Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений




Тема 11. Государственная система обеспечения

Лекция 12

единства измерений (ГСИ)

Вопросы:

1. Понятие, назначение и структура государственной системы обеспечения единства измерений

2. Законодательная база

3. Нормативная база ГСИ

4. Метрологический надзор

5. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

 

 

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - совокупность основополагающих НДов и средств измерений, предназначенных для ОЕИ с требуемой точностью.

Цель ГСИ - формирование и поддержание нормативно-правовой, технической, организационной и экономической базы, необходимой для ОЕИ, осуществляемых юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи:

1. определение и реализация оптимальных принципов управления метрологической деятельностью;

2. регламентация основных понятий в области метрологии;

3. установление системы физических величин, единиц их измерения, а также шкал измерения;

4. разработка, утверждение, применение, поддержание и совершенствования эталонной базы в стране;

5. установление общих метрологических требований к средствам, методам и методикам измерений, необходимых и достаточных для ОЕИ;

6. создание и совершенствование нормативно-правовой, технической и организационной базы метрологической деятельности;

7. организация и проведение фундаментальных научных исследований в области метрологии;

8. осуществление государственного метрологического контроля и надзора в сферах, определенных законодательством;

9. аттестация методик измерения;

10. калибровка и сертификация средств измерений;

11. аккредитация субъектов метрологической деятельности;

12. участие в работе международных организаций в области метрологии;

13. информационное обеспечение по вопросам метрологической деятельности;

14. совершенствование и развитие ГСК

Назначение ГСИ - управление, контроль и координация деятельности по ОЕИ в масштабах страны, направленные на охрану прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также государства путем защиты их от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

До принятия в 1993 г. ФЗ ОЕИ основными НДами ГСИ были государственные стандарты. Разработка ГСИ началась в 1960-х гг. Первые основополагающие стандарты были приняты в 1970 г., например ГОСТ 16263-70 «ГСИ. Метрология. Термины и определения».

После этого в 1970-1980-х гг. было разработано и утверждено более 20 стандартов, которые создали нормативную базу ГСИ. Однако до 1993 г. отсутствовала законодательная база метрологии, хотя во многих зарубежных странах такая база уже существовала. Так, метрологическая деятельность в Японии регламентируется законом «Об измерениях», в США - Конституцией, законами «О фасовке и хранении товаров» и «О метрической системе», во Франции - Законом «О метрической системе и поверке средств измерений», в Великобритании - Законом «О мерах и весах», в Германии - Законом «Об измерительном деле и поверке» и т.д.

Необходимость применения законодательного принципа управления была обусловлена в определенной мере переходом к рыночным отношениям, на первом этапе развития которых провозглашалась полная свобода предпринимательской деятельности. В этих условиях чрезвычайно важным было сохранение государственного управления и контроля за ОЕИ.

В июне 2008 г. был принят новый ФЗ ОЕИ, в который включены новые нормы и требования, в том числе и к структуре ГСИ.

Таким образом, структура ГСИ представлена федеральными законами, составляющими законодательную базу, основополагающими государственными стандартами и другими НДами, определяющими нормативную базу. Структура ГСИ приведена на рис. 2.10.

Государственная система ОЕИ включает три подсистемы: правовую, техническую и организационную.

Правовая подсистема имеет законодательную и нормативную базы, которые устанавливают обязательные требования, а также требования на добровольной основе к объектам, субъектам, средствам, методам метрологической деятельности необходимым для ОЕИ.

Нормативная база ГСИ насчитывает почти 3000 НД, а законодательная - три закона (см. рис. 2.10).

Техническая подсистема состоит из межгосударственных, государственных эталонов и шкал измерений, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, средств измерений, используемых при осуществлении государственного метрологического контроля и надзора, научно-исследовательских, испытательных, эталонных, калибровочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими службами: государственными и юридических лиц.

2. Законодательная база ГСИ представлена Конституцией РФ, ФЗ ОЕИ, ФЗ (ст. 6, 7), а также Гражданским кодексом РФ (ст. 465, п. 1), с помощью которых реализуется законодательный принцип управления.

Важнейшее значение в совершенствовании ГСИ играет ФЗ ОЕИ, который устанавливает правовые основы ОЕИ в России, регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Закон направлен на защиту интересов и прав граждан и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Цели и сфера действия названного Закона определены в ст. 1 (самостоятельно)

«1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ ОЕИ в РФ;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.

2. ФЗ ОЕИ регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по ОЕИ, предусмотренной законодательством РФ об ОЕИ, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по ОЕИ.

3. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется на измерения, к которым установлены обязательные требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

З) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществления производствен контроля за соблюдением установленных законодательством РФ требований промышленной безопасности к эксплуатация опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций;

9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

4. К сфере государственного регулирования ОЕИ относятся также измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования ОЕИ распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ и законодательством РФ о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по ОЕИ устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ.

7. Особенности ОЕИ при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаются правительством РФ».

Объектами ФЗ ОЕИ являются:

- общие положения, раскрывающие основные понятия и законодательство РФ в области метрологии, а также устанавливающие приоритетность правил международного договора по отношению к правилам, которые содержатся в законодательстве РФ (гл. 1);

требования к единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений (гл. 2);

государственное регулирование в области ОЕИ, которое включает формы госрегулирования ОЕИ (гл. 3);

- калибровка средств измерения (гл. 4);

- аккредитация в области ОЕИ (гл 5);

- Федеральный фонд по ОЕИ (гл. 6);

- организационные основы ОЕИ (гл. 7);

- ответственность за нарушения законодательства об ОЕИ (гл. 8);

- финансирование в области ОЕИ (гл. 9).

Многие из указанных объектов ФЗ ОЕИ рассмотрены в предыдущих тема, так как они одновременно являются и объектами метрологической деятельности. В этой теме будут рассмотрены метрологические НД, государственный контроль и надзор за ОЕИ.

В ФЗ ОЕИ четко определяется компетенция органов государственного управления ОЕИ: Ростехрегулирования и органов Государственной метрологической службы. Вводится понятие «метрологические службы», устанавливается область их компетенции (подробно эти вопросы были рассмотрены ранее).

Кроме того, наряду с ранее регламентируемыми обязательными видами метрологической деятельности (поверки, метрологической аттестации, утверждения типа средств измерений, контроля и надзора) ФЗ ОЕИ более подробно установлены требования к калибровке (гл. 4) и метрологической экспертизе (гл. 3) как к добровольным видам деятельности. Впервые были разграничены сферы применения поверки и калибровки, определен порядок аккредитации в области ОЕИ.

Гл. 8 ФЗ ОЕИ регламентирует ответственность:

- юридических лиц, их руководителей и работников, а: также индивидуальных предпринимателей (ст. 23);

- должностных лиц (ст.24).

Юридические лица, их руководители и работники, а также индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства РФ об ОЕИ, необоснованно препятствующие осуществлению государственного метрологического надзора и/или не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За нарушения законодательства РФ об ОЕИ должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области ОЕИ, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Конкретные санкции в отношении нарушителей определяются соответствующими кодексами, а также подзаконными актами.

Финансирование работ по ОЕИ, согласно ФЗ ОЕИ, подразделяется на обязательное государственное и добровольное заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Обязательному государственному финансированию подлежат:

• разработка, совершенствование, хранение и применение государственных первичных и рабочих эталонов единиц величин;

• фундаментальные исследования в области метрологии;

• работы, связанные с деятельностью государственных научных метрологических центров (Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных образцов, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов);

• содержание, приобретение и разработка оборудования, необходимого для оснащения органов Государственной метрологической службы;

• разработка утверждаемых Ростехрегулированием НДов по ОЕИ;

• выполнение работ по государственному метрологическому надзору.

За счет средств федерального бюджета финансируются расходы:

• на проведение сличения Государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;

• уплату взносов РФ в международные организации по метрологии

• создание и ведение Федерального информационного фонда по ОЕИ;

• оплату работ привлекаем на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области ОЕИ, экспертов но аккредитации (ст. 25).

Оплате метрологических работ и услуг, оказываемых государственными научными метрологическими центрами и органами Государственной метрологической службы Ростехрегулирования, подлежат следующие их виды:

• испытания для последующего утверждения типа средств измерений;

• поверка и калибровка средств измерений;

• лицензирование деятельности по изготовлению ремонту, продаже и прокату средств измерений;

• аттестация методик выполнения измерений;

• экспертиза НДов;

• аккредитация метрологических служб и лабораторий;

• прочие услуги и работы.

Ст. 465 «Количество товаров» ГК РФ гласит: «Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерений или в денежном выражении».

В ст. 6 ФЗ указывается, что одной из целей разработки технических регламентов является ОЕИ, а в ст. 7 в перечне обязательных требований наряду с различными видами безопасности указывается единство измерения.

Кроме того, согласно ФЗ в сферу законодательной метрологии будет включено ОЕИ при разработке и реализации технических регламентов.

3. Нормативная база ГСИ -комплекс НДов, устанавливающих метрологические нормы, правила и характеристики по ОЕИ, имеющие обязательную силу на территории РФ.

Основу нормативной базы ГСП составляет согласно ст. 20 ФЗ ОЕИ Федеральный информационный фонд по ОЕИ. Он образуется нормативными правовыми актами РФ, НДами, информационными базами данных, международными документами, международными договорами РФ в области ОЕИ, сведениями об аттестованных методиках (методах) измерений, единым перечнем измерений, относящихся к сфере государственного регулирования ОЕИ, сведениями государственных эталонах единиц величин, а также об утвержденных типах стандартных образцов и результатах поверки средств измерений. Ведение этого фонда организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в области ОЕИ.

НДы по ОЕИ - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке межгосударственные стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации.

НДы ГСИ утверждаются в основном Ростехрегулированием, но допускается их утверждение и заинтересованными государственными органами управления, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

Стандарты ГСП подразделяются на основополагающие организационно-технические или базовые, и рабочие. Все они относятся к категории национальных стандартов (государственных - ГОСТ Р и межгосударственных - ГОСТов).

Объектами основополагающих стандартов ГСИ являются термины и определения в области метрологии, физических величин, нормируемые метрологические средств измерений классы точности, например: ГОСТ Р. 8.000-2000 «Государственная система ОЕИ. Основные положения»; ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методика выполнения измерений»; ГОСТ 8.579-2002 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте».

Объектами рабочих стандартов ГСИ служат методики выполнения измерений, математическая обработка их результатов, поверочные схемы и др., например ГОСТ 8.563-96.

Правила (ПР) - НДы, устанавливающие обязательные метрологические требования и утверждаемые Ростехрегулирования.

Объекты правил - порядок осуществления метрологического надзора, поверки средств измерений, проведен испытаний утверждение типа средств измерений, а также аккредитации метрологических служб. Правилам по метрологии присваивают следующие обозначения: ПР 50.2…, например:

- ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений Организация и порядок проведения»;

- ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций».

Рекомендации (МИ) - НДы, устанавливающие метрологические нормы и характеристики, разрабатываемые государственными научными метрологическими центрами и утвержденные руководством этих центров. В отличие от правил рекомендации носят необязательный, рекомендательный характер.

Объекты рекомендаций - термины и определения в области метрологии, система сертификации средств измерений, метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц, критерии выбора методов и средств измерений, метрологическая экспертиза технических документов и др., например:

- МИ 2277-93 «ГСИ. Система сертификации средств измерений. Основные положения и порядок проведения работ»;

- МИ 2267-93 «ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации».

Правила по метрологии разрабатываются при необходимости детализации обязательных требований основополагающих стандартов, а рекомендации - при целесообразности предварительной проверка на практике неустоявшихся, не ставших типовыми положений, порядков, методов до разработки соответствующих правил или стандартов. Правила и рекомендации не должны дублировать обязательные требования стандартов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.