Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализм




Реализм как художественный метод. Специфика реализма в ХІХ в. Критический и психологический реализм. Психологизм в литературе.

Творческий метод в литературе, определяющий принципы отношения писателя к изображаемой действительности. Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой. В основе реализма лежит идея детерминизма, влияния среды на человека. Реалистическая литература достигает художественной истины, то есть полной адекватности повествования его объекту. Классификация реалистического метода исходит из того, какие содержательные мотивы воссоздаются в произведении. Есть реализм социальный, где доминирующим началом являются реальные обстоятельства, которые определяют всю структуру соответствующего художественного текста, есть реализм характеров, где характеры «соперничают» с обстоятельствами; есть реализм психологический, где на первом месте стоит воспроизведение внутренней сущности психологии действующего лица. В гротескном реализме гротескная или сатирическая условность определяет стиль произведения, при этом не лишая персонаж логики самодвижения, соответствующей логике жизни. В русском реализме в течение 200 лет развивались два основных типа: критический и социальный. Эти термины были не вполне удачны, ибо при сопоставлении возникают объективные трудности. В основе терминологического обозначения критического реализма лежит пафос произведения, его критическая направленность, то есть субъективная сторона содержания, в другом же случае главным содержательным моментом метода является определенная идеологическая система, где господствует слово «социалистический». Это разновеликие величины, и если иметь в виду подлинную теоретическую эстетику, то следует сопоставлять явления, характерные своеобразием самих творческих принципов отражения жизни, а не идеологическим или субъективно-эмоциональным привнесением автором в художественные тексты своих симпатий и антипатий.Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний литературных героев, напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен изменить жизнь к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

 

Крити́ческий реали́зм — в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное направление, сложившееся в капиталистическом обществе XIX века.

Принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот). В советское время в обоснование критического реализма в России привлекали материалистическую эстетику В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова[1].Максим Горький признавал последнего великого представителя критического реализма в А. П. Чехове[2]. С самого Горького, по официальным советским представлениям, начинался отсчёт нового художественного метода — социалистического реализма.

Психологизм в литературе - полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Согласно А. Б. Есину, психологизм - «это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помощью специфических средств художественной литературы». Лит.- Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.Можно сказать, что вся богатейшая всемирная литература состоит из двух больших направлений - разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке внутреннего психологизма, направленного на анализ собственного внутреннего мира, своей души. Так, рассматривая произведения, изученные нами до десятого класса, к представителям первого направления можно отнести произведения И.С.Тургенева «Ася», «Записки охотника», второго – «Герой нашего времени», «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Тургенев добивался высочайшего мастерства в изображении характеров своих героев, раскрывая внутренний мир героев через действия и поступки. Еще в детстве читая «Муму», понимаешь, что только мужественный человек с сильным характером мог принять такое страшное решение – утопить самое близкое и родное существо, чтобы Муму не растерзала злая и жестокая толпа. В «Герое нашего времени» поражает способность Лермонтова раскрыть тайны внутреннего мира человека (Печорина), выразить душевные переживания так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.

В связи с этим различают три основные формы психологического изображения, к которым сводятся все конкретные приемы воспроизведения внутреннего мира литературных героев: прямую, косвенную и суммарно-обозначающую. Первые две формы были теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», – то есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики». Изображение характеров «изнутри» называют прямой формой, а «извне» - косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире героя не непосредственно, а через внешние симптомы его психологического состояния.О третьей форме психологического изображения А.Б. Есин пишет так: «Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны».Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!» Лит.- А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.Чаще всего в произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами – Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Мопассана и других, – для психологического изображения используются, как правило, все формы, хотя ведущую роль в психологизме играет всё же прямая форма – непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. К приёмам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Оба этих приёма состоят в том, что сложные душевные состояния героев раскладываются на их составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ – как от первого, так и от третьего лица.При самоанализе психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление читателя. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении – один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенные, и их внутренний мир практически не изображается, («Детство», «Отрочество» и «Юность» Л.Н.Толстого и др.).При психологическом анализе имеет свои преимущества повествование от третьего лица. Эта художественная форма позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя – он знает о нем все, может проследить внутренние процессы, объяснить связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Одновременно автор может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т.п. «Лучшие мои чувства я, боясь насмешки, хоронил в глубине сердца. Они там и умерли», - говорит о себе Печорин. Но, благодаря автору, мы понимаем, что не все «лучшие чувства» Печорина умерли. Он страдает, когда погибает Бэла, в минуту расставания с Верой у него «болезненно сжимается сердце»."В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом". Лит.-Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.