Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок разработки стандартов разных категорий




Читайте также:
  1. II. Организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам эксплуатации электроустановок.
  2. II. Порядок проведения экспертизы пищевой продукции
  3. III. Порядок проведения Конкурса.
  4. IV. Порядок призначення слідчих на посаду, їх переміщення і звільнення з посади
  5. Rational Unified Process (RUP) — методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software.
  6. V-образная модель жизненного цикла разработки ПО
  7. VI. Порядок составления общих схем электроснабжения.
  8. А. Метод стандартов или средних антропометрических данных
  9. А. Связь. Порядок пользования. Регламент переговоров с ДЦХ
  10. Адаптированные модели жизненного цикла разработки ПО
  11. Административное устройство РФ. Типы муниципальных образований. Полномочия органов власти в области градостроительного регулирования и разработки градостроительной документации.
  12. Административный порядок рассмотрения жалоб

Структура и содержание стандартов разных видов

Порядок разработки стандартов разных категорий

Практическая работа № 4

Структура и содержание стандартов разных видов.

Требования к структуре и содержанию стандартов регламентируются ГОСТ Р 1.5-04 «Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Структура стандартов разных категорий характеризуется общими и специфичными элементами.

К общим элементам структуры относятся:

1. Титульный лист, в котором указывается полное наименование национального органа РФ по стандартизации, статус стандартов, логотип, общее наименование, обозначение стандарта, слова «Издание официальное» и выходные данные. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р» (или «ГОСТ»), регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта (года его регистрации). После 1 июля 2003 г. национальные стандарты России не принимают, а утверждают.

Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации и содержат только дополнительные положения к стандарту, устанавливающему общие (основные) положения, то этим стандартам присваивается общий номер с точкой, а после этого дополнительный. При этом стандарту с основными положениями присваивается нулевой дополнительный номер, например, ГОСТ Р 51657.0-2000, ГОСТ Р 51657.1-2000 и т.п.

Если национальный стандарт России входит в систему общетехнических или организационно-методических стандартов, обозначение каждого стандарта включает одно- или двухразрядный код системы, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой (п. 7.4 ГОСТ Р 1.5-2004).

2. Предисловие, в котором приводятся сведения об организации работ по национальной стандартизации РФ и общие сведения о данном стандарте. Предисловие находится на следующей странице после титульного листа.

3. Содержание размещается на первой или последней странице. В нем приводятся обозначения и наименования всех включенных стандартов и номера страниц сквозной нумерации, на которых начинаются эти стандарты.

4. Введение. При включении в стандарт дополнительных элементов «Содержание» и «Введение» применяются правила, установленные ГОСТ Р .1.5—2004. По этому же стандарту оформляют наименование стандарта (п.5). При этом заголовок стандарта рекомендуется формировать с учетом заголовка соответствующей подгруппы Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) или Общероссийских классификаторов продукции (ОКП) либо Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).

5. Наименование.

6. Область применения.

7. Нормативные ссылки приводятся, если в тексте стандарта такие ссылки даны на утвержденные (принятые) национальные стандарты РФ, республиканские стандарты РСФСР, межгосударственные стандарты, стандарты СЭВ, общероссийские классификаторы, межгосударственные классификаторы (п. 3.6.1 ГОСТ Р 1.5-2004).



8. Термины и определения вносятся в стандарт только те, которые нестандартизированы на национальном уровне. При необходимости допускается повторять определение термина, установленного в другом национальном стандарте.

9. Обозначения и сокращения даются в стандарте в виде отдельного раздела, если их количество не более пяти.

10. Основные нормативные положения оформляются в виде разделов, содержание которых устанавливаются с учетом общих требований к содержанию стандартов разных видов. Эти структурные элементы для каждого вида стандартов рассмотрены далее.

11. Приложения содержат материал, который дополняет основные нормативные положения стандарта.

12. Библиографические данные стандарта включают индекс Универсальной десятичной классификации (УДК), который проставляют при подготовке стандарта к утверждению, код группы или подгруппы ОКС, к которой относится стандарт по ОК, ключевые слова для стандартов на продукцию, дополнительно приводится код по ОКП, а на услуги - код по ОКУН.

Структурные элементы, за исключением п. 1, 2, 5, 10, приводятся при необходимости в зависимости от особенностей стандартизируемого объекта.

Специфические элементы структуры стандартов разных видов относятся к требованиям, которые предъявляются к их содержанию. Именно эти элементы определяют перечень разделов стандартов разных видов. Ниже приведены наиболее важные разделы таких стандартов.

1. Основополагающие стандарты:

1.1. Организационно-методические:

· цели, задачи, классификационные структуры объектов стандартизации разного назначения, общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области деятельности;

· порядок (правила) разработки, принятия (утверждения) и применения нормативных и нормативно-технических документов: конструкторских, технологических, проектных, программных;

1.2. Общетехнические стандарты:

· научно-технические термины и их определения;

· условные обозначения для различных объектов стандартизации;

· требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации;

· общетехнические величины, требования и нормы, необходимые для технического, в том числе и метрологического, обеспечения производственных процессов.

2. Стандарты на продукцию:

2.1. Стандарты общих технических условий:

· классификация, основные параметры и/или размеры;

· общие технические требования;

· требования безопасности (при отсутствии соответствующих технических регламентов);

· требования охраны окружающей среды;

· правила приемки;

· методы контроля;

· транспортирования и хранения;

· указания по эксплуатации (ремонту, утилизации).

В разделе «Общие технические требования» содержатся подразделы:

· характеристики (свойства) продукции;

· требования к сырью, материалам;

· комплектность;

· маркировка;

· упаковка.

2.2. Стандарты технических условий (СТУ) устанавливают требования к конкретной продукции одного или нескольких видов (типов, марок, моделей и т.п.), соблюдение которых должно обеспечиваться при их производстве, поставке, потреблении (эксплуатации), ремонте и утилизации. Номенклатура, состав и содержание разделов (подразделов) должны быть аналогичными стандартам ОТУ.

3. Стандарты на услуги:

· классификация услуг;

· общие требования к услугам;

· требования к безопасности (при необходимости);

· требования к охране окружающей среды;

· методы контроля;

· требования к обслуживающему персоналу.

Требования к персоналу могут быть оформлены в виде самостоятельного стандарта.

Стандарты на услуги дополнительно могут содержать требования к ассортименту и качеству услуг, в том числе к точности и своевременности исполнения, эстетичности, комфортности и комплексности обслуживания.

4. Стандарты на термины и определения: стандартизированные термины и определения.

5. Стандарты на процессы (работы):

· требования к методам (приемам, режимам, нормам) выполнения работ;

· требования, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

· требования к охране окружающей среды.

6. Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа):

· средства контроля и вспомогательные устройства;

· порядок подготовки к проведению контроля;

· порядок проведения контроля;

· правила обработки результатов контроля;

· правила оформления результатов контроля;

· допустимая погрешность контроля.

Допускается предусматривать в одном стандарте несколько методов контроля, один из которых определяется в качестве поверочного (арбитражного). Если установленные методы не являются полностью взаимозаменяемыми, то для каждого из них должны быть приведены данные, характеризующие их различия и назначение.

К методам контроля предъявляются следующие требования:

· объективность;

· четкое формулирование;

· точность;

· последовательность операций;

· воспроизводимость результатов.

В особую группу стандартов выделяют национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов. Они разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов, позволяющих определять отдельные характеристики и показатели качества, которые установлены в технических регламентах. Например, после принятия ТРа на молоко и молочную продукцию возникла необходимость в стандарте, предназначенном для идентификации натурального молока.

Приказом Министерства промышленности и торговли от 3 сентября 2008 г. № 119 определен Порядок разработки перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, а также в случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования порядок разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

При составлении указанного перечня исходят из следующих принципов:

· достаточности для достижения указанных целей;

· обеспечения необходимой точности и воспроизводимости исследований (испытаний) и измерений;

· соответствия применяемых правил и методов требованиям нормативных правовых документов в области обеспечения единства измерений;

· возможности реализации выбранных правил и методов;

· приоритетности использования правил и методов, гармонизированных с применяемыми в международной практике.

В документе приведена рекомендуемая форма перечня национальных стандартов на методы исследований (испытаний) и измерений, которая включает подтверждаемые требования технического регламента, обозначение и наименование национального стандарта, правил и методов исследования.

Кроме того, указанный Порядок определяет структуру и содержание правил и методов исследований (испытаний) и измерений.

Порядок разработки стандартов определяется ФЗ «О техническом регулировании», а также ГОСТ Р 1.2-04 и ГОСТ Р 1.4-04, входящими в Систему стандартизации РФ.

Порядок разработки, утверждения, обновления и отмены национальных стандартов определен ГОСТ Р 1.2-04, а стандартов организаций - ГОСТ 1.4-04. Общая схема разработки стандартов представлена на рис. ____, а основные этапы разработки в зависимости от категории - в табл. ____.

Рисунок ____ - Порядок разработки стандартов

Таблица ___ - Основные этапы разработки стандартов разных категорий

ГОСТ Р 1.2-04. Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

Срок публичного обсуждения по проекту национального стандарта с подачей замечаний должен быть не менее 2-х месяцев.

 

Задание 3. Разработчик национального стандарта после разработки 1 редакции проекта …

- анализирует замечания к проекту

- рассылает или публикует копию проекта

- вносит дополнения к проекту

- разрабатывает вторую редакцию

Решение:

ГОСТ Р 1.2-04. Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат технического комитета (ТК) и рассылает его членам, а также заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв или публикует копию проекта.

 

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентных юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта.

Открытость процессов разработки достигается:

· публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений о их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждения;

· публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

· единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех стандартов.

В соответствии с ГОСТ Р 1.0-2004 изложение национальных стандартов должно быть четким и ясным. для обеспечения однозначного понимания их требований необходимо:

· избегать повторов и противоречий содержания разработанных стандартов с нормативными документами, действующими на федеральном уровне;

· приводить сведения о технических регламентах, выполнение которых невозможно без соблюдения требований разрабатываемого национального стандарта;

· принимать стандарты, пригодные для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.

Национальный стандарт применяется добровольно, но после принятия решения о его использовании требования на добровольной основе становятся обязательными для применения (ГОСТ Р 1.0—2004, п. 6.2.).

Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определен постановлением Правительства РФ. В нем предусмотрено, что опубликование указанных нормативных документов на государственном языке России осуществляется Ростехрегулированием. Официальному опубликованию подлежат:

· тексты национальных стандартов и общероссийских классификаторов в печатных изданиях (книгах, брошюрах, сборниках) и информационной системе общего пользования - на официальном сайте Госстандарта России;

· уведомления об утверждении национальных стандартов, а также информация о внесении в них изменений, дополнений, поправок, обновлении, отмене и замене;

· перечень действующих стандартов - ежегодно в информационном указателе «Национальные стандарты».

Порядок разработки, принятия, учета и издания (тиражирования), обновления, отмены СТО соответствующие организации устанавливают с учетом ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

 





Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 6655; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II. Организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам эксплуатации электроустановок.
  2. II. Порядок проведения экспертизы пищевой продукции
  3. III. Порядок проведения Конкурса.
  4. IV. Порядок призначення слідчих на посаду, їх переміщення і звільнення з посади
  5. Rational Unified Process (RUP) — методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software.
  6. V-образная модель жизненного цикла разработки ПО
  7. VI. Порядок составления общих схем электроснабжения.
  8. А. Метод стандартов или средних антропометрических данных
  9. А. Связь. Порядок пользования. Регламент переговоров с ДЦХ
  10. Адаптированные модели жизненного цикла разработки ПО
  11. Административное устройство РФ. Типы муниципальных образований. Полномочия органов власти в области градостроительного регулирования и разработки градостроительной документации.
  12. Административный порядок рассмотрения жалоб

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.