Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 34. Общественно-педагогические взгляды Е.И. Конради




 

Евгения Ивановна Конради (1838—1898) известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях большое внимание вопросам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Общественно-педагогические взгляды Е. И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патрио­тическим стремлением перестроить систему воспитания н образо­вания молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Первая статья Конради по дошкольному воспитанию назы­валась «Что такое детские сады и при каких условиях может быть прок от них». В ней писательница вскрыла философско-идеалистические и националистические основы учения Фребеля о воспитании детей.

Конради показала, что фребелевская система дошкольного воспитания отличается чрезмерным дидактизмом, строгой фор­мальной систематизацией игр и занятий, убивающей само­деятельность ребенка. Разобрав систему дошкольного воспитания Фребеля, Е. И. Кон­ради сделала такие выводы: 1) «система дошкольного воспи­тания Фребеля безусловно и в том виде, как он ее излагает, вполне принята.быть не может»; 2) идея детского сада заслу­живает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преиму­щество элементарным знаниям из естествознания, разностороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изу­чение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометри­ческих фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспита­тельно-образовательной работы с детьми.

В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала «Детский сад», в которых она находила яркие проявления «педагогической дрессуры» детей, «новых усовер­шенствований воспитательной машины» (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т. д.).

Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека, выдвинутый Н. И. Пироговым, лишен социального содержания, что требо­вание гармонического развития личности ребенка весьма неопределенно.

Исходя из учения русских революционных демократов об общественных задачах воспитания, Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общест­венные требования и интересы.Е. И. Конради чрезвычайно наглядно показала, как в разные периоды развития общества менялось понятие нравственного человека, как в условиях современной ей буржуазно-монархи­ческой России угнеталась личность человека, как эти условия принуждают людей жить в антагонизме с обществом. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности —дело будущего,.когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут спо­собствовать развитию его социальных качеств.

Е. И. Конради правильно указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как. против принуди­тельной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а также- против «свободного воспитания».

Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, любовное отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также само­стоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков: Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заклю­чается в том, чтобы, изучив особенности детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины.

Главное место в воспитании будущего полезного члена об­щества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию — воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собствен­ное счастье.

Большое внимание Е. И. Конради уделяла разработке вопросов умственного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей умственного воспитания дошкольников, по ее мнению, является не просто накопление ими знаний, но и развитие их мыслительных способностей, привитие детям навыков и привы­чек к умственному труду, подготовка к школьному обучению.

Возражая против преждевременного и формально система­тизированного учения, которое еще не по силам детям дошколь­ного возраста, Конради подчеркивала в то же время важное значение самообучения детей. Дошкольники очень любозна­тельны, любят задавать вопросы. Надо использовать это в целях их умственного развития и формирования интересов. Не­обходимо только уметь различать, чем вызваны детские вопросы, и отвечать лишь на те из них, которые действительно продик­тованы любознательностью, а не стремлением детей поболтать со взрослыми, указывала Конради. Беседы, связанные с детскими вопросами, если они проводятся продуманно, могут стать одним из важных средств расширения кругозора детей, уточнения их знаний. Отвечать на детские вопросы — дело нелегкое, оно требует от воспитателя постоянной работы по. самообразованию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, раз­вивающим творческую инициативу детей.

Игру Конради считала свободным видом детской деятель­ности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Она обстоятельно критиковала строго систе­матизированные дидактические игры, проводившиеся по мето­дическим разработкам А. С. Симонович и Е. Н. Водовозовой. Вместо ознакомления с действительными явлениями и предме­тами природы, разными видами человеческого труда в непос­редственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям, движениям людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.