КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 26. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей
Вопрос 25. В.П. Вахтеров. Педагогическая деятельность и взгляды Вахтеров Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас, - 3.4.1924, Москва], русский педагог, методист начальной школы. Родился в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881-96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве). Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 В. вынужден был уйти в отставку, так как департамент полиции квалифицировал его деятельность как "прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента". С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и др. городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию. В годы Революции 1905-07 В. много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внёс в теорию и практику начального обучения (работы "Предметный метод обучения", 1907, и "Основы новой педагогики", 1913). В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В. развивал идеи К. Д. Ушинского. Крупным достижением В. являются его книги для классного чтения "Мир в рассказах для детей" (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. "Русский букварь" В. (1898) неоднократно переиздавался. В. всегда находился в рядах демократических сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. В. не понял всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции и вначале отказался от участия в проведении реформы народного образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923-24 лектор на педагогическом факультете 2-го МГУ.
Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) был видным деятелем русской культуры, талантливым писателем и выдающимся педагогом. Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких, масс народа, он выступал за отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем «Общества посещения бедных». Одоевский составил проект организации для народа публичных лекций по сельскому хозяйству, технике, гигиене, общеобразовательным знаниям; он занимался организацией сельских школ, писал и издавал учебные руководства и научно-популярные книги для народа, получившие высокую оценку В. Г. Белинского. Одоевский был замечательным детским писателем. Его «Сказки дедушки Иринея» (псевдоним Одоевского) были высокохудожественными литературными произведениями, отличавшимися также большими педагогическими достоинствами. В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созванных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами», по которым с 1839 г. работали эти учреждения. При разработке этих важных законодательных документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е.О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений. Согласно «Положению...» приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия н руководства. В 1839 г. В. Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным руководителем. Одоевский составил «Таблицу складов» (1839) — своеобразное руководство для обучения грамоте звуковым методом, которое В. Г, Белинский рекомендовал широко использовать в школах и при домашнем обучении. Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В. Ф. Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам, а также «предметам в натуре», писал руководства для смотрительниц детских приютов. Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором. Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были: I) доставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью; 2) внушать детям «чувство доброй нравственности» я к этой цели направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8—9 часов вечера. Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц, следовало назначать в первую очередь из числа окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим средством нравственного воспитания детей. «Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно. Работа многих детских приютов в действительности была далека от идем Одоевского. Занятия проводились однообразно, режим жизни детей приближался к казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами. После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел Комитета его идеи, положенные в основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и зубрежку. Вопрос 27. Развитие дошкольного воспитания и образования в России после Октябрьской революции (20-е и 30-е годы) Важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение экономического фундамента социализма. В связи с этим последовала вынужденное сокращение государственных ассигнований на народное образование. Дошкольные учреждения, как и школы, стали переводиться на местный, еще не окрепший бюджет, что повлекло за собой сильное сокращение сети дошкольных учреждений. Назначенная заведующей дошкольным отделом Наркомпроса М. М. Виленская (1882—1948), имевшая большой опыт организации детских садов в Якутии, куда была выслана и провела в ссылке 10 лет, была выдающимся организатором. Она сумела объединить вокруг дошкольного отдела большой актив; в том числе из национальных республик и районов, представителей всех советских организаций, которые имели возможности для создания и укрепления дошкольных учреждений. В эти трудные годы особенно действенной была связь с женотделом при ЦК партии, который очень быстро передавал соответствующие директивы на места. Большое' внимание уделял дошкольный отдел непосредственному руководству центральными учреждениями, направляя их на объединение и инструктирование практических дошкольных работников, на изучение и обобщение их опыта. Вопрос о путях дальнейшего развития школы и дошкольного воспитания обсуждался на 12 съезде ВКП(б), состоявшемся в 1924 г. и посвященном прежде всего развитию советской деревни. Съезд призвал все советские учреждения повернуться «лицом к деревне». В целях вовлечения работниц и крестьянок в социалистическое строительство съезд указал, что необходимо «проведение через советские, профессиональные, кооперативные и другие организации работы по строительству учреждений, раскрепощающих работниц и крестьянок (яслей, столовых и пр.)» Вопросы о задачах дошкольного воспитания в свете решений XIII съезда партии были поставлены на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, который был созван 25 октября 1924 г. Кроме руководящих, научных и практических работников дошкольного воспитания, в работе съезда принимали активное участие представители от ЦК ВКП(б), отдела работниц и крестьянок при ЦК ВКП(б), ЦК комсомола, ВЦСПС, кооперации и других организаций, а также, делегаты от всех союзных республик. В резолюции по докладу М. М. Виленской «Положение дошкольного воспитания и очередные задачи» съезд подчеркнул, что «развитие сети детских учреждений в городе и создание их в деревне должно пойти по пути привлечения широко организованной общественной инициативы» под общим руководством отделов народного образования. Педагогическим коллективам дошкольных учреждений съезд предложил усилить работу по установлению тесных контактов с советскими предприятиями и учреждениями, привлекать их к активному участию в строительстве дошкольных учреждений. Было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т. д. для детей, матери которых заняты в вечернее время общественной работой или учебой. Съезд призвал дошкольных работников оказывать помощь национальным республикам. В детских садах районов с населением различных национальностей съезд рекомендовал организовывать отдельные группы для детей каждой национальности, с тем чтобы вести работу на родном языке.. Очень большое внимание на съезде было обращено на организацию работы в деревне. И. К. Крупская в докладе «Дошкольная работа в деревне» указала на важное значение сельских дошкольных учреждений, которые обеспечивают выполнение задания партии о вовлечении крестьянок в общественно-политическую деятельность, а также способствуют оздоровлению и правильному воспитанию детей/ Детские сады должны «заложить в ребятах первые навыки действовать сообща, что будет иметь огромное значение для будущего кооперирования населения сел и деревень». После 12 съезда ВКП(б) сеть дошкольных учреждений вновь начала быстро расти. Женщины-работницы вместе с делегатками женотделов принимали в дошкольном строительстве самое активное участие, непосредственно связывались с профсоюзными, хозяйственными н другими организациями и добивались открытия детских очагов при предприятиях, где работало много женщин. Работа в деревне по организации летних площадок ставилась Наркомпросом как одна из ударных задач. Специальным распоряжением включались в план работы политпросветучреждений вопросы дошкольного воспитания. Это распоряжение обязывало органы политпросвета на местах, а также работников изб-читален всячески содействовать созданию в деревне дошкольных учреждений. Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и периферийных вузов. Дошкольный отдел проводил большую работу по их подготовке. Н, К. Крупская лично напутствовала московских студентов, призывала их быть стойкими в преодолении трудностей. Выступая на сходах, привлекая деревенскую общественность и учительство, студенты добивались открытия дошкольных летних площадок на местные средства, а иногда и преобразования их в детские сады. Они вели большую индивидуальную н групповую работу с родителями. В работу по расширению и укреплению сети дошкольных учреждений включались местные -партийные, профсоюзные, комсомольские кооперативные организации и широкие массы трудящихся. В июле 1929 г. на объединенном заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями партийных, комсомольских, общественных организаций, с рабочими и работницами московских фабрик и заводов был объявлен всесоюзный «Дошкольный поход. Формы вовлечения в него широких масс населения были самыми разнообразными. На промышленных предприятиях организовывались бригады из работниц и рабочих для изыскания материальных средств, ремонта помещений, мебели и оборудования. В ряде губерний (Саратовской, Нижегородской, Московской и др.) создавались кооперативные организации, активно занимавшиеся расширением сети дошкольных учреждений в сельских районах. В результате координации усилий различных учреждений и большого энтузиазма всего населения пятилетний план Наркомпроса РСФСР по расширению сети дошкольных учреждений был значительно перевыполнен.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |