах.
Зависимость степени успеха деятельности японских фирм от вида источника вторичной информации
В настоящее время фронтирование широко применяется на международном страховом рынке и на рынке банковских услуг. На международном страховом рынке фронтинг означает операцию, в процессе которой страховая компания оформляет страховой полис, но риск (весь или часть его) передает другому страховщику, который не фигурирует в договоре. Другими словами, фронтирование страхового рынка – это принятие на страхование (в перестрахование) рисков с целью передачи их полностью или частично за соответствующее вознаграждение другим страховым компаниям, часто по просьбе последних. Осуществляется это в случаях, когда страховщик желает попасть на рынок, куда он сам или его полисы не допускаются. Тогда страховщик обращается к местной страховой компании с предложением оформить за вознаграждение страховой полис, а затем переводит на себя риск и страховые взносы. Страховая компания, выдающая по просьбе другого страховщика страховой полис от своего имени (имея в виду, что 100 % принятого риска будет перестраховано у того же страховщика, по просьбе которого выдается страховой полис), называется фронтирующей компанией, а страховой полис – фронт-полисом. Страховые компании весьма изобретательно подходят к оформлению полиса, поскольку юридическое лицо, выдавшее полис, является ответчиком в случае возможных претензий. Зачастую фронтирование международных банковских услуг осуществляется путем проведения операций своп, или свопинга. Так, например, в книге К. Рэдхэда и С. Хьюса1 приводят следующий пример валютного свопа. В начале 1980-х годов, когда Всемирный банк брал кредиты в швейцарских франках, возникла ситуация по переполнению рынка долговыми обязательствами этого банка. Рынок швейцарского франка был настолько насыщен долговыми обязательствами Всемирного банка, что банк столкнулся с проблемой повышения процентных ставок. Банк обошел эту проблему, взяв в займы доллары и заключив своп с компанией IBM. В связи с тем, что на рынке швейцарского франка было мало корпоративных заемщиков из США, то этим корпорациям предоставлялись кредиты под относительно низкие проценты. Поэтому IBM имела возможность брать в займы швейцарские франки дешевле, чем Всемирный банк. Компания IBM взяла кредит в швейцарских франках и осуществила своп (франки против долларов США) со Всемирным банком на взаимовыгодных условиях. |
……………………..
Принцип мэрджера |
Этот термин в переводе с французского и латинского (от слов maied и major – старший, большой, более поздний) означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействий конкурентной фирмы. Мэрджер проводит поглощающая компания в отношении приобретаемой фирмы и включает в себя действия компании по следующим этапам: 1) Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы, намеченной к поглощению (приобретаемой фирмы); 2) Оценка перспектив развития фирмы и ее возможностей на данном рынке, а также результативности работы фирмы в этой области деятельности; 3) Оценка финансовых возможностей компании в отношении данной фирмы; 4) Принятие компанией решения о поглощении фирмы; 5) Выбор формы мэрджера; 6) Проведение процедуры поглощения фирмы в соответствии с выбранной формой мэрджера. Возможны три формы мэрджера: 1) компания покупает имущество фирмы (здания, помещения, другие объекты недвижимости, оборудование, транспорт и другие основные фонды и нематериальные активы); 2) компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы; 3) компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой. Сосредоточив в своих руках контрольный пакет акций фирмы, компания становится для нее материнской компанией, а сама фирма превращается в дочернее предприятие. Образуется холдинговая компания, представляющая собой головную компанию, владеющую контрольным пакетом акций других акционерных обществ и специализирующихся на управлении этими обществами (дочерними предприятиями). Первые две формы мэрджера означают поглощение фирмы компанией. Третья форма – это слияние фирмы с компанией в новую компанию. Цель мэрджера заключается в синергизме. Последний означает явление в деловой жизни, когда общий результат превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в него. Проведем аналогию из жизни человека. Хотя в организме любого человека находятся внутренние резервы, они в стандартных условиях не действуют. Но во время болезни на эффект лечения влияют три силы: 1) усилия врача; 2) обычные действия организма больного в условиях болезни; 3) вера, активизирующая человеческую психику и вызывающая действия всех скрытых резервов человеческого организма. Причинами возникновения синергизма могут быть: 1) Вертикальная интеграция хозяйственного процесса (она означает, что как приобретаемая фирма, так и поглощающая ее компания находятся на разных уровнях технологической цепочки хозяйственного процесса. Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки обращения или более эффективное распределение ресурсов); 2) Горизонтальная интеграция хозяйственного процесса (она означает, что фирма и компания идентичны по направлению деятельности. У них имеются неиспользованные производственные ресурсы или маркетинговые возможности. Такая интеграция осуществляется в форме создания холдинга по типу наличия материнской компании и дочернего предприятия. Горизонтальная интеграция способствует сокращению производственных издержек, мобильности в распределении финансовых ресурсов); 3) Финансовые возможности приобретаемой фирмы. Ведь приобретаемая фирма может иметь неиспользованные возможности для получения кредита или для осуществления эмиссии ценных бумаг; 4) Диверсификация (от лат. diversus – разный + facere – делать) – рассеивание инвестиционного (для нас инновационного) риска. Она означает распределение капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой; 5) В области инновации диверсификация направлена на снижение степени риска нововведений путем приобретения фирмы, специализирующейся в другой области деятельности, чем основная деятельность компании; 6) Недооценка фирмой своей рыночной стоимости. Это проявляется прежде всего в том, что фирма не определяет цены фирмы на данный период времени и не следит за ее динамикой. Такое положение служит стимулом для компаний, приобретающих фирмы, особенно для холдинговых компаний; 7) Избыток (излишек) денежных средств у поглощающей компании. Поглощающая компания может иметь большие резервы денежных средств, которые она хочет использовать через приобретенную фирму. |
Организация НИОКР и проектирования |
http://innovation-management.ru/organizacziya-niokr-i-proektirovaniya
Слово «трудность» совершенно не должно существовать для творческого ума. Георг Кристоф Лихтенберг Задачи и этапы НИОКР Основными задачами НИОКР являются: 1) получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения; 2) теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных нормативов конкурентоспособности товаров организации; 3) практическая реализация портфеля новшеств и инноваций. Их реализация ведет к повышению эффективности использования ресурсов, росту конкурентоспособности организаций и, в конечном счете, повышению жизненного уровня населения. Ведь именно последний (находящий отражение в средней продолжительности жизни населения), по мнению А.В. Птушенко, является обобщенным критерием эффективности экономики. Ведь главный двигатель экономики – конкуренция платежеспособных потребителей, а не конкуренция производителей. НИОКР подразделяются на следующие этапы работ: 1)фундаментальные исследования (теоретические и поисковые); 2)прикладные исследования; 3)опытно-конструкторские работы; 4)опытные, экспериментальные работы, которые могут выполняться на любом из предыдущих этапов. Результаты теоретических исследований, как уже отмечалось выше, проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задача которых – открытие новых принципов создания изделий и технологий; новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений; методов менеджмента. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, но они иногда могут быть и отвергнуты. Приоритетность фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области. Известно, что вероятность положительного выхода фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики отраслевая наука заниматься этими исследованиями позволить себе не может. Чаще всего фундаментальные исследования финансируются за счет бюджета государства на конкурсной основе. Кроме них, безусловно, также могут частично использоваться внебюджетные средства. Прикладные исследования ориентированы на поиск путей практического применения открытых процессов и ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в опытно-конструкторских работах (ОКР). Последние – завершающая стадия НИОКР, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР и/или практического опыта. Они направлены на создание новых материалов, продуктов или устройств, внедрение новых процессов, систем и услуг или значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. К ним относятся: а) разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); б) разработка идей и вариантов нового объекта на уровне чертежа или иной системы знаковых средств (проектные работы); в) разработка технологических процессов – способов объединения физико-химических, механо-электрических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный результат (технологические работы). В состав разработок входит также: 1) создание опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); 2) их испытание в течение времени, необходимого для получения технических и других данных и накопления опыта, находящего затем отражение в технической документации по применению нововведений; 3) определенные виды проектных работ для строительства, которые предполагают использование результатов предшествующих исследований. Опытно-экспериментальные работы – вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление (отработку) опытных образцов новых продуктов, отработку новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание нестандартного оборудования, аппаратуры и приборов, установок, стендов, макетов, необходимых для проведения НИОКР. Опытная база науки – совокупность опытных производств (завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.), выполняющих опытно-экспериментальные работы. Таким образом, целью ОКР является создание (или модернизация) образцов новой техники (технологий), которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На стадии ОКР производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новой техники. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР (от 80–85% до 95–97%). При этом завершающей стадией НИОКР является освоение промышленного производства нового изделия. Среди областей внедрения НИОКР принято выделять следующие: 1) использование результатов НИР в других исследованиях и разработках, являющихся развитием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники; 2) использование результатов НИОКР в экспериментальных образцах и лабораторных процессах; 3) освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном производстве; 4) освоение результатов НИОКР и испытания опытных образцов в серийном производстве; 5) масштабное распространение технических новшеств в производстве и насыщении рынка готовыми изделиями. Организация НИОКР базируется на следующих межотраслевых системах документации, а именно: 1) Государственной системы стандартизации (ГСС); 2) Единой системы конструкторской документации (ЕСКД); 3) Единой системы технологической документации (ЕСТД); 4) Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП); 5) Системы разработки и постановки продукции в производство (СРПП); 6) Государственной системы качества продукции; 7) Государственной системы «Надежность в технике»; 8) Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и др. Результаты ОКР оформляются в соответствии с требованиями ЕСКД. Последняя – это комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые, взаимосвязанные правила и положения по составлению, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой в промышленности, научно-исследовательскими, проектно-конструк-торскими организациями и предприятиями. В ЕСКД учтены правила, положения, требования, а также положительный опыт оформления графических документов (эскизов, схем, чертежей и т.п.), установленных рекомендациями международных организаций ИСО (Международная организация по стандартизации), МЭК (Международная электротехническая комиссия) и др. ЕСКД предусматривает повышение производительности труда конструкторов; улучшение качества чертежно-технической документации; углубление внутримашинной и межмашинной унификации; обмен чертежно-технической документацией между организациями и предприятиями без переоформления; упрощение форм конструкторской документации, графических изображений, внесение в них изменений; возможность механизации и автоматизации обработки технических документов и дублирование их (АСУ, САПР и т.п.). На первой стадии жизненного цикла продукции – стадии стратегического маркетинга – исследуется рынок, разрабатываются нормативы конкурентоспособности, формируются разделы "Стратегии предприятия". Результаты этих исследований передаются на стадию НИОКР. Однако на этой стадии сокращается шаг расчета, значительно расширяется количество показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического развития производства, возникают новые ситуации. Поэтому и на стадии НИОКР рекомендуется проводить исследование механизма действия закона конкуренции и антимонопольного законодательства. В недавнем прошлом нашей страны (что до сих пор продолжает сказываться в ее настоящем!) в деятельности НИИ по организации НИОКР и проектирования наблюдалось множество недостатков, связанных с их монопольным отраслевым положением. Согласно В.Н. Спицнаделю3, в более чем половине обследованных институтов наблюдался невысокий научно-технический уровень ряда исследований и разработок, что было следствием некомпетентного и формального проведения технико-экономических обоснований. Например, в четырех головных НИИ доля работ, связанных с созданием техники будущего, составила менее 5% от общего объема выполняемых НИОКР, что является ярким свидетельством отсутствия комплексного подхода к решению проблем. Свыше 50% разработок, представляемых для внедрения организациями академий наук и высшей школы, не могли быть рекомендованы для внедрения из-за конструктивных и технологических недоработок. В целом по стране около 17% создаваемых образцов вообще не доводилось до серийного изготовления, т.к. в процессе подготовки производства выявлялось, что они требуют дополнительной конструкторской доработки и экспериментальной проверки. Лишь немногим более 20% изготовленных образцов осваивалось в год их создания4. В 80-е годы в отраслевых промышленных институтах и конструкторских бюро предприятий страны до 70–80% исследований было направлено на совершенствование существующих технических систем5. Комментарии здесь излишни. По аналогии с Западом в недавном прошлом мы часто копировали отнюдь не целесообразный для наших условий хозяйствования метод планирования затрат: подавляющая часть общих затрат на науку шла не на развитие собственно науки, а на проектно-конструкторские разработки (до 75%), дающие сразу же гарантированную прибыль, в то время как теоретический задел представлялся весьма сомнительным. Отсюда вытекает высокая актуальность всесторонней оценки систем по их жизненному циклу. Особенно это касается ранних этапов их создания. |
