КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные подходы в изучении и понимании К
Ключевые понятиятеории коммуникации Тема 1. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ коммуникации · Слово «К.» происходит от латинского "communico" - делаю общим, связываю, общаюсь. В словарях рус. языка слово К. имеет два значения: 1) путь сообщения, связь одного места с другим (транспортные, ж/д, морские К.); 2) общение; сообщение или передача информации средствами языка. · Коммуникация в человеческом обществе, или социальная коммуникация (К.) – это процесс обмена (прием и передача) информацией, в том числе мыслями, чувствами с помощью определенных знаков между двумя и более сторонами, участниками (коммуникаторами) данного процесса. Широко принято определение К. как общения между людьми. · Содержанием К. является информация. Информация – это сигналы, сведения, знания, чувства. · Передача информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). Знак – это материализованная, или опредмеченная информация. Человеческая речь - это система фонетических или письменных знаков (символов). · Человеческая, или социальная К. – это всегда информационно- смысловое взаимодействие. Это процесс совместной деятельности (взаимодействие участников К.). Итак, коммуникация – это обмен информацией интеллектуального и эмоционального содержания между двумя и более участниками данного процесса, происходящий с помощью определенных знаков. · К. как информационный обмен происходит везде: в обществе, природе и в технических системах. К-ция – тотальна так же, как информация. В этом смысле понятие К. шире понятия общения, предполагающего обмен чувствами, эмоциями, имеющего психическую природу. · Общество не может существовать без К., она его сущностная характеристика так же как без К. не может существовать и отдельная личность. История о Маугли (Р. Киплинга) совершенно неправдоподобна. · К. обеспечивает включение каждого индивида и каждой организации в жизнь общества. · Универсальность коммуникации делает ее объектом изучения множества естественных, социальных и гуманитарных наук (психология, социология, биология, кибернетика, физика и др.). · Каждая наука изучает К. под своим углом зрения, вкладывает собственный смысл в это понятие, дает ему свое толкование. · Науку (дисциплину) изучающую социальную К., называют по-разному: «теория коммуникации», «коммуникативистика», «коммуникология». · Четыре подхода в понимании К. 1) универсально-научный подход: К.понимаетсякак способ связи любых объектов мира; 2) технический подход: К. – путь сообщения, связь одного места с другим; средство передачи информации или материальных объектов из одного места в другое; 3) биологический подход: К. - передача сигналов между организмами или частями одного организма; 4) социальный (обществоведческий) подход: К. - это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения при помощи различных коммуникативных средств (знаков, знаковых систем). · В теоретических исследованиях К. рассматривается либо А) как действие (линейный, односторонний процесс передачи сигналов), Б) либо как акт взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), В) либо как коммуникативный процесс, в которой коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. На этом основаниивыделяются различные классы (классифицируют) моделей[1]коммуникации: а)класс или вид/тип линейных моделей К., б) класс или вид интерактивных моделей К., в)класс или видтрансакционных моделей К. Модели типа «а» относятся к линейным, односторонним, а модели типа “б” к двусторонним, процессным,циклическим. Классической моделью линейного типа является модель коммуникации, восходящая к Аристотелю: «оратор - речь - аудитория», или, что то же самое: коммуникатор сообщениекоммуникант
Классической моделью второго типа является циклическаямодель коммуникации французского исследователяМ. де Флера (1950-е годы), который замкнул цепочку следования информации от источника до получателя петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума».
В этом случае вместо одноразовой смены коммуникативных ролей происходит многоразовое, попеременное выступление каждого участника коммуникации в роли коммуникатора (отправителя) и реципиента (получателя). Каждый посылает и принимает сообщения на основе постоянно действующей обратной связи и адаптируется в коммуникационной ситуации, преодолевая шумы. В результате такого мультинаправленного взаимодействия коммуникации становятся наиболее действенными и эффективными в плане взаимопонимания.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |