Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гоголевская и булгаковская традиции в драматургии Н.Садур




О нетрадиционности ее драматургии свидетельствуют, в частности, экспериментальный характер ее пьес, разработка оригинальных драматических форм (например, "Замерзли" - жанр определяется автором как пьеса-малютка, "Брат Чичиков" - фантазия). Эти отмеченные свойства драматургии Н. Садур свидетельствуют, с одной стороны, об особом мироощущении автора, нетрадиционном подходе в восприятии и отражении действительности. С другой стороны, здесь - способность увидеть в повседневной жизни трагедию человека, придать конкретной ситуации значение общечеловеческой, сочувствие своим героям и их оправдание - все это укладывается в рамки традиции русской классической литературы. Пьеса Нины Садур "Панночка" написана по мотивам повести Н. В. Гоголя "Вий". Подобное обращение к известным литературным текстам писателей XIX и XX века, а также опора на читательские ассоциации характерны для творчества писательницы. Наряду с "Панночкой" примером такого обращения к предшествующим произведениям русской литературы могут служить пьеса "Памяти Печорина", созданная по мотивам романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также фантазия "Брат Чичиков", в основу которой положена поэма Гоголя "Мертвые души". Кроме прямого и скрытого цитирования текстов-первоисточников можно отметить ряд черт, которые позволяют говорить о тенденции к циклизации произведений по отношению к трем вышеназванным пьесам. Опираясь на сюжетную организацию и систему персонажей произведения-первоисточника и одновременно отталкиваясь от него, Садур выстраивает свою картину мира, всегда фантасмагоричную. С одной стороны, структура пространственной организации строится на бинарных оппозициях: живое и мертвое, иллюзия и истина, реальность, подлинная жизнь. С другой стороны, добро и зло - эти два начала, традиционно разведены в обыденном сознании к противоположным полюсам, - в произведениях Садур постоянно переплетаются, подменяя друг друга. В них происходит размывание границ отдельных образов (образы героя, художественного времени и пространствах и на первый план выходит автор и его литературная игра с текстом писателя-предшественника. Примечательно, что из трех пьес, объединенных циклом, две опираются на произведения Гоголя, Нужно отметить, что обращение к материалу гоголевской прозы не случайно. Такие центральные проблемы в произведениях писателя, как соотношение личности и той маски, которую надевают на него обстоятельства, завершенность, статичность гоголевского героя, бессилие его перед абсурдом жизни, постановка героя в ситуацию, близкую экзистенциальной - это в основном проблематика литературного процесса XX века, которая, безусловно, получила отражение в художественной концепции творчества Н.Садур. Другое немаловажное обстоятельство - это внутренняя драматургичность прозы Гоголя. Слова автора-повествователя в повести "Вий" могут быть сопоставлены с авторскими ремарками в драматическом произведении. Они представлены в повести как: 1) описание интерьера (внутреннее убранство церкви, описание дома пана сотника) и внешних объектов (описание хутора сотника, состояния природы во время ночного полета Философа верхом на ведьме); 2) передача внутреннего состояния героя через пластические жесты (ср.: мизансцена) - например, танец Хомы Брута; 3) рассказ о событиях, длящихся неопределенно долгое время (характеристика бурсацкой жизни в начале и финале повести, дорога из Киева к хутору сотника). Когда напряжение в повествовании нарастает и события сгущаются вокруг фигуры главного героя, появляется диалог (что является в свою очередь особенностью драматического произведения). Внутренние переживания Хомы Брута, данные от лица автора-повествователя, периодически органично трансформируются в монолог в форме несобственно прямой речи: " Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог не зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз. Такая страшная, сверкающая красота! (курсив мой. - О.С.)"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.