КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху
Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Является ли революция средством разрешения общественных противоречий? Как сложились судьбы марксизма в XX в.? Кто такие технократы? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Основные идеологии XX в., марксистское учение об общественно-экономических формациях. Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи (отметим, что социология как область обществознания появилась в XIX в., само понятие «социология» ввел в употребление французский философ О. Конт) выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. Складывающаяся социальная картина мира существенно расходилась со средневековыми представлениями об обществе и месте человека в нем. Мы остановимся на некоторых направлениях развития обществознания в Новое и Новейшее время. МЫСЛЯЩИЙ И ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — ОСНОВА ОБЩЕСТВА В XVII—XVIII вв. в работах выдающихся мыслителей того времени все более отчетливо проводится мысль о приоритете личностного начала в развитии общества. В укреплении этой идеи важную роль сыграла теория общественного договора, в основе которой лежали представления о естественности (врожденном характере) основных прав человека на жизнь, собственность, свободное распоряжение ею. А раз так, то человек может выступать своего рода партнером государства (а не его подданным) и согласовывать с ним условия, при которых он добровольно отдает часть своих прав, с тем чтобы государство обеспечило ему необходимую безопасность и защиту собственности. Так рождается общественный договор. Английский философ Т. Гоббс (1588—1679) считал, что объ- еМ отошедших государству прав должен быть очень значительным. Только сильное государство, где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться даже жизнью отдельного человека, способно положить конец «войне всех против всех», раздиравшей общество в догосударственный период. Другой английский философ Дж. Локк (1632—1704), развивавший взгляды Т. Гоббса, пришел к выводу о нецелесообразности такой концентрации власти в одних руках либо в одном органе. Дж. Локк выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти. Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689—1755) сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств. Личность человека возвышали и философы-просветители, исходя из признания неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на нем общественного прогресса. «Из всех живых существ человек наиболее совершенен»,— утверждал французский философ Вольтер (1694—1778). Одним из ведущих принципов справедливого общественного устройства просветители считали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое, т. е. равенство перед законом и правом. Иным смыслом наполнил это понятие Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), доказывая необходимость установления имущественного и социального равенства. Разделяя в целом идею общественного договора, Руссо иначе, чем предшественники, объяснял причины его появления. Он утверждал, что человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Рост населения и географические факторы (климат, почвы и т. д.) ведут к возникновению сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство в силах и дарованиях людей с появлением частной собственности ведет к неравенству политическому. Чтобы предотвратить постоянные столкновения могущественных и обездоленных, установить гражданский мир, люди приходят к необходимости заключить общественный договор. В соответствии с ним человек теряет естественную свободу, но приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает. Любые правители лишь представители народа, который всегда может отказаться от ранее принятого закона и принять новый. Возможности экономической деятельности человека в условиях защищенной частной собственности и конкуренции показал английский экономист и философ А. Смит (1723—1790). По его мнению, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами их труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя. Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главными источниками общественного богатства. Высоко оценивая с экономической точки зрения значение общественного разделения труда, Смит видел и его недостаток — усиление односторонности развития людей. Однако эту односторонность, считал Смит, можно преодолеть путем введения всеобщего образования. Смит выделял три основных условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствие препятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре общества Смит выделил основные классы — наемных рабочих, капиталистов и крупных земельных собственников, различая их главным образом по источникам дохода: заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью). Положение, при котором интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, Смит считал неизбежным. Значительная роль Смита в истории цивилизации определяется тем, что его идеи оказали большое влияние на последующее развитие научной мысли, а также на умонастроение многих передовых людей первой половины XIX в., в том числе декабристов в России. Во время следствия по их делу среди названных ими в анкетах авторов, произведения которых могли стать источником «вольнодумных и либеральных мыслей», фигурировало и имя А. Смита, упоминались его сочинения по политической экономии. У Смита их привлекала в первую очередь идея свободы. «МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ...» В формирующемся индустриальном обществе далеко не каждому удавалось реализовывать свои возможности и способности. Более того, положение ряда социальных групп (например, вчерашних крестьян, ставших рабочими) заметно ухудшалось. Все это не могло не оживить мечты о справедливом общественном строе. На рубеже XVIII—XIX вв. стала оформляться социалистическая идея. Французские философы А. Сен-Симон (1760— 1825) и Ш. Фурье (1772—1837) искали идеал нового общества не в прошлом, а в будущем и назвали такое общество социалистическим, продолжая дело утопистов XVI в. Т. Мора (1478— 1535), Т. Кампанеллы (1568—1639) и др. Название «утописты» пошло от книги Т. Мора «Утопия». Современный перевод термина «утопия» имеет две версии: 1) место, которого нет; 2) благословенная страна. Сущность теорий Сен-Симона и Фурье состояла в изображении идеального общественного строя, который предстоит утвердить на Земле. Для такого общества должны быть характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие в возможности применения своих способностей. Предполагалось также, что промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В обществе будет исключена эксплуатация человека человеком. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн критиковали современный им капиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Мир капитализма, отмечали социалисты-утописты,— это мир хаоса и разобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды. В период раннекапиталистического развития пролетариат был немногочисленным, жестоко эксплуатируемым со стороны буржуазии классом, достойным сочувствия и помощи. Социалисты-утописты осуждали угнетателей пролетариата, составляли утопические проекты облегчения его тяжкой участи, сами активно занимались благотворительной деятельностью и всерьез пытались организовать помощь пролетариату со стороны буржуазии. Установление социалистического общества они считали объективным процессом. По мнению Ш. Фурье, человечество в своем развитии прошло через дикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии. А. Сен-Симон полагал, Что основными ступенями общественного прогресса были переход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем к фео- Дально-сословному строю и, наконец, к индустриально-промышленному обществу. Р. Оуэн опробовал на практике свои идеи социалистического общества. Он организовал в США общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Однако предприятие, поглотив почти все состояние Оуэна, провалилось. Тем не менее социалисты-утописты верили, что достаточно теоретически или путем наглядного примера продемонстрировать блага новой системы общественной организации, чтобы богатые добровольно отказались от всех богатств, а власть имущие поддержали создание справедливого общества. Великие утописты обращались к царствующим особам, государственным деятелям, известным писателям, полководцам с просьбой жертвовать средства на переустройство общества по социалистическому идеалу. Известно, что Оуэн обращался за помощью даже к русскому царю Николаю I, который слыл душителем свободы. Наиболее развернутую теорию переустройства общества на социалистических началах разработали немецкие философы, публицисты и общественные деятели К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). О ряде марксистских идей мы уже рассказали в предыдущих параграфах (вспомните основные черты формационного подхода). Остановимся на других положениях учения. Основоположники марксизма прежде всего отказались от господствовавшего в науке положения о том, что общество, общественные отношения — порождение духа или результат духовной деятельности людей. Это положение базировалось на очевидном для всех факте: общество составляют люди, наделенные сознанием и руководствующиеся в своей деятельности вполне определенными целями. Не свидетельствует ли это о примате (первенстве) духовного начала в жизни общества? Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, Маркс и Энгельс утверждали, что первоосновой развития общества является трудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Проще говоря, прежде чем мыслить, заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д. Для удовлетворения этих потребностей люди взаимодействуют с природой, вступают во взаимные отношения друг с другом, соответственно организуя свое общественное бытие, которому присущи объективные (не зависящие от сознания) законы развития. Таким образом, согласно марксизму, общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону жизни общества. Исследуя общественное производство, Маркс выделил две его стороны: производительные силы и производственные отношения. Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Не менее важную роль играют созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). В процессе совместной трудовой деятельности люди вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношение их по поводу средств производства. Вся система производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. Это определяет место человека в системе производства, распределения продуктов труда и присвоения доходов от продажи произведенного. В условиях капитализма это проявляется следующим образом: капиталист, владеющий средствами производства, оплачивает в форме зарплаты лишь часть труда, затраченного работником на производство товара, а другую, неоплаченную часть труда безвозмездно присваивает[1]. В этом, как считал Маркс, и заключается сущность капиталистической эксплуатации. Производительные силы и производственные отношения во взаимосвязи образуют способ производства. Он служит основой общественно-экономической формации. Основоположники марксизма считали, что противоречия, возникающие между более динамично развивающимися производительными силами и относительно устойчивыми производственными отношениями, на определенном этапе перерастают в конфликт. Он, в свою очередь, разрешается в результате замены устаревших производственных отношений новыми, соответствующими более высокому уровню развития производительных сил. Изменения, происходящие затем во всей системе общественных отношений, ведут к замене одной формации другой. Эта смена не происходит автоматически: ее осуществляют в ходе социальной и политической борьбы люди, движимые своими интересами. Выдвинутые марксизмом положения — о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию, о решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой — представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объективно и непреложно. Именно поэтому основоположники марксизма назвали развитие общества естественно-историческим процессом. Однако в отличие от природы в общественной жизни законы прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность людей. Изучая основные этапы общественного развития, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что на смену капитализму должна прийти новая общественно-экономическая формация — коммунистическая. «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!» Эта картина будущего может, конечно, захватить воображение. Вместе с тем возникает резонный вопрос: возможно ли вообще существование такого общественного устройства? Многие исследователи и публицисты высказывают мысль, что подобное идеальное общество, лишенное социальных различий и противоречий, вряд ли способно развиваться, надеяться же на появление «нового человека», который не нуждается во внешних по отношению к нему стимулах к труду, утопично. В то же время выдвигаются и такие суждения: коммунистическая идея возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему; на протяжении нескольких эпох она находила отклик в сознании людей, подтверждая свою притягательную силу. Коммунистическая идея относится к сверхдальнему прогнозу, а он неизбежно включает в себя утопические элементы, какие бы методы ни применялись при его разработке, поэтому главное — не относиться к такому прогнозу как к конкретному проекту ближайшего будущего. Еще большей критике подвергаются сегодня марксистские представления о путях и способах переустройства общественной жизни, о роли революционного насилия в общественно-историческом развитии. Говоря о коммунизме как обществе социальной справедливости, исключающем любые проявления насилия, Маркс и Энгельс тем не менее считали, что путь к этому обществу пролегает только через социалистическую революцию, т. е. через период острого классового противоборства. И хотя они резко выступали против его крайностей, «бесполезных жестокос- тей», предупреждали, что «восстание было бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем», все же вывод их был однозначен: поскольку буржуазия добровольно власть не отдаст, постольку пролетариат должен завоевать ее. При этом насилие, как считали Маркс и Энгельс, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие над трудящимися. Но можно ли построить светлый, справедливый мир, начиная преобразования с использованием принуждения, репрессий, всевозможных ограничений в масштабах государства? Не происходит ли при использовании таких средств подмена цели? Драматические события истории XX в., особенно в нашей стране, дают исчерпывающие ответы на эти вопросы. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МАРКСИЗМА В XX в. В конце XIX — начале XX в. обозначилось несколько направлений в марксизме, приверженцы которых по-разному толковали взгляды и принципы, сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом, по-разному преломляли их в политической деятельности. Почему же на основе марксизма появились различные, нередко враждебные друг другу течения? Одну из причин этого современные исследователи усматривают в известной противоречивости самого учения. Так, выступая противниками «казарменного коммунизма», основоположники марксизма предлагали после завоевания пролетариатом политической власти осуществить преобразования, которые при известных условиях могли привести именно к такому социализму: упразднение частной собственности, всеобщее огосударствление, централизованное государственное управление народным хозяйством. Иначе говоря, само марксистское учение, сложное, противоречивое, не исключало возможности разных его толкований в иных исторических условиях. Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не мог не сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, а подчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон. В конце жизни Энгельс с тревогой отмечал, что отдельные места из их произведений и переписки Маркса трактуются некоторыми революционерами «как собрание догм, которые следует заучить наизусть и повторять вслух, подобно формуле заклинания или католической молитве». Но главное все-таки было в другом. На рубеже XIX— XX вв. произошли глубокие изменения в самой исторической действительности. Вступление капиталистического мира в новую стадию сопровождалось усилением противоречивости общественного развития. На рубеже веков отчетливо выявились две разнонаправленные тенденции. Одна из них выражалась в усилении стабилизационных начал, возможностей мирного прогресса: накопление монополиями сверхприбылей и как следствие этого определенное увеличение заработной платы рабочих, сокращение рабочего дня; развитие акционерной формы капитала и появление новых путей обогащения средних слоев. Другая проявилась в усилении революционных настроений, вызванном сохранившимся контрастом между состояниями новоявленных миллионеров и положением трудящихся. Вторая тенденция, наиболее отчетливо проявившаяся в России, где развитие капитализма шло мучительно — при сохранении феодальных пережитков, порождала веру в скорое торжество пролетарской революции. В этих условиях зародился ленинизм — наиболее радикальное (т. е. приверженное крайним, решительным взглядам и действиям) течение в марксизме. Опираясь на разработанное им учение об империализме как высшей стадии капитализма, В. И. Ленин (1870—1924) пересмотрел некоторые выводы марксистского учения и внес в него ряд новых идей, в частности о неравномерности экономического и политического развития стран как «безусловном» законе капитализма и о невозможности победы социалистической революции во всех капиталистических странах одновременно. Социализм может победить «первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране». Оценивая перспективы развития революции, Ленин считал, что она, скорее всего, произойдет в той стране, которая стала «узлом противоречий», хотя в ней материальные предпосылки революции (уровень развития производительных сил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению с другими государствами. При этом особое значение приобретает политическая власть. Завоевав ее, пролетариат может использовать государственные рычаги для решения задач экономического развития. Отсюда вытекает оценка роли пролетариата. Ядром диктатуры пролетариата, по мысли Ленина, должна стать коммунистическая партия. Ленинизм не в меньшей мере, чем теоретическое наследие Маркса, является сегодня предметом критического анализа. При этом имеются в виду не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его рукод- ством. Приверженцы ленинизма продолжают утверждать, что он в духе марксизма дал свои ответы на «вызов» времени, учитывая новые революционные возможности, открывшиеся в начале XX в., а также назревшую необходимость коренных преобразований в стране. В то же время публикации ранее неизвестных документов, относящихся к первым послереволюционным годам, дают противникам Ленина все новые основания для вывода: именно эта теория и ее практическое воплощение создали условия для утверждения в нашей стране антидемократических, командно-бюрократических методов управления государством. Один лидер, одна партия, одна идеология, решающее преобладание одной (государственной) формы собственности — эти идеологические установки стали проводиться большевиками в жизнь сразу после прихода их к власти. В России, как вы знаете из курса истории, были сторонники и более умеренного крыла марксизма. Так, Г. В. Плеханов (1856—1918), отстаивая вместе с западноевропейскими социал-демократами идею зрелости экономических предпосылок как необходимого условия перехода к новому общественному строю, предостерегал от преждевременных коммунистических экспериментов. Захват революционерами власти при отсутствии условий для последующего социального переустройства, считал он, «может привести к политическому уродству вроде древнекитайской или перувианской империи, т. е. к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке». На Западе это направление в марксизме развивал немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850—1932). Прежде всего он подверг критике вывод Маркса об обнищании пролетариата (хотя и не отрицал факты эксплуатации рабочих капиталистами), считал тенденцию к обнищанию пролетариата преходящей, присущей зачаточному состоянию капиталистического способа производства и преодолеваемой с течением времени. Бернштейн полагал, что число собственников увеличивается, средние слои изменяют свой характер, но сохраняют свои позиции в обществе. Бернштейн высоко оценивал роль демократии в современном обществе как обозначение такого социального строя, при котором ни один класс не пользуется политическими привилегиями по отношению ко всему обществу. В целом он более оптимистично смотрел на перспективы капитализма. Хотя в обществе существует классовая борьба, но время работает на смягчение классовых противоречий. По его мнению, политика «малых дел», частичных реформ позволит капитализму постепенно трансформироваться в социалистическом направлении и нет необходимости в разрушительных революционных потрясениях, в отказе от демократических завоеваний в пользу диктатуры пролетариата. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ НОВОГО ВЕКА В рамках западного обществознания развивались многие направления, выдвигались различные теории. Одним из таких направлений стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу, совершенствованию своих параметров. В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями,— технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами. Проявления данного подхода можно найти в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта (род. в 1908 г.). Основная задача общества, по мысли ученого,— развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт полагал, что такие же процессы идут и при капитализме, и при социализме и на этой основе в перспективе возможна конвергенция (сближение) двух систем с последующим синтезом в «смешанном обществе». Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духов- пая культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов. Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм (от лат. existentia — существование). Для уяснения позиции этих философов обратимся к высказываниям французского писателя Сартра. В одной из работ он рассуждал следующим образом: при изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею; например, ремесленник, изготавливающий ножи, прежде чем приняться за изготовление очередного ножа, исходит из своих представлений о сущности этого предмета, т. е. о том, что такое нож вообще и соответственно какой именно нож он должен сделать сейчас. Здесь сущность предшествует существованию (нового ножа). Ребенок, родившись, уже существует, но стать человеком, обрести человеческую сущность ему еще предстоит. Следовательно, нет заранее заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может осуществить его становление человеком. Это многократно усиливает ответственность человека за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, и за все, что происходит с другими людьми. «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, то тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский союз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе — наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле,— то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество». Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, его трудный удел — быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 8348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |