КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие №4. Методы исключения грубых погрешностей измерений
Методы исключения грубых погрешностей измерений Практическое занятие №3 Задача №1
Было произведено 5 замеров одного и того же параметра при одних и тех же условиях. Получены результаты: 500, 502, 504, 506, 520. Последний результат вызывает сомнение. Проверить по критерию Романовского не является ли он промахом. Заданный уровень значимости 0, 01.
Решение 1. Находим среднее арифметическое значение без последнего результата: Xср = (500+502+504+506)/4 = 503 2. Находим среднее квадратическое отклонение: σ = √([(500-503)2+(502-503)2+(504-503)2+(506-503)2]/3)= 2,6 3. Находим табличное значение β при n = 20 и уровне значимости 0,01 β = 1,73 4. Вычисляем β для последнего измерения: β = ⃒(503-520) ⃒/2,6 = 6,53 5. Вычисленный результат больше табличного, что говорит о необходимости отбрасывания последнего значения. Это промах. Задача №2
По условиям первой задачи проверить наличие грубых погрешностей, используя критерий 3σ.
Решение
1. Находим среднее арифметическое значение без последнего результата: Xср = (500+502+504+506)/4 = 503 2. Находим среднее квадратическое отклонение: σ = √([(500-503)2+(502-503)2+(504-503)2+(506-503)2]/3)= 2,6 3. ⃒(503-520) ⃒ = 17 4. 3σ = 2,6*3 = 7,8 5. 17>7,8 т.е. Последнее значение является промахом.
Дополнительно: по условию задачи, определить пограничное значение параметра.
Задача №3 Произведено 10 измерений. Данные: 120, 115,123, 117,118,118,118,118,118, 119. Проверить не является ли промахом результат 3-го замера, используя вариационный критерий Диксона.
Решение 1. Составим вариационный ряд: 115, 117, 118,118,118,118,118,119, 120,123 2. Вычисляем критерий Диксона для крайнего члена ряда: Кд = (123 — 120)/(123-115) = 0,375 3. Согласно таблицы значений критерия Диксона, проверяемый результат, является промахом при уровне значимости 0,1.
Классы точности измерительного прибора Класс точности — обобщённая характеристика средств измерений, определяемая пределами допускаемой погрешности.
Класс точности назначается после испытаний прибора, в виде нормирования абсолютной, приведенной или относительной погрешности Приведенной называется относительная погрешность в процентах от некоторого нормирующего значения.
Абсолютная погрешность устанавливается по формуле: Δ = ± a если погрешность не зависит от измеряемой величины и по формуле: Δ = ± (a+bx) где а, b — постоянные числа, если зависит.
Приведенная погрешность устанавливается по формуле:
γ = (Δ*100)/xнорм= ±p%
Относительная погрешность устанавливается по формуле:
δ = (Δ*100)/x = ±q% или
δ = ± [c+d((xk/x) -1)]% (*)
если погрешность зависит от измеряемой величины c,d — положительные числа. Выбираемые из стандартного ряда, x — показания прибора.
Значения допускаемых приведенных и относительных погрешностей выбираются из ряда чисел, применяемых для обозначения класса точности:
1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5 и 6*10n где n = 1; 0; -1; -2 и т. д.
Класс точности прибора наносится на шкалу прибора и(или) указывается в документации в виде числа. Число обозначения класса точности в виде относительной погрешности обводят кружком. Если погрешность нормирована в процентах от длины шкалы, под числом ставят обозначение ⋁. При нормировании погрешности по формуле (*) с/d (например 0,02/0,01).
Задача №1 На шкале прибора с пределами измерений 0...100 нанесено обозначение класса точности 1,5. Определить нормированное значение и приведенную погрешность.
Решение 1. Нормированное значение равно размаху шкалы прибора т.е. Хн = 100 2. Приведенная погрешность Δ = (Хн/100)*1,5 = 1,5
Задача №2 На шкале прибора с пределами измерений 0...10 нанесено обозначение класса точности 1,5 в кружке. Прибор показывал 5. Определить погрешность замера.
Решение
Δ = (5*1,5)/100 = 0,075
Задача №3 На шкале прибора с пределами измерений 0...100 нанесено обозначение класса точности 0,02/0,01. Прибор показывает 60. Определить относительную погрешность замера.
Решение
δ = ± [0,02+0,01(100/60 — 1)]% = ± [0,0002+0,0001(100/60 — 1)] = ± 2,66*10-4
Задача №4 Определить класс точности прибора имеющего диапазон измерений 200, а Δ = ± 1.
Решение
γ = 1/200 = ±5*10-3 = 0,5% показатель точности выбирается из ряда: p = ± (1*10n; 1,5* 10n ; 2* 10n; 2,5* 10n; 4* 10n; 5* 10n; 6* 10n...)
p = 0,5
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |