Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 24. Теоретические и историко-педагогические труды П.Ф. Каптерева




 

Петр Федорович Каптерев (1849—1922), окончив- Мос­ковскую духовную академию, не остался в духовном звании, а перешел на "светскую службу. Он преподавал психологию и педагогику в сред ни $ и высших учебных заведениях Петер­бурга и весьма активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществах.

Каптерев был одним из организаторов I съезда по семейному воспитанию и I Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906). Как представитель буржуазно- либеральной педагогики, он не сразу понял историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, но посте­пенно оценил коренные преобразования в области народного просвещения.

П. Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: «Дидактические очерки», «Педагогический процесс», «История русской- педагогики». Его заслугой являете и попытка создать психологически обоснованную дидактику. Он разраба­тывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обу­чения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др. Калтерев выступал с требованием соз­дания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских училищ.

Большим недостатком теории Каптерева было утверждение автономности педагогики и школы, независимости их от поли­тики. Выступая против действий царизма, направленных- на превращение школы в орудие царской политики, он пришел к неправильной мысли об аполитичности педагогики и отрицал необходимость связи школы с политической борьбой за новый общественный строй.

Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспи­тания были работы Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «О детских играх и развле­чениях», а также «Энциклопедия семейного воспитания и обу­чения», редактором которой он был с 1898 г.

Детский сад Каптерев считал первой ступенью в системе общественного воспитания-детей. «Детский сад следует признать необходимым воспитательным учреждением в ряду других... Детский сад заключает в себе элементы семьи и школы».

П. Ф. Каптерев впервые в истории русской дошкольной педагогики сделал попытку определить, как должна услож­няться воспитательная работа в детском саду в связи с воз­растными особенностями детей. Главным предметом занятий детей, посещающих детский сад первый год, должны быть общие игры и, как отдых от них, рассказы и другие простейшие упражнения, считал он. Эти дети очень подвижны; они еще не способны долго слу­шать рассказы и сидя заниматься ручными работами. Поэтому в первый год необходимо предоставить им полную свободу для совместной, игры, позаботиться о том, чтобы они не чув­ствовали резкого перехода от семьи к детскому саду. Очень важна соответствующая обстановка, внимательное отношение воспитательниц к детям, снабжение их игрушками: «Так как дома ребенок обыкновенно играет игрушками, то те же игрушки он должен встретить и в детском саду — куколок, зверьков, лошадок, барабан, солдатиков и др.».

Во второй год посещения детского сада дети становятся более развитыми, самостоятельными, пытливыми, утверждал Каптерев, они останавливают свое внимание на различных предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживают боль­шое стремление к самостоятельной деятельности. Игры детей во второй год пребывания их в /детском саду занимают видное место. Учитывая эти особенности детей, следует организовать работу так, чтобы игры, рассказы в ручные занятия занимали одинаковое время в детском саду. В этом возрасте дети осо­бенно любознательны, проявляют большой' интерес к явлениям природы, событиям окружающей жизни. Теперь одних рассказов воспитательниц недостаточно. Надо снабдить каждый детский сад предметами, способными поддерживать любознательность и внимание детей, пробуждать их пытливость, давать хороший материал для бесед с ними (чучела животных, засушенные растения, картины, изображающие животных, растения, ремесла, разные производства, а также другие наглядные пособия).

В противовес существовавшей практике проведения дидак­тических игр и систематизированных занятий с детьми по строго установленному плану и расписаниям Каптерев выд­винул принцип свободной постановки воспитательно-образова­тельной работы детского сада — без строго установленных программ и расписаний.

Характеризуя занятия и игры в последний год пребывания детей в детском саду, Каптерев подчеркивал, что они должны усложняться: «Во вторую половину третьего года полезно поставить занятия так, чтобы они служили переходом от детского сада к школе, иначе этот переход будет очень труден для детей».. Имея в виду подготовку детей к школьным занятиям, Каптерев считал, что во второй половине третьего года пребывания детей в детском саду следует сделать одно занятие в день обязательным для всех детей. Оно, однако, не должно быть по своему характеру школьным.

П. Ф. Каптерев указывал на важную роль детского кол­ лектива в воспитании чувства товарищества у детей. Он ре­комендовал воспитательнице при подготовке к занятиям учи­тывать интересы всего детского коллектива и индивидуальные особенности детей группы. Он правильно указывал, что «жизнь в обществе товарищей — серьезная наука, чрезвычайно бога­тый источник возбуждения и развития детей».

В педагогическом наследии П. Ф. Каптерева нашла отражение его разнообразная педагогическая деятельность. Он был педа­гогом большой эрудиции, умелым популяризатором достижений педагогики. В его многочисленных трудах педагоги находили много полезных в методическом отношении советов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.