Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Напряженности трудового процесса




КЛАССЫ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

Общая оценка напряженности трудового процесса

 

Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится класс 1 (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.


При окончательной оценке напряженности труда:

3.6.1. “Оптимальный” (класс 1) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному).

3.6.2. “Допустимый” (класс 2) устанавливается в следующих случаях, когда:

· 6 и более показателей отнесены к классу 2, а остальные - к классу 1;

· от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку класса 1 и/или класса 2.

3.6.3. “Вредный” (класс 3) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к классу 3.

При этом труд напряженный 1-й степени (3.1) в тех случаях, когда:

· 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

· от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2), когда:

· 6 показателей отнесены к классу 3.2;

· более 6 показателей отнесены классу 3.1;

· от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к

классу 3.2;

· 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей

класса 3.2.

В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

 


 

 

Для того чтобы отнести данный показатель к тому или иному классу, используют таблицу 4.1.

Таблица 4.1

Показатели напряженности трудового процесса К л а с с ы у с л о в и й т р у д а
Оптимальный Допустимый В р е д н ы й
Напряженность труда легкой степени Напряженность труда средней степени Н а п р я ж е н н ы й т р у д
1-й степени 2-й степени
   
    3.1 3.2
         
1. Интеллектуальные нагрузки
1.1. Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения     Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов. Коррекция действий не требуется Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров   Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности

Продолжение табл. 4.1

         
1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4. Характер выполняемой работы   Работа по индивидуальному плану   Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)   до 25   26 - 50   51 - 75   более 75
2.2. Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы   до 75   76 - 175   176 - 300   более 300
2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения   до 5   6 - 10   11 - 25   более 25
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены) более 5 мм – 100 % 5 - 1,1 мм- более 50 %, 1-0,3 мм - до 50 %, менее 0,3 мм – до 25 % 1 - 0,3 мм - более 50 % менее 0,3 мм - 25 -50 % менее 0,3 мм - более 50 %

Продолжение табл. 4.1

         
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены) до 25 % 26 - 50 % 51 - 75 % более 75 %
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): - при буквенно-цифровом типе отображения информации; - при графическом типе отображения информации.     до 2   до 3       2 - 3   3 - 5       3 - 4   5 - 6       более 4   более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 % до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 % до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м   Разборчивость слов и сигналов от 70 % до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю)   до 16   16 – 20   20 – 25   более 25

Продолжение табл. 4.1

         
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки. Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника.     Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышесто-ящего руководства (бригадира, мастера и т.п.). Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.). Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни.
3.2. Степень риска для собственной жизни   Исключена       Вероятна
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена     Возможна
4. Монотонность нагрузок
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повто­ряю­щихся операциях. более 10 9 - 6 5 - 3 менее 3
           

Окончание табл. 4.1

         
4.2. Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций более 100 100 - 25 24 -10 менее 10
4.3. Время активных действий (в процентах к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 - 10 9 - 5 4 и менее
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса в процентах от времени смены) менее 75 76 - 80 81 - 90 более 90
5. Режим работы
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня 6 - 7 часов 8 - 9 часов 10-12 часов более 12 часов
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточ. продолжит. 7 % и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 % до 7 % рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутствуют
           




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.