КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Россия в полосе перемен
Рост вооружений и их совершенствование, демографический ВзРЫв. Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период. А для переходных состояний характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т. д.) а элементов нового (зарождающихся организаций, правовых норм, отношений и т. д.). Их взаимодействие противоречиво и порождает сложную, быстро меняющуюся ситуацию в общественно- политической жизни. Переходное состояние общества можно правильно понять, если задуматься над вопросом: от чего и к чему осуществляется переход? С какими социальными порядками мы расстались и к какому общественному устройству движемся? Вспомним о споре, развернувшемся в годы революции 1917 г. в среде социалистов. Высказывалось следующее суждение: Россия еще не доросла до социализма, поскольку не достигла необходимой степени развития производительных сил, достаточного уровня культуры. Для создания социализма требуется цивилизованность, которой в России нет. Противоположная точка зрения: Россия стоит на рубеже стран цивилизованных и стран, только еще вступающих в цивилизацию. И потому ее дальнейшее развитие может быть своеобразным. Она начинает с завоевания революционным путем возможности создания основных предпосылок цивилизации. О том, как развивалась наша страна в последующие годы, вы знаете из курса истории. Напомним лишь, что в пришедшей к власти партии большевиков и в обществе в целом возобладало стремление двигаться к социализму не после создания необходимых для этого материальных и культурных предпосылок, а сразу и как можно скорее. Усилилось желание «подхлестнуть» развитие, ускорить его, опираясь на принуждение. И. В. Сталин, сосредоточивший в своих руках огромную власть, воспользовался революционным нетерпением масс. В таких условиях основными методами руководства развитием экономики стали команды, директивы, обязательные для исполнения. Возросла роль административного аппарата управления, который обеспечивал проведение в жизнь политики ускоренного продвижения к социализму. Работники этого аппарата заняли особое положение в обществе, и, по сути дела, исполнительный партийно-государственный аппарат присвоил себе права и функции законодательных органов — выборных Советов, а издаваемые им инструкции ставились выше закона. Сформировалась иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему бюрократическая система управления. Сложился тоталитарный режим, т. е. политический порядок, при котором жизнь общества подчинена не закону, а ко- мандно-бюрократической системе, требующей беспрекословного исполнения ее приказов. Этот режим уничтожал в зародыше малейшие ростки демократии, душил народную инициативу и самостоятельность. Он позволял руководству страны творить любые беззакония, избегая ответственности за совершение преступлений. Государственное регулирование и строгий контроль были распространены на все сферы общественной жизни, что буквально спеленало, сковало общество, став серьезным тормозом для проявления инициативы людей. Идеология была проникнута культом вождя, упрощенно понимаемой коллективностью, бездумным подчинением приказу. Все это отрицательно сказалось на нравственном развитии людей, способствовало ослаблению таких регуляторов человеческого поведения, как совесть, честь. Человек стал рассматриваться не как самоцель развития общества, а как его средство. Несмотря на то что в 1956 г. были осуждены культ личности Сталина и все мрачное, связанное с ним, тем не менее авторитарно-бюрократический режим в обществе сохранился. Необходимые для развития общества прогрессивные изменения не проводились, негативные явления не устранялись, возникающие проблемы не находили решения. В результате советское общество вступило в полосу глубокого кризиса. Темпы экономического развития существенно снизились, а затем начался застой, который имел тяжелые последствия. В конце 80-х гг. высшее руководство страны было вынуждено признать: в общецивилизационном плане в ряде важных сфер и направлений жизни общества мы остались как бы в прошлой технологической эпохе, в то время как страны Запада перешли в другую — эпоху высоких технологий, принципиально новых возможностей науки и производства, новых форм обеспечения жизни людей — вплоть до быта. Ученые — историки, философы, политологи — высказывали различные суждения о том, какая общественная система сложилась в СССР в 30—40-х гг. Одни говорили, что это было ран- несоциалистическое общество, подвергшееся впоследствии более или менее значительным деформациям. Другие утверждали, что созданный общественный строй ничего общего с социализмом не имеет. Третьи полагали, что возникшую общественную систему следует рассматривать как худший из возможных вариантов социализма, имея в виду, что еще основоположники марксизма критиковали идеи «казарменного» социализма, подавляющего человеческую личность, подчиняющего жизнь людей детальной регламентации. (Вспомните, что вы изучали в курсе истории, и подумайте, какая из этих точек зрения представляется вам более правильной.)
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |