Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказать жевачку можно на официальном сайте – заказать. 1 страница




Ю

И

В

Б

Безработица — социально-экономическая ситуация, при ко­торой часть трудоспособного населения не находит себе работу. Безработным считается человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработица обычно бывает вызвана рядом социально-эконо­мических факторов, например спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно пре­вышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Бессознательное — совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине «не допускаются» к сознанию либо вытесняются из не­го. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действи­ям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, в твор­ческих порывах и т. д.

В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отдаляет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

Биоэтика — научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биоло- гического и этического аспектов. В сферу научного анализа био­этики входит широкий круг проблем проявления подлинной гу­манности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление не­излечимого больного по его просьбе или по просьбе его родствен­ников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологическо­го существования человека, его сущностные характеристики.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. и ставшее одной из трех ми­ровых религий. Согласно основателю этого учения Будде (он же Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни Бодхисаттва), все сущее состо­ит из отдельных элементов, постоянно изменяющихся в соответ­ствии с законами причинности. Все изменения в жизни ведут к страданиям человека, даже удовольствие есть страдание, посколь­ку оно достигается путем труда, усилий, т. е. жизнь есть страда­ние. Страдания человека проистекают от незнания, поэтому су­ществуют «4 благородные истины» о том, что есть страдание, ка­кова причина страданий, что есть прекращение страданий, каков путь к прекращению страданий — восьмеричный (8 ступеней) путь нравственного совершенствования. Он предполагает дости­жение правильной точки зрения, решимости, правдивой речи, доброго поведения, правильной жизни, истинного страдания, правильного направления мыслей и правильной сосредоточен­ности. В результате ум просветляется, достигается совершенная невозмутимость и спокойствие. Страдания человека прекращают­ся, а перерождение становится невозможным. Это состояние на­зывают нирваной.

Существуют различные школы буддизма.

В России буддизм распространен в республике Калмыкия, республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в составе Иркутской области, Агинском Бурятском авто­номном округе в составе Забайкальского края, Читинской облас­ти, республике Тыва, Горном Алтае.

Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявле­ний; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко­номический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу­чить показатель «ВВП на душу населения». Он применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень эко­номического развития и уровень жизни разных стран.

Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разраба­тывать экономические прогнозы.

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс придания многим ценностям западной цивилизации {рыночная экономи­ка, протестантская этика, правовое государство, парламента­ризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значи­мости.

В качестве наиболее ярких примеров выступают «американ­ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

Власть — 1) способность и возможность отдельного челове­ка или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения. Это общественные отношения между носите­лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при ко­торых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и со­циальным общностям с целью заставить их поступать определен­ным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (ро­довая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она полу­чила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархическо­му (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональ­ная, местная; по сферам общественной жизни — экономичес­кая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей)

2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

Воспитание — в широком смысле слова — приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколе­ний. В значении, близком к этому, довольно часто употребляет­ся понятие социализация. В отличие от социализации, воспита­ние — процесс всегда целенаправленный.

В науке воспитание традиционно определяется как воздей­ствие на человека с целью его физического, нравственного, ин­теллектуального и эстетического развития, подготовки к семей­ной, общественной, производственной и культурной жизни.

Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в общест­ве. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяет­ся требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целе­направленной деятельности родителей и педагогов, взаимодей­ствия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить а) непосредственное воспи­тание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п.); б) опо­средованное воспитание (создание материальных, семейных, бы­товых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными пред­ставлениями о себе и мире.

Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке образцов поведения, развитию определенных качеств личности (гражданственности, духовности, патриотизма и др.).

В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-вос­питательные заведения, средства массовой информации, госу­дарственные и общественные организации (в том числе религи­озные) и др.

Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика.

Всеобщая декларация прав человека — международный документ, впервые в истории определивший круг основных не­отчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, под­лежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии ува­жения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Состоит из Преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные

права личности — право на жизнь, свободу и личную неприкос­новенность и др., а также гражданские, политические, социаль­но-экономические и культурные права. Иначе говоря, Деклара­ция охватывает весь круг жизнедеятельности человека. В основе всех прав человека лежат принципы свободы, равенства и спра­ведливости. Согласно Декларации, все люди рождаются свобод­ными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обя­зательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Дек­ларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала пра­ва, к которому должны стремиться все государства. Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как День прав человека.

Гениальность (от лат. genius — дух, духовное в человеке) — высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художествен­ных и др.).

Гениальная личность достигает таких результатов в творчес­кой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Глобализация — обществоведческий термин, используемый для обозначения объективного процесса экономического и куль­турного сближения различных стран под влиянием исторических изменений в политической картине мира, происшедших в конце 80-х — начале 90-х гг., и дальнейшего углубления научно-техни­ческой, технологической и информационной революций, создав­ших для этого необходимые предпосылки. С распадом Советско­го Союза возникли благоприятные условия для глобального ка­питализма: страны бывшего социалистического содружества и новые государства, ранее входившие в СССР на правах союз­ных республик, активно включились в развитие рыночной эко­номики.

Глобализационные процессы — явление, имеющее давнюю историю. Их зачатки можно обнаружить уже в Античности — в торгово-экономической и культурной интеграции стран Среди­земноморья. Особый размах эти процессы получили в эпоху Ве­ликих географических открытий и формирования колониальной системы. Нынешний этап глобализации свидетельствует о вступ­лении мирового сообщества в качественно новое состояние, ха­рактеризующееся переводом деловых отношений во многих стра­нах на каналы электронной техники, возрастанием роли СМИ в современном мире, унификацией образа жизни, ускорением тем­пов общественных процессов, массовизацией потребностей, спо­собов проведения досуга, стандартизацией широкого круга дело­вой и бытовой сфер, правил поведения в современных коммуни­кационных системах и др.

Чаще всего термин «глобализация» употребляется в экономи­ческом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей в сфере услуг (в том числе и туризма) в раз­личных регионах мира и т. д. Термин, производный от понятия «глобалистика» — научное направление, изучающее происхожде­ние, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация в современных условиях — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влия­ние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур.

В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в миро­вом хозяйстве, осуществление культурной экспансии ведущих стран в отношении развивающихся (см. Вестернизация).

Глобальные проблемы человечества — проблемы, затра­гивающие жизненно важные интересы человечества. Особенно ярко выявились во второй половине XX в. в условиях научно- технической революции и возрастания угрозы ядерной катастро­фы. Главнейшие из них: предотвращение опасностей войн (в том числе локальных) и сохранение мира на Земле; преодоление эко­логического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, международным терроризмом, стихийными бедствиями, избавле­ние человечества от наиболее опасных болезней; стабилизация демографической ситуации на планете; борьба с голодом и обес­печение продовольствием всех народов мира; преодоление эко­номической и культурной отсталости ряда регионов. Все эти проблемы взаимодействуют, проявляются в общемировом масштабе, угрожают гибелью всему человечеству; их эффективное ре­шение требует систематических коллективных усилий всех госу­дарств и народов.

Государственный аппарат — 1) система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

Органы государства — организационно и хозяйственно об­особленные части государственного аппарата, состоящие из госу­дарственных служащих. Признаки государственных органов: бюджетное финансирование, наличие собственной компетенции, наличие властных полномочий, обеспечение выполнения стоя­щих перед органом задач принудительной силой государства.

По охвату территории государственные органы подразделяют­ся на федеральные органы, органы субъектов федерации, мест­ные органы.

По ветвям власти выделяют законодательные, исполнитель­ные и судебные органы. Властные полномочия осуществляются государственным аппаратом в трех формах: правотворческой, правоприменительной и правоохранительной. Особенную на­грузку по правотворческой деятельности несет законодательная власть в лице парламента; частично ею занимается исполнитель­ная власть, создавая подзаконные нормативные акты (постанов­ления министерств и ведомств для своих нижестоящих структур), а также в некоторых случаях — судебная. Исполнительной дея­тельностью занимаются исполнительно-распорядительные (ад­министративные) органы во главе с правительством. В России правоохранительная деятельность осуществляется судами, проку­ратурой, Счетной палатой, органами юстиции, МВД, ФСБ;

2) совокупность исполнительных (административных) орга­нов власти, выполняющих повседневную работу по управлению обществом.

Государственный бюджет — финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы за.определенный период. Утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Бюджетные доходы формируются за счет налоговых поступ­лений (прямые и косвенные налоги с граждан и предприятий) и неналоговых поступлений (платежи и сборы от внешнеэкономи­ческой деятельности, приватизации, поступления от государ­ственных займов и др.). Главный источник доходов государст­ва — налоговые доходы.

Бюджетные расходы — финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды обще­ства (образование, наука, оборона, культура и др.). Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от не­посредственных производителей к другим группам.

Превышение расходов над доходами создает дефицит бюдже­та. Причинами этого явления могут быть: ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления, финансовая под­держка убыточных предприятий, необоснованный рост расходов на социальные программы и т. д. Сокращение бюджетного дефи­цита возможно за счет рационального использования средств, жесткого контроля за выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами (эмиссией). Если доходы бюджета боль­ше расходов, разность между ними называется профицитом.

Состояние государственного бюджета имеет существенное значение для экономики страны и является важнейшим показа­телем положения дел в ней.

Государственный долг — сумма задолженности государ­ства внешним и внутренним кредиторам.

Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг формируется за счет денежных займов (в том числе и в виде цен­ных бумаг) у населения, хозяйственных и финансовых организа­ций. Внешний долг образуется за счет займов у других прави­тельств, международных финансовых и хозяйственных организа­ций.

Государство — центральная организация политической сис­темы, обладающая верховной властью на определенной терри­тории, имеющая исключительное право издавать общеобязатель­ные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имею­щий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т. п.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся: обеспечение социально-поли­тической стабильности, безопасности и порядка; регулирование экономических процессов, поддержание общих правил хозяй­ствования; развитие средств связи, дорог и других средств обес­печения жизнедеятельности всего общества, социальные, куль­турно-образовательные функции; охрана окружающей среды. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отно­шениях, развитие сотрудничества (экономического, военного, культурного и т. п.) с другими государствами.

Гражданин — 1) в юридическом (правовом) смысле — лицо, обл адающее пр авом гражданства. Говоря иначе, это принадлеж­ность лица к государству.

Гражданство означает устойчивую правовую связь человека с государством и выражается в совокупности их — гражданина и государства — взаимных прав и обязанностей. Быть граждани­ном — значит иметь определенную правоспособность, т. е. обла­дать всей полнотой прав и свобод, но вместе с тем быть обреме­ненным теми обязанностями, которые определены законодатель­ством страны, прежде всего конституцией — основным зако­ном, а также другими правовыми документами.

Со своей стороны, государство берет на себя обязательство по отношению к своему гражданину обеспечить реализацию в пол­ном объеме его (гражданина) прав и свобод, защиту и покрови­тельство, в том числе и за пределами страны;

2) с древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается и особый нравственный смысл: быть гражданином — значит за­нимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, на­роду, национальным ценностям, святыням, культуре. Граждан­ские чувства проявляются в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и про­цветающей, готовности честно трудиться на благо страны, уме­нии обуздать свой эгоизм, прийти на помощь нуждающимся. Вместе с тем гражданская позиция всегда связана с критическим отношением к социальной несправедливости. И конечно же, гражданин всегда готов проявить личное мужество, встать на за­щиту своей страны от любых посягательств.

Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граж­дан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, ре­ализуются естественные потребности: в материальном благополу­чии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствова­нии, образовании, информации, творчестве, общении и др.

Здесь, в отличие от вертикальных (государственно-властных) отношений, возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рам­ках гражданского общества возникают и функционируют негосу­дарственные социальные институты: рыночная экономика, осно­ванная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, сво­боде труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические вы­боры. К институтам гражданского общества относятся также за­интересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны — местное самоуправле­ние и др.), общественно-политические движения и политические партии. Наряду с политическими партиями, общественно-поли­тическими движениями заинтересованные группы, включаясь в политику, осуществляют связь гражданского общества с право­вым государством. Правовое государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества. Гражданское общество первично по отношению к государству.

Гражданское право — отрасль права, нормы которой регу­лируют на началах юридического равенства сторон имуществен­ные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения складываются по поводу матери­альных благ между гражданами, между организациями и граж­данами, между организациями. Они затрагивают отношения собственности, отношения по поводу продажи, обмена, дарения и пр. Личные неимущественные отношения — те, которые воз­никают, например, в процессе реализации прав авторства, защи­ты чести, достоинства, деловой репутации граждан и пр.

Участниками гражданско-правовых отношений являются го­сударство, юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), физические лица (граждане).

Гражданские правоотношения возникают на основе опреде­ленных действий: сдел ок, д оговоров. Существуют также четыре внедоговорных обязательства, вытекающие из противоправных действий: причинение вреда (ущерба) имуществу либо личности, неосновательное обогащение. Неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей влечет за собой граждан­ско-правовую ответственность, суть ее — компенсировать причи­ненный материальный и моральный ущерб, восстановить нару­шенные права.

Основными источниками гражданского права являются Конституция Российского государства, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы, например «Об автор­ском праве и смежных правах», «О защите прав потребителей» и пр.

Гуманизм (от лат. humanus — человечный, человеческий) — в широком смысле концепция человеческого бытия и базирую­щееся на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в це­лом. В узком смысле гуманизм — нравственный принцип в отно­шениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улуч­шению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.

Демографическая структура общества — деление населе­ния по таким признакам, как в озраст (дети, подростки, моло­дежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние,.в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное, положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выбор­ность основных органов государства, равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плю­рализм, решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соб­людения прав и свобод человека и гражданина', гласность и т. д.

Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).

К институтам непосредственной демократии относятся рефе­рендумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представи­телей.

Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений фи­нансовой политики государства, призванное обеспечить ста­бильное развитие экономики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики: уста­новление учетной ставки процента за кредит и нормы обязатель­ных банковских резервов.

В период экономического спада государство стремится увели­чить денежную массу (количество денег в обращении) и сдержи­вает ее рост при экономическом подъеме.

Деятельность — присущая только человеку форма взаимо­действия с окружающим миром. Основное ее содержание — из­менение и преобразование мира в интересах людей, направлен­ность на создание того, чего нет в природе, на производство про­дукта материальной или духовной культуры.

Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятель­ность проявляется в различных сферах общества. Ей свойствен­ны такие черты, как сознательность, продуктивность, обществен­ный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или по­ступков.

Исходя из различных оснований, понятие деятельности трак­туют по-разному. В зависимости от особенностей отношения че­ловека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Можно соот­носить ее с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конк­ретизировать и в связи с ее социальными формами (коллектив­ная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).

Деятельность человека является, с одной стороны, условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.

Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общест­ва, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человечес­кую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.Духовная жизнь (или духовная сфера) является отдельной подсистемой общества, объединяющей институты науки, рели­гии, искусства, все способы и результаты их деятельности, со­ответствующие общественные отношения.

 

Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, обра­зование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

 

Ж Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные ка­тастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения челове­ческого рода в результате термоядерной войны.

Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

Понятие «жизнь», имеющее сугубо биологический и физио­логический аспекты, также обозначает деятельность в тех или иных ее проявлениях (культурная, общественно-политическая жизнь и т. д.).

Заблуждение — ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недоста­точной образованности (или попросту неграмотности), недобро­совестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.

(Задатки — биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут разви­ваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способ­ностей

Закон предложения — категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины предложения от измене­ния цены товара. С увеличением цены товара величина предло­жения растет.

Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше — при низких. Это определяется стремлением произво­дителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у про­изводителя стимулов для его производства и продажи.

Закон спроса — категория товарного производства, раскры­вающая зависимость величины спроса от уровня цен. С увеличе­нием цены товара величина спроса уменьшается.

Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше — при высоких.

Знание — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определя­ютсяjwmpe6HocmHMu общества и фиксируются в языке. Суще­ствуют обыденное знание повседневной жизни и науч­ное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Разли­чают также явное знание, выраженное в языке, и неяв­ное знание," связанное с навыками и умениями. " "Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу че­ловеческого разума играет значимую познавательную роль. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находит­ся представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.