КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая электротехника
Закат
К сожалению, 1896-1897 годы стали для Левитана не только временем новых достижений и соприкосновения с новейшими тенденциями искусства, но и печальным, роковым жизненным рубежом. В 1896 году, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца. Вскоре стала очевидной и мера тяжести, неизлечимость болезни. В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: "Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук..." И в другом письме: "Художник Левитан, по-видимому, скоро умрет, у него расширение аорты". Подобные краткие и страшные записи - своеобразная история болезни живописца - около трех лет, вплоть до смерти художника, будут появляться в письмах и дневнике тоже уже тяжело больного Чехова. "Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы жизнь наша была свята, высока и торжественна, как свод небесный". Подобные переживания читаются во многих работах Левитана конца 1890-х годов. Хотя художник понимал тяжесть своего положения и, по выражению Нестерова, "работал под ясным сознанием неминуемой беды, как ни странно, столь грозное сознание вызывало страстный, быть может, небывалый подъем энергии, техники и творчества". Художник относился к своему состоянию мужественно и мудро. Василий Бакшеев вспоминал, как больной Левитан сказал однажды, восхищаясь красотой погожего дня: "Вы, я - умрем. Это в порядке вещей. Но жаль, что мы уже этого не увидим". Стремлением наглядеться, вновь и вновь соединиться с прекрасной "живой жизнью" природы проникнуты поздние работы Левитана. В отличие от многих других передвижников, Левитан остро чувствовал необходимость новых форм и идей в искусстве, и сам причастный к утверждению новых стилевых тенденций, интересовался деятельностью "мирискусников", даже выставлялся вместе с ними на положившей начало этому объединению "Выставке русских и финляндских художников" (1898), и на выставках "Мира искусства" (1899, 1900). Художник, стремившийся противопоставить прозе и пошлости действительности подлинную культуру чувств, не мог ощущать себя вполне чуждым живописцам круга Александра Бенуа, модернистам, сделавшим смыслом своей деятельности программное утверждение высокой культуры и совершенствование стилевого начала в искусстве. Ведь, в определенном смысле, именно его открытия стали важным фактором формирования и утверждения модерна в России. Тем не менее, ни мирискусником, ни модернистом Левитан так и не стал. Ему оставался чуждым отход от реальности в мир мифов, грез и фантазии, чреватый индивидуалистическим насилием над природой вещей и человека, что (при всей любви к орхидеям, нимфам и сатирам) оказывалось присущим модернистским художникам. Чуждыми ему были манерность, элитарность и эстетство некоторых модернистских художников. Главным произведением позднего Левитана стала большая картина "Озеро" (1898-1900), или, как художник называл ее для себя, - "Озеро. Русь". Начатое живописцем, по некоторым сведениям, под впечатлением от поэзии Пушкина, над иллюстрациями к которой он работал в конце 1890-х годов, и прежде всего от пейзажного мотива стихотворения "Последняя туча рассеянной бури", это полотно стало лебединой песнью Левитана.
Заключение
Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры. В отличие от многих ровесников, ему не довелось стать участником бурной и противоречивой художественной жизни начала нашего века, быть свидетелем тех "невиданных перемен и неслыханных мятежей" (Блок), которые пришли с его наступлением в искусство и саму действительность. Но вряд ли можно назвать другого художника его поколения (за исключением Серова), чьи открытия, духовный опыт, профессиональный и нравственный авторитет имели бы такое животворное значение и такой широкий резонанс в русском искусстве не только предоктябрьских десятилетий, но и всего советского времени вплоть до наших дней. И если о Левитане можно сказать словами Андрея Платонова о Пушкине, что он вошел в нашу культуру "наравне с полем и лесом", то и судьба его традиций неразрывно связана с судьбой любимых им русских полей и лесов, судьбой Волги, всей земли и "строя чувств", единящих с ними. И, думается, от нашей способности, несмотря ни на что, не утрачивать солнечное отношения к миру, хранить живительную связь со светлым духом Левитана, во многом зависит будущее нашей земли, нашей культуры.
Список литературы:
• И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956; • Пейзаж. Русская живопись. Альбом / Состав. В. С. Манин / Серия: Жанры в русской живописи.— М.: Белый город. 2000; • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992; Русская живопись. • Федоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан. ТТ. 1-2. - М., 1966. • К.Паустовский. Левитан. Повесть. • Н.Смирнов. Золотой Плес. Повесть. Советский писатель, 1982. • В.Манин. Русский пейзаж. Москва, Белый город, 2001. • П.Муратов. Пейзаж в русской живописи. Санкт-Петербург, 1910.,с.11-17. • А.А.Ростиславов. Левитан. Санкт-Петербург, 1911. • М.В.Алпатов. И.И.Левитан. Москва-Ленинград, 1945. • В.Петров. Исаак Левитан. Санкт-Петербург, 1993. • Ф.С.Мальцева. Мастера русского реалистического пейзажа. М., 1959. • И. Долгополов. И.И.Левитан. Мастера и шедевры. В 3-х томах. Том 2, Москва, 1987. • Л.Розенталь. Великий мастер пейзажа. Искусство, 1960, №8. • С. Шпицер. Воспоминания о художнике И. И. Левитане. И. Евдокимов. Левитан. Повесть. • В.Розенвассер. К вопросу о творческом методе И.И.Левитана. Искусство, 1985, № 8. • Г.Карисен, О.Кочик, М.Виктурина. Особенности техники живописи Левитана. • В.Прытков. Левитан, Москва,1960.
Приложение 1
И.И. Левитан Автопортрет, 1880 Приложение 2
Серов пишет портрет Левитана Фото, 1892-93
Приложение 3
Портрет И.И. Левитана Серов,1892-93
Приложение 4
Осенний день. Сокольники Левитан, 1897
Приложение 5
Владимирка Левитан, 1892
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |