Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Научно-технический прогресс




Термины

Основные понятия

Научно-технический прогресс. Научно-техническая револю­ция. Экологический кризис.

Техника. Технология. Ноосфера.

 

Что такое современная научно-техническая революция? Каковы ее этапы?

 

Почему меняется положение человека в системе про­изводства?

 

Какие изменения в производстве и в быту происходят вследствие НТР?


4 Какое влияние оказывает НТР на природную среду?

5 В чем заключаются противоречия НТР?

ЗАДАНИЯ

 

Советский философ Б. М. Кедров писал: «В нынешних взаимоотношениях между наукой, техникой и произ­водством наука составляет самый революционный, самый быстродействующий и подвижный элемент, хотя она и воз­никла исторически значительно позднее производства и в прежние времена явилась отстающим звеном в системе «наука — техника — производство».

А каким видите вы соотношение науки, техники и про­изводства в будущем? Свой ответ обоснуйте.

 

Вдумайтесь в следующие факты: Американская компания «Белл система» ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров 800 млн долларов. В ней постоянно заняты 7 тыс. преподавателей, ведущих несколько сотен различных курсов и программ. Еще в 1987 г. в США была объявлена программа повы­шения конкурентоспособности американской экономики, центральным звеном которой стала переподготовка 1 млн работников за счет госбюджета.

Почему американское государство и предприниматели осу­ществляют крупные расходы на переподготовку работни­ков? Как эти расходы связаны с эффективностью произ­водства, с прибылями?

 

Система современных суперкомпьютеров может запом­нить информацию, содержащуюся во всех библиотеках мира, т. е. фактически способна овладеть всей историче­ски накопленной памятью человечества. Подумайте, есть ли смысл затрачивать средства на пере­подготовку кадров (см. задание 2), если машины могут «все знать».

 

На Всемирной выставке в Японии «Экспо-85» демон­стрировали робот «Фанук», который собирал из дета­лей собственную копию.

Какое следствие вы можете вывести из этого факта? Ука­жите одно, два или более следствий процесса роботиза­ции современного производства.

 

Согласны ли вы со следующим высказыванием совре­менного французского философа техники Ж. Эллюля (вторая половина XX в.): «Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов нашего столетия техника была мо­нолитной силой, ориентированной в одном направлении. Она... имела одну мыслимую цель — рост во всех направ­лениях, развертывание мощностей производства и т. д. Се­годня автоматизация и информатизация способны мало- помалу сменить ориентацию техники. Сама по себе техническая мутация (изменение, перемена.— Авт.), инфор­матизация техники не вызовет никаких изменений в поло­жении пролетариата, неимущих масс, никакого освобожде­ния человека не принесет, если не будет решимости сознательного выбора, воли, способной использовать тех­нику в этом направлении»? Как вы думаете, в чем может проявиться сознательный выбор? От кого и от чего зави­сит этот выбор?

Зависит ли направление использования техники от обще­ственных порядков, характера власти в стране?

 

Американский философ и поэт Р. У. Эмерсон (середи­на XIX в.) писал: «Истинный показатель цивилиза­ции — не уровень богатства и не величина городов, не оби­лие урожая, а облик человека, воспитываемого страной». Как вы понимаете эти слова? Что имеет в виду Эмерсон под «обликом человека»? Что вы сами думаете об истин­ном показателе цивилизации?

 

Некоторые западные экономисты высказали мнение, что «в мире завтрашнего дня только одно место из двад­цати будет иметь отношение к высокоразвитой технике». Как вы относитесь к такому прогнозу? Свою точку зрения аргументируйте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.