Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чеховские мотивы в современной драматургии («Три девушки в голубом» Л.Петрушевской, «Чайка спела…» Н.Коляды, «Вишневый садик» А.Слаповского, «Сахалинская жена» Е.Греминой)




У современных драматургов такие мотивы, как мотив дома, слома и гибели трансформируются, а мотивы одиночества, иллюзорного счастья и несчастья остаются неизменными, не модифицируются, потому что герои современных авторов не меняются. И чеховских героев, и героев современных авторов объединяет то, что способ их существования за сто лет не изменился: они по-прежнему ничего не делают, но до хрипоты спорят о будущем страны. Мотив дома в пьесе А.П. Чехова показан через образ вишневого сада и раскрыт через символическую деталь ключей, у А.И. Слаповского мы видим в образе дома чердак, для раскрытия которого автор использует такую символическую деталь как цветы. Чеховский образ вишневого сада в современной пьесе А.И. Слаповского трансформируется в чердак. Мотив слома, присутствующий в пьесе А.П. Чехова, также прослеживается в пьесе А.И. Слаповского. Образы вишневого сада и чердака рушатся. Но А.И. Слаповский в своем произведении идет дальше А.П. Чехова, он пытается трасформировать мотив слома в мотив построения. Этой связующей символической деталью является вишневое деревце, которое было сломано, но остался тот корешок, дающий надежду на возрождение «вишневого садика». Чеховский мотив гибели в пьесе «Мой вишневый садик» претерпевает трансформацию: из мотива гибели он преобразовывается в мотив возможного возрождения. Так, показывая гибель целой эпохи, в которой «жили погано, но жили все – таки хорошо», автор все же дает читателю надежду на возрождение страны через деревце, корешок которого герои пытаются найти на разрушенном чердаке, чтобы «вишневый садик развести». Мотив одиночества прослеживается в пьесе. Герои А.И. Слаповского живут в новом времени, но также как чеховские герои одиноки, потому что не хотят понять, услышать друг друга и растеряны, потому что потерялись в этом незнакомом им мире, живя не настоящим, а воспоминаниями о прошлой жизни. Их непонимание друг друга в пьесах приводит к одиночеству. Этот мотив в современных пьесах не видоизменяется. В пьесах А.И. Слаповского мотив иллюзорного счастья не трансформируется: большинство героев, как и чеховские, живут воспоминаниями о прошлой счастливой жизни. Но появляются новые герои, видящие счастье лишь в получении материального достатка, считающие, что в этой жизни «все покупается и продается». Мотив несчастья раскрыт через размышления современных драматургов о смысле человеческого существования. Они подводят нас к выводу, что их герои несчастны, потому что тоскуя о прошлом, они не знают, как жить в постоянно меняющемся современном мире, они не приспособлены к новым реалиям и ничего не хотят менять прежде всего в себе. В свое время Антон Павлович Чехов называл свои саднящие пьесы комедиями. Так же поступила Людмила Петрушевская, как никто сумевшая отразить атмосферу советских 70-х. Ее «Три девушки в голубом» — история о трех несчастных женщинах, их несчастных детях и матерях — тоже «комедия». Незадачливая Ира здесь пытается найти свое личное счастье, а в это время ее мать увозят в больницу, маленький сын оказывается запертым в квартире в одиночестве, а на даче постоянно протекает крыша.

 

54. Драматургические римейки: особенности поэтики («Смерть Ивана Ильича» М. Угарова, «Вишневый садик» А.Слаповского, «Чайка» и «Гамлет» Б. Акунина, "Любовь к трем апельсинам" Л. Филатова и др.).

В конце XX века в русской драматургии появилась новая тенденция - "интерпретация" классических произведений, как русских, так и зарубежных в форме римейка. Появились такие римейки, как "Смерть Ивана Ильича" М. Угарова, "Чайка", "Гамлет" Б. Акунина, "Гамлет-2", "Любовь к трем апельсиннам", "Пышка" Л. Филатова и др. Одни драматурги "переделывали" первичный сюжет, явно его парадируя - "Нет повести печальнее на свете" О. Богаева и С. Кузнецова, "Поспели вишни в саду у дяди Вани" В. Забалуева и А. Зензинова, "На донышке" И. Шприца, "Гамлет-2" Г. Неболита, другие - контаминируют несколько известных сюжетов, создавая свою версию: "Еще раз о голом короле" Л. Филатова, "Кин IV" Г. Горина, "Гамлет и Джульетта" Ю. Бархатова, однако и те и другие драматурги постоянно поддерживают связь с "сопоставлением духовной жизни разных времен". Безусловно, римейк предполагает определенное сотворчество с читателем (зрителем), так как его нужно правильно прочитать и воспринять, увидеть первичный и вторичный уровень. Под первым уровнем подразумевается самостоятельное восприятие сюжета: "не сразу можно уловить отсылку к классическому образцу". Второй уровень основан на: "установлении внутренних и внешних связей с предшествующей литературой. Здесь раскрывается и глубина замысла писателя, и суть римэйка в целом". В современной драматургии встречается контаминация классических сюжетов. Исходя из этого выделяется римейк-контаминация. Данный римейк наиболее интересен и оригинален. Он соединяет в себе не один классический сюжет, а сразу несколько. Таков римейк Л. Филатова "Еще раз о голом короле". В адаптации Леонида Филатова он выглядит следующим образом. Принцесса влюблена в свинопаса, но ее принуждают выйти замуж за Датского короля. Свинопас с клевретом едут вслед за ней в Данию, но на месте выясняется, что свинопасу нужна была не принцесса, а власть. Свинопас представляется поизносившемуся королю имиджмейкером и предлагает завести к свадьбе костюм из дико модной ткани: ее способен увидеть только умный. А когда король решается явиться народу голым, свинопас призывает народ свергнуть "нудиста в короне". Но тут принцесса, все это время наблюдавшая за голым королем сзади и полюбившая его в этом наиболее эффектном ракурсе, разъясняет отсталым датчанам, что в Европе так модно. После чего к всеобщей радости голый с одетой сливаются в поцелуе под девизом "Мир честней, когда кухарки любят трубочистов, а королевы любят королей". Филатов написал текст хулиганский, пересыпанный вульгаризмами и, конечно, юморной, но при этом еще пафосный и поучительный. Герои положительные и отрицательные поменялись местами - сколь ни туп король и ни гадка власть, но еще тупее и гаже, а главное - злее, два дружка-свинопаса. Настоящие хряки, только в камуфляжной форме и с автоматом. Генриху важно не столько принцессу получить, сколько побузить. Есть такие мужики, им сначала подавай революцию, ну а девушку потом. Жестокие и наглые, они идут к цели напролом, надувают короля с ловкостью наперсточников и выставляют беднягу на посмешище, используя при этом новейшие политические технологии, в том числе черный пиар. Бешеная энергия приводит карбонариев к неожиданному результату Филатов освежил давно знакомую историю совершенно иным финалом. Принцесса, которая прежде против свинопаса ничего не имела и, кажется, даже с ним спала, теперь воротит от парочки подонков-пролетариев брезгливый носик и влюбляется в своего нареченного жениха, короля Георга Шестисотого Постылого. Потому что такой он несчастный, такой худенький, такой озябший стоит голышом, только причинное место прикрыв дурацким оранжевым бакеном, что из постылого превратился в желанного... А влюбленная женщина горы способна двигать, не то что путчу противостоять. На каждый лозунг свинских пропагандистов у нее находится десять тезисов в защиту действующей власти. ГКЧП рухнул, свинопасы вынуждены убраться в леса. Чем ближе к финалу, тем меньше в «Голом короле» действия, а больше публицистики, однако нельзя сказать, что гражданская позиция Леонида Филатова заявлена в пьесе достаточно внятно. С одной стороны, он вроде бы не отрицает: власть глупа, аморальна, бездеятельна. А с другой - трогать ее все-таки не нельзя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.