Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И перспектив развития стандартизации




Общие положения направлений

Основные направления и перспективы развития стандартизации

Общие положения направлений и перспектив развития стандартизации

В годы существования СССР Государственная система стан­дартизации и комплекс ее основополагающих стандартов были настоящим рабочим кодексом, т.е. управляющими повседнев­ными документами для всех уровней и направлений деятельно­сти. В комплексе стандартов устанавливались задачи стандарти­зации, объекты стандартизации, категории и виды стандартов, требования к содержанию норм, включаемых в стандарты, по­рядок разработки и утверждения стандартов различных катего­рий. При этом были решены многие другие задачи стандартиза­ции общегосударственного значения. Действие комплекса стан­дартов ГСС СССР сыграло исключительно большую роль в раз­витии народного хозяйства в стране. В связи с переходом к ры­ночной экономике необходимо сформировать новые направле­ния развития стандартизации, которые должны стать импульсом к дальнейшему повышению эффективности стандартов в реше­нии проблем качества и экономичности выпускаемой продук­ции, ее технической и экологической безопасности и др.

Вместе с тем для решения проблем, связанных с эффектив­ностью Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ), решающее значение имеют конечные ре­зультаты деятельности по исследованиям, разработке и поста­новке на производство новых объектов стандартизации. Очевидно, что роль «выходных» научно-технических продуктов должна быть повышена. Это относится к процессам НИОКР, к результатам которых следует относить:

(1) образцы-эталоны оптимальных продуктов-товаров (опти­мальной продукции и оптимальных услуг), утвержденные в порядке, установленном стандартами СРПП, ЕСКД, ЕСТД и СПДС;

(2) образцы-эталоны оптимальных производственных про­цессов, утвержденные в порядке, установленном стандар­тами СРПП, ЕСТД и СПДС;

(3) комплект технической документации (конструкторской, технологической, проектно-строительной, программной) на образцы-эталоны оптимальных продуктов-товаров и оптимальных производственных процессов;

(4) стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ, СТОО) на образцы-эталоны оптимальных производственных процессов;

(5) стандарты (ГОСТ Р, ГОСТ, СТОО) на образцы-эталоны оптимальных продуктов-товаров;

(6) аттестаты на образцы-эталоны оптимальных продуктов-товаров и образцы-эталоны оптимальных производствен­ных процессов;

(7) лицензии на право производства и маркирования знака­ми соответствия оптимальных продуктов-товаров по их образцам-эталонам и соответствующей документации в соответствии с правилами систем сертификации и систем качества.

Оптимальность образцов-эталонов новых продуктов-товаров должна обеспечиваться путем реализации в предпроизводственных процессах НИОКР инновационных мероприятий научно-технического прогресса или, другими словами, всех полученных и использованных при этом открытий, изобретений, «ноу-хау» и других усовершенствований. Если какой-либо результат из чис­ла семи указанных выше не получен, то НИОКР по разработке и постановке на производство новой оптимальной продукции (и новой оптимальной услуги) следует считать невыполненной или незавершенной и оплачивать ее в полном объеме заказчи­ки не должны.

Техническое задание (ТЗ) на проведение НИОКР по разра­ботке и постановке на производство новой оптимальной про­дукции-товара должно, наконец, стать в новых условиях хозяйствования технико-экономическим заданием (ТЭЗ). В совре­менных условиях хозяйствования в ТЭЗ на разработку и поста­новку на производство новой оптимальной продукции-товара целесообразно включать задания на создание образцов-эталонов оптимальных продуктов-товаров, образцов-эталонов оптималь­ных производственных процессов, полного комплекта техниче­ской документации, а также:

(1) задание на разработку нового или актуализацию дейст­вующего стандарта на образец-эталон нового оптималь­ного производственного процесса;

(2) задание на разработку нового или актуализацию дейст­вующего стандарта на образец-эталон нового оптималь­ного продукта-товара;

(3) задание на проведение работ по международной (или го­сударственной) аттестации образцов-эталонов новых оп­тимальных продуктов-товаров и образцов-эталонов новых оптимальных производственных процессов;

(4) задание на проведение работ по получению лицензии на право производства и маркирования знаками соответст­вия новых оптимальных продуктов-товаров по их образ­цам-эталонам и соответствующей документации.

Существенные подвижки, де-факто происходящие в пред- производственных процессах НИОКР по разработке и поста­новке на производство новой оптимальной продукции, не могли не оказать своего воздействия также и на организацию и на со­держание работ по собственно стандартизации, осуществляемой у нас в стране.

Период работ По ГСС СССР, а затем в ГСС РФ (НСС РФ) и системе межгосударственной стандартизации стран — участниц Соглашения о проведении единой технической политики в об­ласти стандартизации, метрологии и сертификации СНГ может быть охарактеризован следующими внутренними тенденциями:

(1) все большая нагрузка по стандартизации продукции, ус­луг и производственных процессов ложилась именно на высшую категорию стандартов — ГОСТ СССР, ГОСТ Р, а затем на межгосударственные стандарты СНГ (ГОСТ), т.е. «центр тяжести» в области стандартизации постепен­но, но довольно устойчиво смещался в сторону надотраслевого уровня принятия стандартизации;

(2) происходило укрепление видов стандартов и одновре­менно «очищение» стандартов определенных видов от не­характерных для них требований. При этом из системо­образующих (основополагающих) стандартов ГСС РФ (НСС РФ) устранялись сугубо отраслевые и подотраслевые подходы;

(3) в стандарты стали все меньше включать подробные тех­нические требования «низшего» уровня значимости, ко­торые так или иначе сковывали последующее научно-техническое творчество исследователей-разработчиков, так как эти детальные требования оказывались характер­ными для их регламентации — фиксации лишь в послед­нем слое иерархии документов, т.е. в научно-технической и технической документации (НТО, конструкторские, технологические, проектные и программные технические документы);

(4) в стандарты в обязательном порядке стали включать все большее количество императивных, т.е. строго обязатель­ных, требований к продукции, услугам и процессам, обеспечивающих их техническую безопасность для жиз­ни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, а также все виды совместимости, взаимозаменяемости, ар­битражные методы контроля (испытаний, измерений, анализа) требований, контролируемых как производите­лями (на «выходе»), так и потребителями (на «входе»). При этом отечественные стандарты приобретали характер технических регламентов;

(5) стандарты, являвшиеся изначально документами сугубо технического характера, постепенно превращались в бо­лее комплексные документы, т.е. документами технико-экономического характера, в которые стали включать и технико-экономические нормы (в частности, требования к энерго- и материалосбережению: нормы предельно до­пустимой энерго- и материалоемкости при производстве и применении продукции, КПД энергоустановок, нормы рас­хода топлива на 100 км пути транспортных средств и др.).

Все отмеченные выше тенденции в динамике содержатель­ной (качественной) части отечественной стандартизации следует признать, безусловно, позитивными. Негативной тенденцией «перестроечных» лет для отечест­венной стандартизации стало абсолютно недопустимое падение масштаба работ по национальной (государственной) стандарти­зации как результат важнейших для государства работ.

Происходящие в настоящее время изменения НСС РФ в своей содержательной части должны завершиться (в полном со­ответствии с действием всеобщего диалектического закона пере­хода количественных изменений в качественные) вполне кон­кретным скачком в области качества. Он будет знаменовать со­бой существенный рост уровня качества и эффективности всей НСС РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.