Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как понять ребенка 14 страница




Не ходьба с ошибками страшна, а игнорирование оных, что равносильно настаиванию на них, когда человек не берет на себя ответственность за содеянное. А это случается, когда человек не кается перед Богом, когда человек не просит прошения даже у самых близких, когда человек не признается в них даже самому себе или когда человек не спрашивает себя: «А прав ли я?»

Болезнь однозначно отвечает на этот!опрос, так же как и все религиозные системы, ставящие на первое место этические постулаты.

Исследователи Человека на определенном уровне видения либо пересказывали эти аксиомы своими словами, либо сами обнаруживали этические корни заболевании* и формулировали свои заветы или запреты, как это сделал, например, Порфирий Корнеевич Иванов в своей «Детке»: «Здоровайся со всеми везде и всюду. Особенно с людьми пожилого возраста.!Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми».

Много пет назад запечатлелись в моей душе слова В.И. Гарбузова: «По Вашему диагнозу я могу сказать какой подсознательный конфликт у Вас с совестью. Ваше сознание горделиво считает себя вправе поступать как угодно, а Ваша подсознательная совесть с этим не согласна». Подтверждение этой мыс ли я встречал у многих авторов, в том числе и у А.Ц. Гармаева.

Признание триединства человеческого существа приводит к рассмотрению болезней тела, души и духа*.

Некоторые авторы с позиции повторного рождения человека рассматривают болезни судьбы - кармические болезни.

Мысли, которые мы о себе допускаем, творят нас. Так творим мы не только мир, в котором живем, н здоровье свое (47, 48,49), но и миры последующих воплощений и свои болезни в них.

Честнее было бы сказать: «Мысли, которые мы в себя допускаем, творят наши болезни».

В каком мире и качестве вновь родится человек, зависит оттого, на чем фиксируется он в этом мире, в этом воплощении. Допуская в себя гнев, мы как бы утверждаем его в будущем и уходим в мир гнева уже сейчас. Допуская в себе любовь, мы уже сейчас и здесь формируем наше новое физическое тело, способное любить.

Духовно развивающийся Человек рано или поздно подпишется под словами художника В. Сойкина: «Мы поняли: человек должен жить в ладу со своей совестью, в мире и согласии с другими людьми и природой. В этом «секрет» продолжительности жизни человека. Еще раз спасибо Вам»*.

В этом главнейший «секрет» всех болезней. В этом самая очевидная для сердца и такая невидимая для ума тайна здоровья. Это единственное, что можно абсолютизировать, не изнуряя себя вопросом: «А прав ли я?»

См. также Честность

 

БЫТИЕ

 

Бытие - диалог между Богом и человеком, между человеком и миром. Эта центральная идея иерусалимского крупнейшего философа XX века Мартина Бубера разворачивается в его работе «Я и Ты»*.

 

ВЕРА

 

Каждый во что-то верит. Один верит, что он верующий, другой - в то, что он атеист. Некоторые ученые верят в свои гипотезы и не верят в инакомыслящие теории. Некоторые врачи не верят в системы других врачей, а некоторые больные - в собственное будущее выздоровление. Самое удивительное, что даже выздоровевшие больные не сразу могут поверить в свое выздоровление.

«Некоторые не верят, что они выздоровели* в течение двух месяцев, а некоторые -трех. Кое-кто, как ни странно, и больше» *.

«Знание имеет предметом ведомое и постигаемое, вера - неведомое и даже непостижимое. Вера начинается в мыслях, но принадлежит сердцу. Вера есть око, озаряющее всякую совесть, она сообщает человеку ведение, ибо „аше не уверуете, не умате разумети'!»*.

 

ВИНА

 

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...» (И.А. Крылов). См. «Мера нравственной ответственности".

 

ВЛЕЧЕНИЕ

 

Физический аналог этого - притяжение.

«Есть влечение между полами. Полюса создают планету» (И. Бродский). «Воздержанность - это мать человеческого счастья» (1,104). По Фурье: натурные влечения, то есть страсти, имеют свои параллели и соответствия в природе, звуке, цветах и так далее.

 

ВОЗРАСТ

 

Сколько лет Вы собираетесь прожить? А Ваш ребенок? Откуда Вы взяли эти цифры? До какого возраста, в Вас заинтересовано общество? Каков Ваш возрастной предел как биологического вида?*

Нет ли и в Вашем биологическом компьютере цифры, подходя к которой, Вы разворачиваете в себе программу старения и сворачиваете программу жизни за ненадобностью? Зачем Вы себя запрограммировали? Обращали ли Вы внимание, как быстро умирают иные молодые пенсионеры, выйдя на пенсию с блестящим здоровьем и потеряв при этом цель жизни? Знаете ли Вы, что об этом думали древние: •Если бы человек знал, как жить дальше, он бы жил долго?» А некоторые наши современники считают: вечно''*.

Во всяком случае, многие и живут трудолюбиво, долго и молодо благодаря своим системам: вспомните Поля Брэгга, Дерябина, Бань Чжи-Чжун*.

«Возраст - мера, ко не сила. Это отговорка от вредных привычек» (П. Брэгг).

Существует книга «Магия бессмертия», ко ока пока Вам не нужна и даже для некоторых опасна, как справедливо считают ее авторы. Впрочем, самое главное Вы знаете итак. Только не всегда выполняете.

Человек, пожелавший жить долго, должен стать открытой духовной целеустремленной системой, владеющей целостной картиной мира!

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Каждое мгновение нашей жизни можно рассматривать, как еще одну возможность для нового возрождения. Не стоит засорять его воспоминаниями о неприятных событиях в прошлом и ожиданием неприятностей в будущем. Чувствуя себя свободными в ДАННЫЙ момент, мы можем проявить нашу истинную сущность - любовь.

Постоянно и целенаправленно выбирая любовь, а не страх, мы придем и пониманию того, что мы способны выйти за пределы восприятия, доступного нам с помощью 5-ти органов чувств. Таким образом, мы сможем осознать, что все мы - единое целое, растворенное во вселенской любви.

Учите только любви, ибо это Ваша истинная сущность (16, 24).

 

Развивающие вопросы к слову о возрасте:

 

 

Живу ли я сообразно возрасту или жизнью своею предопределяю возраст?

Как я пользуюсь данным мне разумом для управления своим, телом, самочувствием, здоровьем, переживаниями, мыслями?

Управляю ли я своим разумом или он управляет мною? Правильно ли я питаю свое тело, душу, дух?

Какие оздоравливающие мысли для обдумываний я допускаю себе в подсознание, сознание и сверхсознание?

Соответствует ли мое самочувствие моим возможностям или я программирую, ограничиваю свои возможности своим самочувствием?

Сколько мне лет по паспорту?

Сколько мне лет по самочувствию?

Сколько мне сейчас должно быть лет?

Все ли части моего тела одинакового возраста?

Не болею ли я по своему недомыслию, недоразумению, недодеянию, своеволию, попустительству, игнорированию потребностей и возможностей своего тела души, духа?

Не убегаю ли я в болезни от дел праведных? Не изнуряю ли я себя?

Что я должен делать для того, чтобы соответствовать замыслу Божьему, замыслу природы, или хотя бы, наконец своему собственному?

Занимаюсь ли я самосогласованием всех важных, жизненных подсистем организма или только транжирю их резервы?

Хожу ли я на репетицию своего здоровья, или всю жизнь только выступаю?

Каково мое индивидуальное соотношение между физическим психологическим и духовным возрастом?

Что значит гармония между ними?

Взял ли я на себя ответственность за свое здоровье, или занимаюсь самооправданием: «Левая рука болит от возраста?» А правая, что - моложе?

Посоветовался ли я с людьми с опытом человечества? Что из зтого опыта мне подходит, объясняет меня? Если я зто признал, то почему я бездействую? Кто же тогда мною руководит? Где же мое «Я»? Где моя система? В бессилъности?.'

Информацию к размышлению о возрасте и об ответственности за него можно найти в литературе:

1. Брэгг П., Чудо голодания (и другие авторы),

2. Васильева Я, Целитель и женщина. Целитель. Целитель набирает силу. -

Новосибирск, 1993;

3. Гарбузов В., Древние и новые каноны медицины (Наставпения молодому и пожилому, здоровому и больному). - СПб., 1992;

4. Власов Ю., Формула мужества. - М.: Знание, 1987;

5. Гласе Дж, Жить до 180 лет/Пер, с англ. - М.: Физкультура и

спорт, 1991;

6. Горян М, Как быть здоровым, или Семь правил домашней диеты. - М.:

Панорама, 1991.

