Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 26. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей




Вопрос 25. В.П. Вахтеров. Педагогическая деятельность и взгляды

Вахтеров Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас, - 3.4.1924, Москва], русский педагог, методист начальной школы. Родился в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881-96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве).

Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 В. вынужден был уйти в отставку, так как департамент полиции квалифицировал его деятельность как "прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента". С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию. В годы Революции 1905-07 В. много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внёс в теорию и практику начального обучения (работы "Предметный метод обучения", 1907, и "Основы новой педагогики", 1913). В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В. развивал идеи К. Д. Ушинского. Крупным достижением В. являются его книги для классного чтения "Мир в рассказах для детей" (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. "Русский букварь" В. (1898) неоднократно переиздавался.

В. всегда находился в рядах демократических сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. В. не понял всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции и вначале отказался от участия в проведении реформы народного образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923-24 лектор на педагогическом факультете 2-го МГУ.

 

 

Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выда­ющимся педагогом.

Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких, масс народа, он выступал за отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем «Общества посещения бедных».

Одоевский составил проект организации для народа пуб­личных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского.

Одоевский был замечательным детским писателем. Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) были высоко­художественными литературными произведениями, отличавши­мися также большими педагогическими достоинствами.

В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созванных им в системе государствен­ных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами», по которым с 1839 г. работали эти учреж­дения. При разработке этих важных законодательных документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е.О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений.

Согласно «Положению...» приюты состояли в ведении Ко­митета главного попечительства о детских приютах, находив­шегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия н руководства.

В 1839 г. В. Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным руководителем. Одоевский составил «Таблицу складов» (1839) — своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В. Г, Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В. Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также «предметам в натуре», писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором.

Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были: I) доставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью; 2) внушать детям «чувство доброй нравственности» я к этой цели направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к поряд­ку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8—9 часов вечера.

Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотри­тельницы всячески заботились о детях. Смотрительниц, следовало назначать в первую очередь из числа окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педаго­гические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим сред­ством нравственного воспитания детей. «Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно.

Работа многих детских приютов в действительности была далека от идем Одоевского. Занятия проводились однообразно, режим жизни детей приближался к казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами.

После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел Комитета его идеи, положенные в основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и зубрежку.

Вопрос 27. Развитие дошкольного воспитания и образования в России после Октябрьской революции (20-е и 30-е годы)

Важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой со­ветского народа над силами контрреволюции, было восстановле­ние разрушенного народного хозяйства. Все материальные сред­ства были мобилизованы на построение экономического фунда­мента социализма. В связи с этим последовала вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образо­вание. Дошкольные учреждения, как и школы, стали перево­диться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений.

Назначенная заведующей дошкольным отделом Наркомпроса М. М. Виленская (1882—1948), имевшая большой опыт орга­низации детских садов в Якутии, куда была выслана и провела в ссылке 10 лет, была выдающимся организатором. Она сумела объединить вокруг дошкольного отдела большой актив; в том числе из национальных республик и районов, представителей всех советских организаций, которые имели возможности для создания и укрепления дошкольных учреждений. В эти трудные годы особенно действенной была связь с женотделом при ЦК партии, который очень быстро передавал соответствующие ди­рективы на места. Большое' внимание уделял дошкольный отдел непосредственному руководству центральными учреждениями, на­правляя их на объединение и инструктирование практических дошкольных работников, на изучение и обобщение их опыта.

Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошколь­ного воспитания обсуждался на 12 съезде ВКП(б), состоявшем­ся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться «лицом к деревне». В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходи­мо «проведение через советские, профессиональные, кооператив­ные и другие организации работы по строительству учрежде­ний, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.)»

Вопросы о задачах дошкольного воспитания в свете решений XIII съезда партии были поставлены на III Всероссийском съез­де по дошкольному воспитанию, который был созван 25 ок­тября 1924 г. Кроме руководящих, научных и практических работников дошкольного воспитания, в работе съезда принима­ли активное участие представители от ЦК ВКП(б), отдела ра­ботниц и крестьянок при ЦК ВКП(б), ЦК комсомола, ВЦСПС, кооперации и других организаций, а также, делегаты от всех союзных республик. В резолюции по докладу М. М. Виленской «Положение дошкольного воспитания и очередные задачи» съезд подчеркнул, что «развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы» под общим руководством отделов народного образования. Педагогическим коллективам дошкольных учреждений съезд предложил усилить работу по установлению тесных контактов с советскими предпри­ятиями и учреждениями, привлекать их к активному участию в строительстве дошкольных учреждений. Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время обще­ственной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных ра­ботников оказывать помощь национальным республикам. В дет­ских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем чтобы вести работу на родном языке..

Очень большое внимание на съезде было обращено на орга­низацию работы в деревне. И. К. Крупская в докладе «До­школьная работа в деревне» указала на важное значение сельских дошкольных учреждений, которые обеспечивают выполнение за­дания партии о вовлечении крестьянок в общественно-полити­ческую деятельность, а также способствуют оздоровлению и пра­вильному воспитанию детей/ Детские сады должны «заложить в ребятах первые навыки действовать сообща, что будет иметь огромное значение для будущего кооперирования населения сел и деревень».

После 12 съезда ВКП(б) сеть дошкольных учреждений вновь начала быстро расти. Женщины-работницы вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве самое активное участие, непосредственно связывались с профсоюзными, хо­зяйственными н другими организациями и добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много женщин. Работа в деревне по организации летних площадок стави­лась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросветучреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обя­зывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений.

Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять сту­дентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и пери­ферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н, К. Крупская лично напутствовала москов­ских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении труд­ностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую обществен­ность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразова­ния их в детские сады. Они вели большую индивидуальную н групповую работу с родителями. В работу по расширению и укреплению сети дошкольных учреждений включались местные -партийные, профсоюзные, ком­сомольские кооперативные организации и широкие массы тру­дящихся. В июле 1929 г. на объединенном заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями партийных, комсомоль­ских, общественных организаций, с рабочими и работницами мо­сковских фабрик и заводов был объявлен всесоюзный «Дошколь­ный поход. Формы вовлечения в него широких масс населе­ния были самыми разнообразными. На промышленных предпри­ятиях организовывались бригады из работниц и рабочих для изыскания материальных средств, ремонта помещений, мебели и оборудования. В ряде губерний (Саратовской, Нижегородской, Московской и др.) создавались кооперативные организации, активно занимавшиеся расширением сети дошкольных учреждений в сельских районах. В результате координации усилий различ­ных учреждений и большого энтузиазма всего населения пяти­летний план Наркомпроса РСФСР по расширению сети дошколь­ных учреждений был значительно перевыполнен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.