Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказать жевачку можно на официальном сайте – заказать. 4 страница




Нормы морали (или заповеди морали) — это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в императив­ной (повелительной, категорической) форме предписывают чело­веку общеобязательный порядок поведения: «уважай старших», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй», «не клевещи», «относись к другому по-братски» и т. д.

Вместе с тем при всей своей конкретности и строгости нор­мы морали лишь образец должного поведения, идеальное руко­водство моральной деятельностью. Реальное осуществление мо­ральных норм требует от человека больших личных усилий, осо­бой душевной энергии, свободного творчества и, конечно, муже­ства. Только собственные сознательные действия позволяют че­ловеку без всякого принуждения, самостоятельно и свободно применить всеобщее правило к какой-либо своей личной жиз­ненной ситуации. Такое умение вырабатывается путем воспита­ния и беспрерывного самовоспитания.

Норма права — это общеобязательное правило, установлен­ное государством и обеспеченное его принудительной силой.

Нормы права регулируют взаимоотношения как отдельных лиц, так и организаций.

Нормы права наделяют субъектов права юридическими (за­крепленными в законе) правами и обязанностями. Регулирующая роль нормы состоит в том, что субъект права действует в соответ­ствии с ее (нормы) предписаниями или требует от других лиц со­ответствующего поведения. Нарушение ее требований вызывает необходимость государственного принуждения (т. е. необходи­мость заставить правонарушителя исполнять требование нормы) путем применения силы правоохранительных органов.

Норма права — это изначальная, «элементарная частица», «первокирпичик» системы права данной страны. Нормы права различают в зависимости от отраслей права: нормы консти­туционного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права и т.д.

Нормативно-правовой акт — главный источник (или фор­ма) права в правовой системе', официальный документ, кото­рый создается компетентными (обладающими соответствующим правом) государственными органами и содержит общеобязатель­ные правовые нормы. Различают два основных типа норматив­ных актов: 1) конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные); 2) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и др.). Нормативно-правовые акты облада­ют различной юридической силой. Юридическая сила правовых актов определяется тем, какой из компетентных государственных органов их издает.00 О

Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и ти­пичных видов жизнедеятельности и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная истори­чески конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного российского общества). Термин «образ жиз­ни» характеризует деятельность и положение людей во всех сфе­рах общественной жизни: в труде, в быту, в политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, ма­териальное благосостояние, социальное обеспечение, здравоохра­нение, образование.

Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.

Элементами системы образования являются: сеть образова­тельных учреждений (государственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, уча­щиеся), учебный процесс как особый вид деятельности, совокуп­ность средств и технологий

Образование как социальный институт выполняет функции выявления и развития интеллектуального, нравственного и физи­ческого потенциала личности (гуманистическая функция); под­готовки квалифицированных специалистов (профессионально- экономическая функция); гражданского обучения и воспитания (социально-политическая); подготовки личности к жизни и вза­имодействию в обществе (адаптационная функция).

Образование традиционно подразделяется на общее (началь­ное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации) и дополнительное. Причем на более низких ступенях обучения решаются преимущественно задачи общего образования — про­свещение, а на более высоких — профессионального: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специальных знаний, практических умений и навыков про­дуктивной деятельности в избранной сфере.

В связи с переходом современного человечества в постинду­стриальную фазу развития возрастает роль образования, причем актуальным становится непрерывное образование, т.е. в различ­ных формах продолжающееся всю жизнь человека.

Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса:

•обмен информацией, ее уточнение, обогащение;

•обмен действиями, построение общей стратегии взаимодей­ствия;

•восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

Иными словами, можно сказать, что общение включает об­мен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир одно­го человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участ­вующие в общении люди оказывают взаимное влияние на наме­рения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.

Различают познавательное, деловое и интимно- личностное общение. Обычно общение включено в практи­ческое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллек­тивная игра и т. п.).

Общение играет важную роль в личных и деловых отношени­ях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаружива­ет свои индивидуальные особенности. Можно увидеть проявле- имя его общей культуры, характера. Не случайно все чаще гово­рят о необходимости обучения искусству общения.

Специалисты в этой области разработали специальные прие­мы и средства развития способностей и навыков общения, а в ря­де случаев его корректировки.

Общественное сознание — процесс осознанного восприя­тия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям обществен­ной жизни.

Общественный прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — развитие общества, характеризующееся его совер­шенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершен­ного к более совершенному. Общественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направления развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Противоречивость общественного про­гресса проявляется в том, что происходящие в обществе измене­ния могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Общество — исторически развивающаяся совокупность жиз­недеятельности человечества в его прошлом и настоящем, вклю­чающая все способы и формы человеческого общения', часть ма­териального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных свя­зей, отношений между большими и малыми группами. Эта сис­тема состоит из отдельных взаимосвязанных частей — подсис­тем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни обще­ства.

В более узком смысле различают:

— исторический этап развития общества (например, перво­бытно-общинное общество, индустриальное общество);

— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское об­щество);

круг людей, объединенных общностью происхождения, по­ложения (например, дворянское общество); — круг людей, имеющих общие интересы, в том числе про­фессиональные (например, спортивное общество, общество вра­чей-хирургов).

Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от челове­чества).

Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения ис­тинного знания.

Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир обладает бес­конечной сложностью и находится в непрерывном развитии. От­носительность истины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной частью процесса дви­жения к постижению абсолютной истины.

Отношения — особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле — взаиморасположение различных объ­ектов и взаимозависимость их свойств.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать пространственные и временные отношения, причинно-следственные отношения, отношения части и целого, формы и содержания и др.

Особый тип отношений составляют общественные отноше­ния — взаимосвязи между группами людей, занимающих разное положение в обществе, различающихся образом жизни. Когда го­ворят о социальных общностях, то различают классовые, груп­повые, национальные, семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производственные, учеб­ные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах ха­рактеризуют межличностные отношения.

Отношения межличностные — взаимосвязи между отдель­ными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Среди межличностных отношений выделяют деловые, или официальные, и личные (знакомства, приятельские отноше­ния, товарищеские отношения, дружеские отношения).

Отношения общественные — многообразные связи, возни­кающие между социальными группами, а также внутри их в про­цессе практической и духовной деятельности людей.

Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные.

Материальные отношения (производственные, экологи­ческие и др.) возникают непосредственно в ходе практической де­ятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечи­вают обществу материальные возможности существования и раз- пития.

Духовные отношения (идеологические, политические, пра­вовые, нравственные, художественные, философские, религиоз­ные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием культурного развития общества.

Материальные и духовные общественные отношения находят­ся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Особым видом общественных отношений являются межлич­ностные отношения.

Отрасль права — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общест­венных отношений. Так, например, сферу отношений, связан­ных с государственным устройством и правовым положением че­ловека, регулирует конституционное право; сферу трудовых от­ношений — трудовое право; сферу семейных отношений — се­мейное право и т. д.

В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на:

1) отрасли материального права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.);

2) отрасли процессуального права, содержащие правила применения норм материального права (гражданско-процессу­альное, уголовно-процессуальное, административно-процессу­альное и др.).

Отчуждение — категория, описывающая парадоксальность человеческого существования, жизненные ситуации и состояния, в которых человек становится чужд своей деятельности, ее ус­ловиям, средствам и результатам.

В истории философии и обществоведения наблюдалась смена различных социальных концепций отчуждения. Наиболее широ­кую известность приобрела концепция отчуждения, принадлежа щая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как присвоение од­ними людьми сил, средств и результатов деятельности других лю­дей. Иными словами, К. Маркс трактовал отчуждение как отно­шение собственности.

На последующих этапах общественного развития остроту при­обретали другие аспекты отчуждения, например утрата человеком духовности в условиях «машинизированного мира», экологичес­кие и другие проблемы.

Охлократия (греч. ochlos — толпа, чернь и kratos — власть) — власть толпы, которая руководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.

 

ППедагогика (от греч. paidagogike teachne — «детоводческое» мастерство) — отрасль науки, раскрывающая сущность, законо­мерности образования, роль образовательного процесса в разви­тии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности. Как социальная наука педаго­гика входит в систему гуманитарного знания, поскольку непо­средственно обращена к человеку.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — многооб­разие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д. Политический плюрализм, в част­ности наличие многопартийности, характеризует уровень демо­кратических преобразований и предполагает утверждение в обще­стве терпимого, уважительного отношения к оппонентам (см. То- лерантност ь).

Поведение — 1) процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой; 2) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Источник поведения — потребности живого существа.

Термин «поведение» применим как к отдельным индивидам, так и к их совокупностям. Например, можно говорить о поведе­нии животных того или другого вида, о поведении определенной социальной группы, о поведении конкретного человека.

Поведение человека всегда обусловлено особенностями его шчности и общественными процессами. Оно зависит от его ин­дивидуальных качеств, характера взаимоотношений с окружаю­щими (в том числе группами, членом которых он является), от социальных норм, ценностей, правил и др. Поведение человека может быть сознательным и неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным (отклоня­ющимся).

Поведение человека изучается психологией, социологией.

Поведение отклоняющееся — тип поведения, противоре­чащий принятым в данном обществе социальным нормам, цен­ностям и ожидаемым образцам поведения.

Как правило, под отклоняющимся поведением подразуме­вают:

— правонарушения;

— уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное по­ведение.

Совершению правонарушений нередко предшествует амо­ральное поведение человека, т. е. такое поведение, которое на­рушает те или иные нравственные нормы данного общества. При­мером аморального поведения может быть пьянство, стяжатель­ство, распущенность в сфере сексуальных отношений. Входя в привычку, такое поведение зачастую приводит и к совершению правонарушений.

Преступное поведение отдельного человека объясняется со­четанием результатов неправильного развития личности и не­благоприятной ситуации, в которой оказался человек. К резуль­татам неправильного развития могут быть отнесены дефекты пра­вового и нравственного сознания, содержания потребностей лич­ности, особенности характера, эмоциональной, волевой сферы личности и др.

Первые проявления отклоняющегося поведения нередко на­блюдаются в подростковом возрасте. Они могут объясняться не­достаточным интеллектуальным и волевым развитием, отрица­тельным влиянием ближайшего окружения (семьи или прияте­лей).

Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действи­тельности, против кажущейся несправедливости. Вместе с тем следует понимать, что отклоняющееся поведение подростков в значительной степени определяется недостатками воспитания. Они могут привести к образованию устойчивых личностных пси­хических свойств, способствующих совершению аморальных и противоправных поступков.

Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы ста­тусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Глав­ный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.).

Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлеж­ности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — это статус, приобретаемый индивидом благодаря его собствен­ным усилиям и требующий от него определенных индивидуаль­ных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д.

Социальный статус хотя и связан с оценкой положения ин­дивида или социальной группы («ниже», «выше», по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или гла­варь мафии, зависит от господствующей в данном обществе сис­темы ценностей, от культуры конкретного общества.

Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — уче­ние) — наука о законах становления, развития, функционирова­ния общества в целом.

Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политичес­кой и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной де­ятельности людей.

Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимо­связи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни. Ученые-социологи проводят социологические исследования, де­лают теоретические обобщения, определяют основные направле­ния общественного развития.

Социология насчитывает более 40 специализированных от­раслей, численность которых продолжает расти.

Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляет­ся в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система; 2) разновидность человеческой общности (род, общи­на, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).

Специализация производства — сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

Способности — индивидуально-психологические особен­ности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

Различают общие (интеллектуальные) и специальные (усло­вие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.) способности.

Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваива­ет ту или иную деятельность.

Способности личности могут изменяться, развиваться. В • вязи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В)i ом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятель­ности.

Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками могут (>ыть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-ли- бо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успехов в различных видах деятельности.

Высокий уровень развития способностей выражается поняти­ями «талант» (получение оригинальных, совершенных и общест­венно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осу­ществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере твор­чества).

Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа) —организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражи­рование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), пе­риодичность воздействия на потребителей информации.

К СМИ относят:

периодическую печать — газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени;

телерадиовещание — радио, телевидение, видеопрограммы;

цифровые издания на компакт-дисках;

информационные агентства;

массовые периодические рассылки (более 1000 адресатов) с использованием телекоммуникационных сетей (Интернет, SMS, MMS и др.).

Одни исследователи не относят к СМИ Интернет (блоги, фо­румы, конференции и т. п.). Другие, наоборот, включают в СМИ не только Интернет, но и кинематограф и шоу-бизнес.

Поскольку СМИ охватывают огромную аудиторию и являют­ся основным источником информации, они оказывают серьезное влияние на формирование общественного сознания.

Субкультура — относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. Субкультуры создаются от­дельными социальными группами (например, детская субкульту­ра, этническая субкультура, субкультура хиппи, профессиональ­ная субкультура и т. п.) и отражают в определенной мере соци­альную структуру общества.

Основой субкультуры могут стать образ жизни, религиозные или политические взгляды, музыкальные или спортивные при­страстия. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от ценностей господствующей культуры.

Субъект права — лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности.

«Лицо» на юридическом языке — это отдельный гражданин или организация — государство, государственное учреждение, государственное или частное предприятие, муниципальная или общественная организация — словом, к данному понятию отно­сятся все те, кто способен иметь и осуществлять права и обязан­ности, установленные законом.

Судьба — констатация неотвратимости событий, явлений, поступков в жизни человека или народа. Особенно широко этот термин представлен в мифологическом сознании. В современном обыденном сознании термин «судьба» употребляется в несколь­ких значениях: ход жизненных событий, не зависящих от воли человека; доля, участь; законченная история (кого-то, чего-то); то, что произойдет в будущем.

Сущность — главное содержание предмета или явления.

Сферы жизни общества — это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как сис­тему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финан­совые учреждения, обмен, распределение и потребление, отноше­ния людей в этих процессах деятельности. Социальная— охватывает классы, социальные группы, этносы, различные от­ношения в обществе (например, национальные, семейные), об­разовательно-воспитательные и медицинские учреждения, орга­ны социальной защиты, основной задачей которых является за­бота о пенсионерах и малоимущих. Политическая — вклю­чает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духов­ная— охватывает мораль, науку, религию, образование, искус­ство, культуру в различных их проявлениях и организациях, твор­ческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.

Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на дру­га). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на про­цессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сфе­рам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной.

Т "Талант (от греч. talanton) — выдающиеся способности, ода­ренность в какой-либо области (художественной, научной, поли­тической и др.).

Творчество — создание, открытие, изобретение новых духов­ных или материальных ценностей. Это целенаправленная дея­тельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неиз­вестное. Она отличается неповторимостью, уникальностью, ори­гинальностью.

Существует точка зрения, что творческие способности прису­ши любому человеку, — необходимо лишь суметь раскрыть их и развить. Творчество предполагает наличие у личности интересов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается но­вый, оригинальный, уникальный продукт. При этом не всегда прослеживается прямая связь между школьными оценками — двойками или пятерками — и развитием творческих способностей.

На первый взгляд процессы творческой деятельности могут показаться спонтанными, т. е. самопроизвольными, неуправляе­мыми. Однако специалисты нашли возможности изучать процесс творческой деятельности. Они подчеркивают важную роль разви­того воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности людей в раскры­тии и реализации своих созидательных возможностей в процессе творчества. Оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной- целеустремленности, последовательности, трудо­любия и способности взглянуть на проблему по-новому, поддать­ся интуитивному порыву. Комбинация из целеустремленности и умения преодолеть косность (консервативность) мышления — вот зерно, из которого рождается всякое творчество.

Специфика творчества обусловлена той сферой культуры, в которой оно протекает. Например, творчество может иметь мес­то в таких сферах, как производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др. Каждая сфера обусловливает своеоб­разие процессов творческой деятельности.

Новизна, свойственная творческой деятельности, может быть объективной и субъективной. Объективная новизна свойственна деятельности конструкторов, ученых, изобретателей, композито­ров, писателей (изобретение новых приборов, открытие новых за­конов, создание новых литературных или музыкальных произве­дений и т. п.). Субъективная новизна характерна для индивиду­альной мыслительной деятельности, в ходе которой человек от­крывает то, что было открыто до него, но ему не было известно. С этой точки зрения учебный процесс может быть творческой мыслительной деятельностью.

С развитием кибернетики начались попытки моделирования процесса творчества. Однако формализовать (строго конкретизи­ровать) все составляющие этого сложного процесса не представ­ляется возможным.

Тинейджер (англ. teenager) — подросток, юноша или девуш­ка в возрасте 13—19 лет. Употребляется в двух значениях:

3) подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы;

4) указывается на принадлежность к молодежной субкуль­туре.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — в общест- иоведческом смысле — 1) терпимость к другим мнениям, верова­ниям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отноше­нии от превалирующего типа или не придерживаются общепри­нятых мнений. Выражение «проявление толерантности» означа­ет отсутствие нетерпимости, стремление выслушать и понять дру­гую точку зрения, требование, позицию; способность сострадать [ I сорадоваться другому, готовность всегда идти с другим на кон- I акт и т. п.

Толерантность как искусство жить с непохожими людьми, как признание субъектом безусловной ценности другого, отличного от него, субъекта является нормой жизни в мире гармоничного многообразия.

Толерантность имеет и свои пределы. Они связаны с сущест­вующими в данном обществе нравственными, правовыми, политическими и иными нормами, которые необходимо соблю­дать.

Труд — целесообразная деятельность человека, направлен­ная на создание с помощью средств труда материальных и духов­ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери­альных благ.

В технологическом отношении труд — соединение профес­сионально подготовленной рабочей силы со средствами произво­дства.

С точки зрения экономической труд — осознанная, обще­признанная целесообразная деятельность человека, людей, требу­ющая приложения усилий, осуществления работы; все умствен­ные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе про­изводства. Это один из основных факторов производства.

Труд является необходимым условием существования обще­ства.

Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1'егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда', отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда.

Основные источники трудового права — Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и другие законодательные акты. По некоторым

вопросам трудовых правоотношений законодательные акты со­держат лишь самые основные, исходные правила, а конкретные нормы "могут устанавливаться работодателями (в лице админист­рации) и работниками (в лице профсоюза или иного уполномо­ченного органа). Источником таких конкретных норм являются, в частности, коллективные договоры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.