Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В России




 

Вопрос о моменте появлении студенческого самоуправления в России - один из спорных вопросов. По этому поводу можно выделить 2 принципиальные позиции:

 

1) Студенческое самоуправление - есть новое явление в России, появление которого обусловлено переходом России на «демократические рельсы» (то есть существование ССУ стало возможным только после провозглашения и нормативного закрепления в государстве демократических принципов и позиций).

В данном случае остается нерешенным вопрос о времени признания и нормативного закрепления демократических принципов в государстве - с момента принятия Конституции 1936 г., впервые закрепившей множество прав и свобод граждан, или же со времени распада ССР и образования Российской Федерации как демократической республики.

 

2) Студенческое самоуправление - институт, появление которого зависит не столько от факта признания демократических принципов в государстве, сколько от инициативы субъектов студенческого самоуправления - собственно студенчества (ССУ появилось с появлением в России высших учебных заведений);

 

Любым коллективам (в том числе и студенческим) так или иначе присущ признак самоорганизации, поэтому более верной представляется вторая позиция. Действительно, самоорганизация студенчества происходит под воздействием как внутренних, так внешних факторов, но последние оказывают меньшее влияние на ее принципы. В большинстве случаев субъекты сами решают, на каких принципах (демократических или нет) основывать управление делами своего коллектива. Так и студенческое самоуправление (конечно, не в том виде, в котором оно существует сейчас) сформировалось с появлением собственно студенчества, то есть с появлением в России высших учебных заведений.

 

 

  1. Периодизация развития ССУ

В общем виде развитие студенческого самоуправления можно подразделить на следующие периоды:

§ 1755 - 1917 г. - Дореволюционный (монархический) период

§ 1917 - 1990 г. - Советский период

§ 1990 - 2005 г. - Постсоветский период

 

  1. Дореволюционный период развития ССУ: 1 этап.

 

Впервые различные «прообразы» студенческого самоуправления стали появляться в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Немного позднее ССУ получило развитие в Дерптском и Казанском университетах.

 

Главным образцом ССУ для активного студенчества того времени были университеты Германии, где объединения студентов для решения различных вопросов жизни стали уже привычным делом.

 

12 ноября 1757 г. по инициативе студенчества в МГУ впервые было создано литературно-научное общество. Здесь собирались студенты, желавшие усовершенствовать свои знания в риторике и стихосложении. Данное общество активно сотрудничало с профессорами, получало от них консультации по интересующим их вопросам. После нескольких заседаний общество прекратило деятельность.

В течение последующих лет в Университете создавались различные общества, в которых по интересам объединялись студенты. Инициатива создания обществ и кружков принадлежала как студентам, так и преподавателям (проводя аналогию с современным студенческим самоуправлением - его органы создавались как на основе самоорганизации, так и на основе соуправления). До начала царствования Александра I общества и кружки фактически были единственной формой объединения студенчества.

 

Историки МГУ считают, что студенческое самоуправление зародилось 13 марта 1781 года. В этот год была создана студенческая организация - студенческое научно-просветительское общество Собрания университетских питомцев под покровительством куратора и ректора Московского Университета М.М.Хераскова.

 

В эпоху царствования Александра I в России было открыто сразу несколько университетов.

«Все они строились по образцу германских университетов и должны были иметь с ними много общего»[1][1]. Главным отличительным признаком явилась большая самостоятельность и свобода деятельности студентов. «Студенты же могли также создавать всевозможные научные общества, а также корпорации, которые регламентировали студенческую жизнь в университете»[2][2]. Таким образом, впервые в России появилась новая, до тех пор не известная форма объединения студенчества – студенческие корпорации.

 

Студенческая корпорация - форма объединения студенчества для регламентации студенческой жизни, проявления студенческой самостоятельности и самодеятельности.

 

Студенческие корпорации существовали «как бы нелегально», так как их деятельность никто не запрещал, но и никто не регламентировал. В Университетском Уставе не было указания на существование иных форм объединения студентов, кроме как сформированных по учебному принципу. Но и прямого запрета не было предусмотрено.

 

В 20-е годы в Дерптском университете устойчиво функционировали 3 корпорации - "Estonia", "Livonia" и "Fraternitas Rigensis", позже были образованы корпорации польских и русских студентов. Они образовывались по принципу землячества - то есть по принципу происхождения.

В эти годы формируется новая форма участия в управлении учебным процессом - конвент.

Конвент - собрание представителей корпорации с участием профессорского состава для обсуждения в том числе и состояния студенческих дел.

В 1834 г.в Дерптском университете впервые было созвано «собрание уполномоченных» - общеуниверситетский конвент, на котором присутствовали представители всех корпораций. Целью оставалось все то же обсуждение учебного процесса, участия студентов в нем, академической успеваемости.

Администрация университета благосклонно относилась к существованию этих корпораций.
В 40 годы XIX века студенты-корпоранты Дерптского университета добиваются учреждения «студенческого суда чести», который заменил практику дуэлей между студентами. Решение этого суда было обязательным для всех участников корпорации.

В МГУ корпорации прожили совсем недолго – слишком сильны были традиции студенческих кружков. Но тем не менее попытки создания корпораций производились. В 20-е годы было создано корпоративное общество "Ландсманншафт", вобравшее в себя немецких и русских студентов. «Для своих сборищ студенты наняли большую комнату, куда собирались почти ежедневно и где учились драться на рапирах и совершали свои вечерние попойки. Кроме этого велись и ученые прения, и дружеские разговоры»[3][3]. Эта корпорация просуществовала несколько лет, но была немногочисленной и большого влияния на развитие самостоятельных форм деятельности студентов не оказала.

 

Студентами С.-Петербургского университета в конце 30-х годов были созданы сразу три студенческие корпорации: "Аристократы", "Балтика" и "Рутения". В 1844 году, когда эти корпорации были обнаружены, в Министерстве народного просвещения началась паника. Правительство поручило чиновникам полиции из III Отделения собрать сведения об этих корпорациях.

В архивах III Отделения сохранилось дело о студентах С.-Петербургского университета. В деле подробно сообщается о характере деятельности этих обществ. Все три общества имели тайные уставы, но сами уставы не имели ничего предосудительного, кроме правил самоуправства или поединков. Общества эти управлялись старшинами, которые решали какие-либо споры между студентами и назначали место и время поединков и попоек. В деле имеется также интересная подробность о том, что в общество "Рутения" входят дети знатных особ, в том числе сын господина министра просвещения.

В III Отделении предполагали, что необходимо объявить о закрытии этих обществ, так как они были все же тайными, а всех студентов обязать подписками впредь не создавать никаких тайных обществ. Здесь следует заметить, что тайные общества были запрещены университетским уставом 1835 года. Однако правительство не приняло никаких строгих мер к уничтожению этих обществ и постепенно они сами распались.


Но в некоторых университетах студенческие объединения не получили мало-мальски серьезного развития. Например, в Виленском университете в это время активно создавались тайные политические организации. А в Харьковском же существовал строжайший инспекторский надзор, полностью регламентировавший студенческую самостоятельность и губивший в зародыше все неформальные студенческие объединения.

 

Значение студенческих корпораций:

1. Способствовали разработке и принятию так называемого «кодекса чести» студента (практика принятия которых возрождается в настоящий момент),

2. Поддерживали престиж в обществе и студентов и университетов,

3. Способствовали смягчению студенческих нравов (постепенно сокращая практику уличных драк и нарушения правил общественного порядка студентами, дебошей и пьянства как несовместимых с образом студента университета),

4. Способствовали появлению и развитию корпоративной культуры в студенческой среде.


В целом, XIX век более не привнес новых форм организации студентов. Следующим этапом подъема студенческого движения стал конец XIX - начало XX века.

 

  1. Объединения студентов в XIX веке: вопросы легитимации (на примере МГУ).

Нормативные акты, которыми регулировалась деятельность студенческих объединений, можно подразделить на правовые и неправовые. К первым можно отнести:

1) Проект об учреждении Московского Университета 12 января 1755 г.

2) Устав Императорского Московского университета 5 ноября 1804 г.

3) Устав 26 июля 1835 г.

4) Устав 18 июня 1863 г.

5) Иные Уставы.

Ко вторым же относились многочисленные уставы обществ, кружков и студенческих корпораций, соблюдение которых было обязательным только для членов этих объединений.

Как уже было сказало, деятельность студенческих объединений изначально не запрещалась, но после волнений 20х-30х в 1835 году был принят новый Устав Императорского Московского университета, запрещавший деятельность тайных обществ. Остается загадкой вопрос, какая же студенческая организация являлась тайной, потому как никаких критериев отграничения дано, по сути, не было.

Весомым достоинством, которым непреминули воспользоваться студенты и преподаватели, стала автономия университета, зафиксированная в Уставе 1804 г. Именно этот фактор сыграл важнейшую роль в формировании и закреплении демократических традиций у студенчества в условиях царской России. Автономия высшей школы и ее необходимость время от времени оспаривались, но в целом до 1917 г. этот принцип оставался непоколебимым.

 

  1. Дореволюционный период: 2 этап.

 

Конец XIX – начало XX века ознаменовался активным развитием молодежных, в том числе и студенческих организаций различного характера, целей и задач деятельности. Главной причиной тому были политические волнение и желание образовавшихся к тому времени партий привлечь на свою сторону свободолюбивые и «охочие до политики» студенческие массы.

К концу XIX века в царской России студенческое самоуправление активно набирало обороты. Продолжали действовать студенческие землячества, корпорации, ассоциации студенчества, различные организации, пропагандировавшие нравственное, духовное, физическое воспитание молодежи. В высших школах действовали научно-просветительские общества, центры, во многих были созданы организации быта и досуга студентов, студенческие театры и т.д.

В период до 1917 года в России существовали следующие модели студенческого самоуправления:

 

1. С первых лет существования университетов был введен выборный институт старост, который к началу XX века окончательно прижился в студенческой жизни. Права и обязанности старост определялись внутренними распорядками ВУЗов.

 

2. Но, тем не менее, проблема объединения студенчества, его активного взаимодействия все же требовала разрешения. Студенты стремились к корпорации, общественной жизни, взаимодействию, взаимопомощи. В июне 1900 года состоялся первый общероссийский съезд студенческих организаций учебных заведений России при активном участии представителей Московского университета.

 

3. 19 сентября 1908 года в МГУ по инициативе молодёжи был создан студенческий представительный орган - Совет факультетских старост. Так в одном из старейших ВУЗов России появился демократический орган управления делами студенчества ВУЗа. Структура была простой и понятной: студенты групп выбирали старост групп, те, в свою очередь, старост факультета, последние же объединялись в Общеуниверситетский Совет.

Таким образом, право на самоуправление по вопросам, отнесенным к ведению Совета, было реализовано. И оно реально осуществлялось.

 

4. В Петербургском университете также активно (особенно после всероссийского съезда) развивалось студенческое самоуправление.

В конце XIX века в университете существовали многочисленные кружки, входившие в Центральный Университетский Кружок. Но они не могли (и не выражали) мнения всего студенчества ВУЗа, потому как выражали свое отношение, в основном, не к внутриуниверситетской жизни, учебному процессу и быту студентов, а к жизни вне стен университета - волнениям общественно-политической жизни петербургского и российского общества.

 

Из воспоминаний К.Я.Загорского:

"… среди широких кругов студенчества пользовались довольно значительным сочувствием упреки против центрального кружка в том, что он является самозваным и отнюдь не может считаться представителем всего студенчества или хотя бы даже только существующих в его среде многочисленных кружков, и что, таким образом, самое наименование "центральный" он присвоил себе самовольно... Студенчество давно уже по собственной инициативе стремилось выйти из распыленного состояния, в котором ему полагалось быть по университетскому уставу, и сплотиться в форме различного рода кружков и организаций, центральный же кружок завершил эти давнишние стремления студенчества. Необходимо было лишь войти в организационную связь с этими кружками и установить координацию их действий … Для осуществления этих организационных мер было поручено членам центрального кружка предложить в тех, так сказать, местных кружках, в которых они участвовали, избрать своих представителей в центральный кружок для постоянного участия в его заседаниях. Предложение это и было сделано в местных кружках и принято ими, причем во всех этих кружках, за исключением одного только случая, избранными в качестве представителей оказались те же члены центрального кружка. Таким образом, был сделан весьма важный шаг в деле организации студентов Петербургского университета».


 

Все эти попытки самоорганизации носили политический характер, что никак не совпадало с возникшей задолго до этого концепцией объединения (на принципах автономии, независимого положения) студенчества для решения насущных вопросов их жизни в качестве собственно студентов.

 

5. СПб. После съезда 1900 г. деятельность студенческих организаций была существенно упорядочена. Новая, но быстро нашедшая признание среди студентов модель самоорганизации носила название хозяйственного студенческого самоуправления. Органы ХССУ назывались Студенческими Советами и в целом были похожи на современные ОССУ - профсоюзные организации. Целью и главной задачей ОХССУ было решение проблем столовых, общежитий, кооперативов, то есть организация быта студентов. Также к ведению Студенческих Советов относилась организация самостоятельно и совместно с иными студенческими объединениями досуга студентов ВУЗа.

Демократический порядок проведения выборов в общеуниверситетский и факультетский Советы, обсуждение и разрешение совместно с профессурой вопросов учебного процесса, непрепятствование со стороны Администрации ВУЗа самостоятельному решению внеучебных вопросов – эти признаки были присущи студенческому самоуправлению того времени.

 

Д. Благоев, "...Обширный зал аудитории (СПб университета) был переполнен сотнями студентов, на одной из скамеек стоял студент и резкими пламенными словами бичевал полицейский произвол, русский реакционный режим, призывал студенчество на борьбу с ним. Его речь сопровождалась бурными аплодисментами... Седой профессор показался из соседней с аудиторией комнаты и направился к кафедре. Однако студенты попросили его отложить свою лекцию, потому что у них сходка. Профессор, улыбаясь, ушел. Сходка кончилась без инцидентов…".

6. Активно издавались студенческие газеты, при финансовой поддержке, разумеется, Администрации ВУЗа. Она не только не препятствовала, но и часто помогала в организации выпусков. Естественно, это относилось только к тем изданиям, которые не затрагивали в своих выпусках вопросов политической жизни и не носили противосамодержавный характер. Примерами могут служить «Студенческая газета» Москвы и «Студенческие годы» СПб.

 

7. Прообразом современных студенческих отрядов охраны правопорядка стала студенческая милиция. Там студенты могли в том числе и подзаработать. Особую потребность в этом органе чувствовалась во время общественных волнений.

 

Интересен тот факт, что некоторые студенты, работавшие в студенческой милиции, затем стали работать в этой сфере. Так, Лаврушин Иван Яковлевич, один из рядовых студентов, позднее стал одним из лидеров ВЧК, затем ОГПУ (Отдел государственного политического управления) и НКВД (Народный комиссариат внутренних дел).

 

8. Неизменным оставались студенческий суд чести, к тому времени просуществовавший уже более 60 лет, научные студенческие общества, студенческие «сходки», студенческие землячества.

Студенческие «сходки» - общие собрания всех студентов университета, представлявшие собой специфический институт, сравниваемый с народным собранием.

Сходки за достаточно длительное время их существования приобрели некоторые ритуальные особенности: отсутствие жесткого регламента, постоянный шум и дискуссия всех со всеми, открытый характер голосования (как правило!), принцип «один человек — один голос». Сходка могла быть и курсовой, и общеуниверситетской (общевузовской).

 

Первокурсники, как их описывал в начале века П. Иванов, со «священным трепетом» являлись на первую в их жизни сходку — незабываемый момент вступления в общественно-политическую жизнь корпорации. На сходках могли происходить потасовки и горячие дискуссии между противоборствующими студенческими фракциями, но доминировал дух солидарности и гордости за принадлежность к сообществу. Сходка была внешним проявлением самого факта существования социальной корпорации и утверждала прямую демократию со всеми ее атрибутами в качестве базового принципа студенческой жизни.

9. В конце XIX - начале XX появилась новая форма взаимопомощи студенчества - кассы и комитеты взаимопомощи. Они создавались при Студенческих Советах, корпорациях, землячествах. Принцип был таков: студент каждый месяц вносил определенное количество денежных средств, а в случае наступления трудных времен (затрудненного материального положения) мог воспользоваться услугами кассы.

 

10. В это время складывается традиция наставничества. Старшие студенты, входившие в корпорации, землячества, принимали первокурсников, вводили их в жизнь университета, рассказывали о традициях и обычаях ВУЗа, придумывали и проводили обряды посвящения в студенты, рассказывали о кодексе этики студента того или иного ВУЗа и, таким образом, помогали им приспособиться к условиям университетской жизни.

 

 

  1. Идеология студенчества. Разработка корпоративного стиля и кодекса чести студентов.

Идеологическими надстройками на базе органов студенческого самоуправления начали заниматься гораздо позже, чем нежели возникло само студенческое самоуправление. Но чем далее развивалось образование в России, тем более ясной становилась необходимость введения элементов корпоративной культуры в студенческие массы. Естественно, ни о какой жесткой идеологии речи не шло. Но в то же время существовала потребность единства, ощущения «единой семьи». Особо эта потребность проявилась в годы Первой мировой войны.

Именно поэтому студенты (особую роль в этом, безусловно, сыграли «вечные студенты») путем объединения традиций и обычаев ВУЗа составляли правила поведения в студенческой среде, которых и придерживались, в том числе апеллируя к этим правилам на студенческих судах чести. Эти правила назывались кодексами чести. Они никогда не были жестко зафиксированы и закреплялись, в основном, конвенционно.В них включался и перечень так называемых «естественных прав студента», к которым относились:

· Право называться студентом и носить студенческую форму (главный признак корпоративного стиля)

· Право на неприкосновенность и ненаказуемость иначе как по решению студенческого суда чести

· Право на сходку

· Право на корпоративную помощь

· Право на создание студенческих организаций

 

Этика «чести» не была исключительно российским феноменом — студенты Германии, Франции и Великобритании имели схожие «кодексы поведения» и обслуживающие их институции.

Кодексы регламентировали и преступления в студенческой среде. Органом, имеющим право назначать наказания, являлся студенческий суд чести. Наиболее серьезным преступлением были обман ради материальных выгод и кража: виновного могли приговорить к исправительным работам, оштрафовать или подвергнуть остракизму. Среди тяжких проступков фигурировали предательство и штрейкбрехерство во время студенческих «историй», заслуживавшие бойкота. Могли рассматриваться в суде и более мелкие проступки, вплоть до подробностей сексуальной жизни, хотя и весьма редко.

 

 

  1. Студенческое самоуправление в Советский период

Данный период также можно разбить на этапы:

1 этап - ликвидация существующих органов ССУ и формирование принципиально новой системы студенческой политики (1917 г. - 40-е годы)

2 этап – демократизация студенческой политики (40-е годы - 1990 г.)

 

Это деление достаточно условно. Реалии студенческой политики не фиксировались в документах и научных трудах. В настоящее время ведется активная работа по исследованию студенческой жизни в эти годы, но идеологические надстройки, созданные в СССР, пока не позволяют четко определить периодизацию и происходившие события прошлых лет.

 

Описывая становление студенческого самоуправления в первые годы становления советской власти, необходимо упомянуть также и о русском студенческом зарубежье. Студенты, высланные за границу в начале 20-х годов, не теряли надежд вновь вернуться на Родину и совершали попытки борьбы с советским строем. Впрочем, их надеждам не суждено было сбыться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.