Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куда ведут реформы.




Кризис общества показал: так дальше жить нельзя, нуж­ны значительные перемены. Несмотря на. преследования инако­мыслящих, в 60—70-х гг. усилилась критика сложившейся ад­министративно-бюрократической системы, рождались проекты реформ в экономике и политике. Во второй половине 80-х гг. был провозглашен курс на проведение назревших преобра­зований. Однако представление о том, какие изменения необхо­димы, какие общественные порядки следует создавать, сложи­лось не сразу. Оно уточнялось в ходе начавшихся реформ, по мере того, как все более ясным становилось тяжелое положе­ние страны.

Первоначально намечалось совершенствование системы, ко­торое должно было привести к ускорению развития страны, и прежде всего экономики. Жизнь довольно быстро показала, что таким путем вывести общество из кризиса не удается. Стало очевидным, что следует не совершенствовать, а перестраивать основы общественного строя. Решительные шаги по пути ре­форм были сделаны после событий 1991 г. Куда ведет начав­шееся движение по пути преобразований? Какое направление следует им придать?

На эти вопросы давались разные ответы.

Многие сторонники социалистической идеи считали, что необходимо создать новую модель социализма — гуманный, де­мократический социализм, для которого человек является не средством, а целью. Этой позиции противостояла другая: отка­заться от проектирования новых моделей общества и идти по пути, проверенному опытом наиболее развитых капиталистиче­ских стран.

Существовала и третья точка зрения: не спорить о поняти­ях («социализм», «капитализм»), а последовательно решать на­зревшие проблемы общественного развития, двигаться вперед по пути демократических преобразований. Ученые же в дальнейшем определят, как назвать сложившееся общественное устройство.

Однако был ряд ориентиров, которые находились в русле коренных демократических реформ и признавались сторонника­ми различных политических сил. Главный среди этих ориенти­ров таков: для человека должны быть созданы условия жизни и труда> достойные современной цивилизации. Это прежде все­го гражданские права и свободы, реализация прав граждан на уровне признанных международных норм; исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, по­ловозрастным признакам; надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина; свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах; свобода совести; повышение роли суда и общественных организаций в защите гражданских прав.

В экономической области имеется в виду рыночная эконо­мика с разнообразными равноправными формами собственнос­ти; в социальной сфере — равные возможности собственными усилиями создавать свое благополучие, социальная защита де­тей, престарелых, инвалидов; в политическом плане — общест­во, демократически устроенное, с парламентской системой, прин­ципом разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, верховенством закона.

Таким образом, речь идет о формировании механизмов граж­данского общества и правового государства, о демократизации не только государственной системы, но и всей общественной жизни. Все это должно послужить мощным стимулом повыше­ния социальной активности и самодеятельности масс.

Радикальные перемены должны произойти в области куль­туры, образования. Они призваны открыть широкий простор ду­ховному развитию человека и общества, в котором он живет, свободному проявлению талантов, способностей и предприимчи­вости во всех областях деятельности.

Насколько жизненны эти ориентиры? Реальны ли такие изменения? Их реальность зависит прежде всего от точного ана­лиза действительной жизни нашего общества, тенденций его раз­вития. Она связана и с правдивой оценкой исторического опы­та стран, испытавших различные варианты экономических и политических порядков.

Важен также учет богатого, разностороннего опыта миро­вой социал-демократии, которая внесла существенный вклад в проведение социальных реформ в интересах трудящихся.

Жизненность политических ориентиров демократической Реформации определяется опорой на лучшие достижения чело­веческого разума, на накопленный во всем мире опыт эффек­тивного хозяйствования, решения социальных проблем, разви­тия демократии. Такой опыт может быть использован лишь с Учетом особенностей развития России. Обновленное общество не может быть не чем иным, как воплощением достижений миро­вой цивилизации и исторического творчества народов России. Переход к нему требовал преодоления конфронтационного под­хода, противопоставлявшего современные социальные системы. Ведь и в зарубежных странах, и у нас происходят во многом сходные по своему содержанию изменения, вызванные развити­ем современных производительных сил, научно-техническим про­грессом. Ряд процессов, происходящих в нашем обществе, име­ет общецивилизационный характер, поскольку в той или иной форме они имели и имеют место в других странах, что позволяет не только заимствовать имеющийся опыт, но и совместно искать пути решения наиболее остро стоящих проблем.

Перспектива нашей страны — постепенное движение к рос­сийскому варианту общества постиндустриального типа.

Итак, мы кратко ответили на поставленный в начале па­раграфа вопрос: каковы направления изменений, происходящих в нашем обществе? Однако переход оказался нелегким.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.