7. Дерябин AM, Продлите молодость свою. - М.: ЛИНА, 1993;

8. Дмитрук М, Как дожить до третьего тысячелетия. - М.: ¦Фирма «Т-0К0», 1991;

9. Жизнь в единении с природой (Система естественного оздоровления учите-

ля Иванова). - Л., 1991;

10. Китайская лечебная кухня/Пер, с кит. - Вильанди: Фолио, 1992;

11. Леей В.,Bезет же людям... (Психология здоровья). -М.: Физкультура и

спорт, 1988;

12. Логвиненко В., Информация к размышлению. - Новосибирск, 1991;

13. Пяловская Л, Энциклопедия православной обрядовой кухни. - СПб.: Ин-

терласт, 1992;

14. Секреты индийской кухни/кулинарные рецепты древней культуры. Вып.

2.-М.; Л.: СП«СМАРТ>, 1990;

15. Смольников ПН, Исповедь бывшего толстяка. - М.: Сов. спорт, 1989;

16. Семенова НА, Мой путь к оздоровлению. - Ташкент: ФАН, 1993;

17. Семенов СП, Профилактика старения (Стиль жизни для тех, кто не желает быстро состариться). - СПб., 1993; Аутентикация (Возвращение). Клуб психической культуры. - Л., 1986;

18. Сытин Г.Н, Реальное омоложение женщины: Самонастрои. - Абакан, 1991;

19. Томбах М, Чтобы не болеть и не стареть, надо... - Калуга: Науч. Центр нетрадиц. методов оздоровления «Ремаксэлекроник», 1991;

20. Цветков З.А, РезниковМА, Посты: Правда и вымысел. - И.: Политиздат, 1990;

21. Гогулан МФ., Попрощайтесь с болезнями; опыт собственного излечения

по системе здоровья Ниши. - М.: Политиздат, 1990. Вам помогут также работы Шаталовой и других (18,27,33 - 37).

 

См также слово "Болезнь».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ

 

 

«Научился ли ты радоваться препятствиям?» (Надпись на тибетском камне).

Почему я не спрашиваю себя: «За что мне это хорошее?» (Вопрос Золотарева из Санкт-Петербурга). Почему я огорчаюсь, что так плохо, а не радуюсь, что не еще хуже?

«Кому мы служим: Всевышнему или всенижнему?» (М.Г. Хижняк).

Каким одним словом можно выразить сущность женского качала в Человеке, а значит, и Вас, дорогие женщины?

Каким одним с ловом можно выразить сущность мужского начала в Человеке, а значит, и Вас, дорогие мужчины?

В пространство вопросов нас выводят многие книги, имеющие вопросы в самих заголовках:

1. Штольц X., Каким должен быть твой ребенок?/Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1987;

2. Хапсоева И. К, Как растить ребенка. - М.: Знание, 1991;

3. Морозова О., Как помочь больному ребенку: Из опыта старых докторов,

а также знаменитых знахарей и врачевателей. - М., 1991;

4. Махов Ф. С., Кого мы растим? - М.: Профиздат, 1989;

5. Клайн 3., Как подготовить ребенка к жизни/Пер, с антл.М.; Л, 1991;

6. Росс К., Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992;

7. Филипчук Г., Знаете ли Вы своего ребенка?/Пер. с польск. - М.: Прог-

ресс, 1989 (есть также книга русских авторов «Знаете ли Вы своего ученика?»^

8. Эхман П., Почему дети лгут?/Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 1993;

9. Захаров Л К, Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986;

10. Зак АЗ, Как определить уровень развития мышления школьника. - М.:

Знание, 1982;

11. Бардин К. В., Как научить детей учиться? -М.: Просвещение, 1987;

12. Гарбузов В.И., Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и

подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. -СПб.: АО «Сфера», 1994;

13. Корчак Я., Как любить детей, книга о воспитании/Пер. с польск. - М.:

Политиздат, 1990;

14. Карнеги Д, Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. - Киев: Наукова думка, 1989;

15. Цветков Э, Тайные пружины человеческой психики, или Как расширить сферу своего влияния: Психогенетика.М.: МРЦ МЖК «Центр-2000», 1993;

16. Максуэлл М, Я - это Я, или Как стать счастливым/ Пер. с англ. - СПб.:

Лениздат, 1992;

17. Курьянски Д, Как найти мужчину своей мечты: Путь к успеху - путь к счастью. - М.: МИРТ, 1994;

18. Кент М, Как выйти замуж. - Рига: Атбалсс, 1991;

19. Тархова Л, Воспитать мужчину. - М.: Педагогика-Пресс, 1992;

20. Кент М, Стратегия развода: 0 чем Вам не расскажут адвокаты. - СПб.:

Лениздат, 1993;

21. Волкова И., Музыченко В. Лоскутное одеяло для одинокой женщины: Практический учебник одинокой женщины. - Рига; НП4 «Сигнал», 1992;

22. Анджелик Б., Секреты мужчин, которые должна знать каждая женщина/Пер, с англ. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1994;

23.Диксон Р., Не боитесь любви/Пер, с англ. - Киев: Радянська 1991 (книга отвечает на вопрос: «Что такое секс глазами женщины?»);

24. Свифт Р., Наслаждение женщины: Как научиться испытывать оргазм,

всегда, когда Вам этого хочется. - М. Аквариум, 1993;

25. Вайлович П, Как стать несчастным без посторонней помощи/Пер, с англ.

-М.: Прогресс, 1993;

26. Грзхзм Дж, Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик,

или Как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. - М.: Класс, 1993;

27. Водейко Р.К, МазоГ.В., Как управлять собой: Книга для учащихся. -

Петрозаводск: Карелия, 1990;

28. Козлов К, Как откоситься к себе к людям, или Практическая психология

на каждый день. - М.: Нов.!set:., 1993;

29. Брэй Р., Как жить в ладу с собой и миром? - М.: Школа-Пресс, 1992;

30. Хей Л, Как исцелить свою жизнь//Спец. вып. журнала «Путь к себе». -

Кокон, 1991;

31. Сатир В., Как строить себя и свою семью? - И.: Педагогика-

Пресс, 1992;

32. Робинсон Джон А Т. (епископ Вулвинский), Быть честным перед Богом.

Что общего между вопросами в заголовках книг: 1 - 13,14 - 16,17 - 24, 25-30,31-32?

Какой общий вопрос кроется в глубине этих вопросов?

Ответы на некоторые развивающие вопросы будут меняться вместе с нами. Вот один из них: «Как я сопротивляюсь переменам во мне?»

(см «Педагогическая картина мира в вопросах», а также «Возраст».)

 

ВОСПИТАНИЕ

 

«Закон нравственного опережения: если опережающе развиваются способности, то они и будут преобладать до 45 лет. Очень тяжело перестроиться с доминанты по способностям на доминанту по нужде, триада совести не осваивается, и с каждым поколением душевных сил становится все меньше. Поколение расплаты - четвертое поколение. К седьмому поколению в этом случае наблюдается полное оскудение душевных сил*» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).

 

 

ВРЕМЯ

 

«Его* время не было временем достижения. Он был свободен от желания обогнать, стать первым, превзойти, получить... Он любил и ценил время... как возможность творения... Он твердо верил, что время - самая большая ценность, и нелепо тратить ее для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этноса (Гранин Д., Эта странная жизнь).

А для некоторых время - деньги, и только.

«Время горизонтальное: три часа пролетели, как один миг, так как занятия по способности, по влечению обладают яркостью. Его способности (влечения) не удовлетворены, время становится липким, тягучим.

Время вертикальное: несколько часов проходят, как несколько месяцев, 2 - 3 дня - как 2 - 3 года, так как это время измеряется глубиной исполненности, ибо предметом заботы стал человек, другой человек, а не ты сам» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).

«О ясном осознании того, что рождение, смерть, время не имеют никакого осознания сами по себе».*

См Приложение 2 и Приложение 6.5.

Перевод из триады эго в триаду совести

 

ВЫБОР

 

«Человек свободен в своем выборе» (3,196).

«В реальной жизни часто приходится выбирать не между абсолютным добром и злом, но между такими исходами, в каждом из которых в той или иной степени есть добро и зло. Здесь мы, естественно, стремимся свести зло к минимуму» 188).

См также "Зло" "Принцип наименьшего зла».

 

ГАРМОНИЯ

 

«Гармония превыше всего» - одна из заповедей японского императора.

«Гармония'", соразмерность частей и целого, с низкие различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренней упорядоченности и меры бытия» (А.4. Лосев).

Гераклит истолковывал гармонию как единство противоположностей. Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии (БСЭ, 71, б, 122), а советский композитор и философ М.А. Марутаев –как тождество противоположностей.*

 

ДА

 

Помните, кажется, у М. Горького в пьесе «На дне» Лука говорит: «Да, да... Нет, нет... а что сверх того, то от лукавого?»

Вот Вам зерно будущего мировоззрения человека, которому третьего не дано. И будет такой человек раскладывать всех по однозначным полочкам, укладывая всех в прокрустово ложе своего или общественного мнения, что одинаково недопустимо, неуважительно, и с точки зрения общения и мышления -некультурно.

«Совет Вам да любовь!» - эту счастливую фразу слышали многие в своей жизни. Но мало кто задумывался над ее многозначностью. Несомненна этическая ценность мнения А.Ц. Гармаева: истинная любовь придет к Вам в семейной жизни только тогда, когда Вы научитесь слушать советы близкого и говорить им «да» своим исполнением совета. Не есть ли это цель нашей жизни - научиться слушать голос Вселенной в словах любимого и смиренно исполнять его волю, как волю собственную, как осознанную волю Вселенной, Всевышнего?

«Есть 50 способов сказать слово "да" и 50 способов сказать слово,нет", а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ» (Б. Шоу).

К сожалению, в своей жизни мы слишком часто изощряемся этими 50-тью способами говорить «нет», не признавая сознательно не только то, что их значительно больше (У каждого ведь есть свои личный арсеналец вежливых отказов!), но и то, что мы просто не хотим и не можем, и не умеем (ведь тогда надо учиться!) говорить глубинное «Да!» Вместо этого: «Я, конечно, согласен... но ты ведь тоже хороша...» Почти по Зощенко: «Я ничего ему не сказала, только говорю...»

Чтобы стать лучше, давайте будем копить внутри себя, в памяти нашего сердца, вечно человеческие «да».

«...Защищай слабого, всякого человека выслушай, ее ли у него есть до тебя дело и кусочек пространства, к которому ты имел отношение», - вот описание того, что, по мнению журналиста Е. Хилтунен, «вынесут из детства» дети, вырастающие в известной семье Никитиных (3, 157).

«Отбрось дурные и злые привычки, даже если они восприняты тобой от родителей или предков;

Воспринимай хорошие и добрые привычки и обычаи, даже если они приняты среди твоих врагов; Не принимай отравы, даже если она поднесена матерью;

Но добро и помощь приемлемы даже от того, кто враждебен и вреден» (1,105).

 

См также "НЕТ"

 

ДЕЛО

 

«...Дело прежде всего, остальное - сантименты*. Но люди в таком случае - лишь придаток к делу, лишь винтики делового механизма.

...Одержимость ради дела - объединяет ли она людей, или разъединяет и оскорбляет?» (3,162).

«...Надо уметь принимать оптимальное решение на пересечении двух линий: чтобы дело было сделано наилучшим образом и чтобы отношения между людьми при этом не ухудшались, не должна пострадать ни честь дела, ни достоинство человека» (3, 164).

«...Отношение к самому себе -это отнюдь не сугубо личное дело". Тип отношения к себе - это тоже своеобразный,индикатор" глубинных нравственных установок» (3, 164). Далее в 3, 165 - 167 выделяются несколько основных типов «отношения к себе, каждый из которых по своему историческому происхождению фиксирует определенный тип общественных отношений» (3,165).

 

ДЕЯНИЕ

 

Какое красивое слово - не «труд», "дело", а "деяние". «Лишь на деяние ты имеешь право, а не на плоды его (из "Орфея" по А.З. Васильеву).

 

ДОБРО, ДОБРОТА, ДОБРОДЕТЕЛЬ

 

Добро - многоликое слово. Когда мы говорим в Добро!», мы выражаем согласие, одобрение. Когда мы говорим: «Он прожил долгую жизнь и много добра накопил», - чаще всего имеем в виду материальные ценности, материальные блага, забывая о первоначальном духовном смысле богатства: не материальное, а то, что невозможно у нас отобрать - наши добрые дела.

Творить добро -это значит быть человеком, отбытым на нужду другого, на другого человека, на его потребности, на добрые дела для другого и ради другого. Доброта -это характеристика открытости системы на другие системы: одних людей на других. Добродетели - это духовные влечения наши, которые противостоят натурным, проявляя наши душевные щедрости, то есть наши открытости на других: терпеливость, скромность, воздержанность, смиренность, совестливость, целомудренность, кротость, Любовь. Добрая, открытая на других, система никогда не оскудевает, раздаривая себя, делясь своими духовными дарами: терпеливостью, скромностью, выдержанностью, смиренностью, совестливостью, целомудренностью, кротостью, Любовью.

Все, что имеешь, - миру отдавай. И в землю, словно клад, не зарывай.

Саади

Добро безмерно.

Как вода бездонного колодца;

Будь добрым к людям,

И всегда добро к тебе вернется.

Джами

Строитель БАМа на вопрос: «Почему Вы сюда приехали?» - ответил:

- Мои дед как-то сказал мне: «Ты не горец, Исмаил, если яблоня цветет только в твоем саду».

«Если Вы творите» добро, то Вы творите для самих себя, если творите зло, то для себя же» (Коран).

Русская древняя заповедь: «Всем буде благо, паче же ближним».

«Спешите делать добро!» - кто не знает этих знаменитых слов доктора Гааза, до сих пор поражающих своей человечностью? Они начертаны на его могиле в Москве и живут в сердцах всех, знающих истинную цену этих слов на примере его деяний.

«Мы любим людей не зато добро, которое они нам сделали, а зато добро, которые мы игл сделали» (Л.Н. Толстой).

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Б. Паскаль).

«Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, вот что я называю наслаждаться жизнью» (Марк Аврелий).

«Добрый к людям будет добр к животным. Любящий животных не обязательно будет любить людей» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).

«Если злой человек проповедует доброе учение, оно становится ложным, если добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным» (китайский афоризм).

Наблюдая вокруг себя много злых людей, не впадайте в отчаяние: если дан мир негодяев, то откуда взялись добродетели? Проверьте себя на знание себя: составьте список своих натурных влечении, сопоставьте его со списком христианских грехов и найдите русские слова, вписывающие противостоящие им добродетели.

«И все они* излучали на остальных доброту, терпимость, спокойствие» (5,4).

Вот как у Руин (около 1207 - 1273) в переводе Н. Леонтьева* описывается внутреннее состояние доброго человека:

...Человек добра - Истиной озарен.

Человек добра - вне безверия и веры он*.

Человек добра - не по книгам учен.

Человек добра себе самому закон*.

Человек добра не виден, о Шамсэддин*!

Человек добра - ищи его и найди.

Последние две строчки призывают нас: «Человек, учись видеть невидимое!» А как? По каким внешним признакам можно его увидеть, различить? Оказывается, об этом было сказано в первых строках, но только теперь они зазвучали, при возвращении к ним:

Человек добра бывает пьян без вина. Человек добра насущному хлебу не раб. Человек добра бесстрашен и потрясен. Не есть, не спать -это умеет он.

То есть когда нужно что-то для других, появляются силы отдать.

Вспоминаются старушки из произведения В. Маканина «Предтеча», которым пришла пора умирать, а целитель дал им свежие силы. Оки тут же встали с постели и побежали помогать больным людям в соседних палатах. Истратив данную им энергию на других, опять с легли, не присвоив ее себе. Целитель сказал: оставьте их в покое, они здоровы, просто пришла их пора.

Еще одна ассоциация: когда я сплю - это для себя?

Человек добран к рубище властелин. Человек добра, что клад посреди руин.

Красиво сказано!

Человек добра - не вылеплен словно он Землей, водой, воздухом и огнем.

Словно сделан окне из того, из чего мы... У него есть что-то более высокое, что придает ему нечеловеческие силы. Может быть, дух?

Океан безбрежный, и седобородый юн. Человек добра - сто солнцу него и лун.

Эти строчки тоже не сразу объяснились. Может быть, он всегда моложе своего возраста? А может быть... человек добра высвечивает духовные сокровища Вселенной? И являет собой ключ к пониманию ее?

В 6, 269 добро и зло рассматриваются как «ключ к пониманию Вселенной».

«Правда состоит в том, что мы верим в порядочность настолько глубоко, мы испытываем на себе такое сильное давление этого закона или правила, - что не в состоянии вынести того факта, что нарушаем его, и в результате пытаемся списать свою ответственность за нарушение какого-то или на что-то...

Вы заметили, что мы подыскиваем объяснения только нашему плохому поведению? Только каше плохое поведение мы объясняем тем, что были усталыми, или обеспокоенными, или голодными. Свое хорошее поведение мы не объясняем внешними причинами: мы ставим его исключительно в заслугу себе.

Итак, я хочу обратить Ваше внимание на два пункта. Первое: человеческие существа во всех частях земного шара разделяют любопытную идею о том, что они должны вести себя определенным образом. Они не могут отделаться от этой идеи. Второе: в действительности, они не ведут себя таким образом. Они знают естественный закон, и они нарушают его.

На этих двух фактах основано каше понимание самих себя и той Вселенной, в которой мы живем» (6,272).

О добре и зле, о законах дуальной Вселенной см. в книгах В. Жикаренцева, например, в «Жизнь без границ: Строение и законы дуальной вселенной».*

 

ДОМ

 

Без тебя дом мой пуст. Как в снегу розовый куст. Я молчу, не ропщу. Приходи, я все прощу!

 

Из песни

 

Для ребенка и для нас дом - это то место, где нас всегда любят и ждут. И только поэтому он наша крепость.

С годами мы проникаемся еще одной истиной: «Твой дом -это не только твое жилище, но и твоя жизнь» (Ю. Темирканов).

 

ДРУГ, ДРУЖБА

 

Информацию к размышлению можно почерпнуть у Монтеня, у Коха, у Жака Деридде.

Человек немыслим без друзей.

«Человек без друзей, что дерево без корней» (пословица). Поэтому по нашим друзьям можно судить о нас, о нашем выборе, о нашей открытости, о том, на что и какого мы открываемся: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Никогда не забуду тост одного дагестанца на дне рождения: «Человек, у которого нет друзей, еще не родился».

Наш ребенок тоже не родится Человеком, если не обретет друзей. Кто из Вас разговаривал с ним о дружбе? Кто истинно интересовался его представлениями о друге? Многократно мы просили детей нарисовать портрет того, кому ты друг. Они как бы не слышат наших слов и, даже повторив их, как правило, рисуют портреты своих друзей.

- Почему ты решил, что он - твой друг?

- А он ничего у меня не отбирает и всем делится.

- А чем ты ему помогал когда-нибудь? Как ты о нем заботился?

- Ничем... Никак... Просто очень хорошо вместе играли.

Как правило, и для большинства взрослых друг -это тот, с кем хорошо нам, а не тот, кому хорошо с нами. Не случайна популярность книги Дейла Карнеги «Как приобретать друзей». Отличная, полезная книга, но может быть, и слава Богу, что книга с таким эгоистическим нацеливанием долгие годы была у нашего правительства «для служебного пользования». Жаль, что этой книге не догадались дать другое название: «Как стать другом», или «Как быть другом», - не как сделать лучше себе, а как сделать лучше другим. Название этой книги можно сделать более этичным, если убрать прагматическую приставку «при-» в слове «приобретать»: «Как обретать себе друзей».

«Друг - это тот, кто любит тебя и делает тебе добро потому, что хочет научиться любить всех и делать добро всем, друг - это тот, кто защищает тебя, потому что хочет научиться защищать от зла весь мир.

Друг - это тот, кто ищет в тебе то, чего не хватает ему, и в котором ты ищешь то, что не хватает тебе.

Друг - это тот, для которого ты - частица человечества и потому,пробный камень" испытания себя на добро, на любовь к людям.

Друг - это тот, кто хочет, чтобы ты был лучше его.

Друг - это тот, кто делает тебя лучше, умнее, добрее, сильнее лишь для того, чтобы ты делал добро не одному ему, а всем людям».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.