Инновационные проекты - экспертиза и проектирование |
В экономике России появилась новая концепция управления проектами (концепция Project Management). Ее основу составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс изменений осуществляется в рамках бюджета и временных ограничений по заранее разработанным правилам. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых странах методологией инвестиционной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.
Инновационный проект
Понятие «инновационный проект» рассматривается в трех аспектах:
1) как форма целевого управления инновационной деятельностью;
2) как процесс осуществления инноваций;
3) как комплект документов.
В свете первого аспекта инновационный проект представляет собой систему взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники, тогда как в свете второго он есть совокупность выполняемых в определенной последовательности научно-технологических, организационно-производственных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. При этом, безусловно, инновационный проект является комплектом технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.
С учетом всех трех аспектов можно дать определение инновационному проекту как комплекту документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту.
Руководство разработкой и последующей реализацией инновационного проекта осуществляют руководитель проекта (проектный менеджер) и научно-технический совет (НТС), в состав которого входят ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. НТС организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта – это юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта – это организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей. Ее состав и функции зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Для выполнения части функций разработчик может привлекать специализированные организации. Поддержку проекта осуществляют инновационные центры, фонды поддержки программ, консалтинговые формы, организации независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, аудиторские фирмы и выставочные центры.
Классификация инновационных проектов
Инновационные проекты классифицируются на базе классификаций инноваций и по уровню утверждения, финансирования и реализации подразделяются на межгосударственные и государственные, региональные и отраслевые, а также отдельного предприятия.
Этап разработки инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Ее единый состав пока не установлен и в конкретных случаях определяется исходным технико-экономическим заданием. Однако инновационный проект любого уровня включает следующие разделы:
– содержание и актуальность проблемы; – резюме руководителя проекта; – дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы; – систему мероприятий по реализации дерева целей проекта; – комплексное обоснование проекта; – комплексное обеспечение реализации проекта; – характеристику НТС; – экспертное заключение проекта; – механизму реализации проекта и система мотивации.
Механизм реализации проекта включает структуру инновационной организации, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы управления проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.
Одним из вопросов инновационного проектирования является определение порядка завершения проекта, включающего сдачу проекта. Последнее означает установление соответствия решений (принятых заказчиком при разработке концепции проекта) его результатам, полученным при реализации. Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором. При этом, если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (эксплуатационные) испытания. Они включают: а) проведение сравнения технико-экономических параметров разработки с запланированными; б) определение причин выявления расхождений; в) разработку мероприятий по устранению обнаруженных расхождений и организацию работ по устранению недоделок. Если в результате испытаний получается продукция, отвечающая требованиям проекта, то приемка готовых объектов оформляется протоколом комиссии. Результаты испытаний есть основание передачи заказчику ответственности от организаций-исполнителей в период сдачи-приемки готовой продукции.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |