Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драматургия Н. Коляды. Система характеров в его пьесах 1980-1990-х гг




Н.Коляда - современный драматург. За двадцать лет своего творчества Н.В. Коляда написал более ста пьес, став лидером современного литературного и театрального процесса. Войдя в литературу в потоке перестроечной драматургии, Коляда предвосхитил своим творчеством тенденции, свойственные "новой драме". Его творческий метод ярок, самобытен и индивидуален. Драматургия Коляды - это целый художественный мир, с узнаваемыми чертами, особенностями и закономерностями. Коляда на протяжении всего своего творчества занимает положение в некоторой степени аутсайдера. Его пьесы кардинальным образом отличаются от потока современной драматургии способом сюжетной организации, системой персонажей, пространственно-временным построением, языковой стихией, способом авторской самоидентификации, спецификой конфликта. Одной из ярких особенностей поэтики Н. Коляды является эффект авторского присутствия, который обнаруживается на всех уровнях его произведений. Одной из форм авторского присутствия в драме является система персонажей. Например пьеса "Мурлин Мурло" (1989). Действие происходит в провинциальном городке Шипиловске, где живут сестры Ольга и Инна Зайцевы со своей матерью. Они живут "на отшибе" от остального мира, и хотят изменить свой образ жизни. Так Инна мечтает уехать из Шипиловска, посмотреть на Красную площадь, находящуюся, по словам героини, в Ленинграде. Ольга же не стремится покинуть город: она лелеет мечту выйти замуж, перестать зависеть от матери и больше с ней не жить. У сестер появляется надежда: в Шипиловск приезжает молодой специалист Алексей. Он по распределению после окончания вуза работает на местном заводе и снимает комнату в квартире, где живут Ольга с матерью. Ольге явно симпатичен Алексей. Он кажется ей блестяще образованным, практически идеальным. Героиня предпринимает попытку построить отношения с Алексеем, но всякий раз получает отказ. Молодой человек становится для нее лучиком света, надеждой. Инна тоже видит в Алексее того, кто способен помочь ей вырваться из "долбаного" Шипиловска. Обе героини связывают с молодым человеком свои надежды, думают, что с его помощью смогут воплотить свои утопические мечты в реальность, но встречают сопротивление со стороны Алексея. Все герои пьесы находятся в напряженных отношениях между собой. Все герои этой пьесы живут, словно сами по себе, пытаясь полностью погрузиться в свой внутренний, индивидуальный для каждого из них. Но они автоматически начинают проецировать свой мир на окружающих, и оказывается, что остальные персонажи не подходят для того, чтобы стать его частью. У каждого из героев свои стремления. Персонажам кажется, что их никто не в состоянии понять, отсюда постоянные ссоры и склоки. Так квартирант Алексей устает от постоянных притязаний Ольги и Инны и идет на конфликт, открыто выражая свое нежелание общаться с ними.С помощью системы персонажей автор еще раз подчеркивает чуждость героя миру обычному, существование его в отдельном "МОЕМ МИРЕ". Но, несмотря на внутренне изолированное положение героя, делается акцент и на том, что он существует в системе обычных бытовых отношений, в совершенно стандартной социальной системе: сестры, братья, соседи, друзья. Герой обычен, и окружение у него тоже обычное, хотя и отношения между ним и другими совершенно нестандартное. Н-р пьеса "Нелюдимо наше море, или Корабль дураков" (1986). Действие происходит в большом деревянном доме, "некоем подобии коммунального барака". Жильцы этой большой коммуналки находятся в состоянии беспрерывной вражды. "Словом, веселый такой бедлам (как выражается самый образованный из его обитателей, учитель Коля). Дом, в котором живут все герои пьесы, затоплен. Нет никакой возможности выбраться оттуда. Эта ситуация наводит читателя/зрителя на аналогию с Ноевым ковчегом. Только состав обитателей ковчега немного сокращен. Вместо семи пар "чистых" и семи пар "нечистых" только три супружеские пары, а "по бокам, симметрично, образуя иную, особую пару, располагается бабка Манефа и малыш Васька, школьник. Персонажи никак не могут быть разделены на "чистых" и "нечистых", наоборот, каждый из них - квинтэссенция "чистого" и "нечистого", поэтому три семейные пары из современного коммунального барака вполне могут заменить собой обитателей Ноева ковчега. Создается некая мини-модель мира, где существуют все виды человеческих отношений. Ною было достаточно шести пар, чтобы после потопа снова возродилась жизнь и возобновились человеческие отношения, а Коляде хватает трех, чтобы показать, какие образом противоречия существуют между героями. То есть, можно сказать, что в этом случае система персонажей, организованная подобным образом, служит, для того чтобы, с одной стороны, "столкнуть" героев друг с другом, тем самым усилив внутреннее противоречие, порожденное непониманием со стороны окружающих, а с другой - создать некую модель мира, в которой бы проявлялись вполне бытовые отношения между людьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 4380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.