КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция и монополия
Жизни Свободный («чистый») рынок характеризуется тремя важнейшими признаками: 1) нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); 2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); 3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение (подумайте, почему цена их уравновешивает). При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности. В рыночном механизме особое значение имеет соотношение спроса и предложения. Оно определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Колебания цен влияют на деятельность товаропроизводителей. Выше цена (при определенных неизбежных издержках производства) — большая прибыль; ниже цена — прибыль уменьшается. Если, например, цена на овощи растет, их производить выгодно: это побуждает к расширению производства. Однако поступление большого количества овощей на рынок означает увеличение предложения, и если спрос соответственно не растет, то цена снижается, т. е. спрос и предложение уравновесятся на более низком ценовом уровне и производство овощей может стать невыгодным. Товаропроизводители будут искать возможности производства более выгодного продукта. Таким образом, рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что производить, какого качества и в каких количествах. Поясним на примере. Швейная фабрика выпустила партию костюмов. На производство этого товара были затрачены сред- ства> которые называются издержками производства. В них вошли зарплата, выплаченная работникам фабрики, затраты на покупку сырья: тканей, ниток, пуговиц и всего необходимого при пошиве, оплата затраченной электроэнергии, стоимость амортизации оборудования, т. е. его износа в процессе работы. Чтобы произвести новую партию костюмов, владельцу фабрики нуяс- но продать первую партию и на вырученные деньги закупить новые ткани, другие материалы, отремонтировать при необходимости машины, а также выплатить зарплату работникам. Например, сумма, вырученная в результате продажи, составляет 200 млн денежных единиц (рублей, долларов, марок, франков и т. д.), из которых 100 млн было затрачено на использованное сырье, материалы, 50 млн — на зарплату рабочим, еще 50 млн составили прибыль предприятия. Если спрос на рынке будет выше предложения, то цена возрастет и выручка будет выше. Так, например, если партия костюмов будет продана за 250 млн, прибыль в этом случае составит 100 млн. Когда спрос окажется низким, цена на костюмы упадет. Если партию костюмов, например, удалось продать за 150 млн, то прибыли не будет. Вырученные средства лишь покроют издержки производства. Можно ли получить прибыль иным путем? Да. Можно сократить расход материалов, например, за счет более рационального раскроя ткани. Если при этом затраты сократятся, скажем, на 20 млн, то на эту сумму увеличится прибыль. Можно также повысить производительность труда по сравнению с другими предприятиями за счет применения более совершенной техники (например, использовать более совершенные швейные машины). Предположим, за то же время удалось сшить в два раза больше костюмов и продать их по средней рыночной цене. Следовательно, выручка составит 400 млн, из которых 200 млн пойдут на покрытие производственных затрат, 50 млн — на зарплату, а 150 млн составят прибыль. Таким образом, рынок может побуждать к снижению производственных затрат (хозяйствовать более экономно), а также к совершенствованию техники, повышению производительности труда. Напротив, неэкономное ведение дела, низкая производительность труда делают производство невыгодным (низкая прибыль), а возможно, и убыточным. В таком случае грозит разорение. Итак, экономические законы стимулируют тех производителей, у которых индивидуальные издержки производства ниже общественно необходимых, т. е. средних, в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершен ствование техники и технологии, регулируют распределение Ре" сурсов для производства тех или иных товаров, а в результате делают выгодным производство тех товаров, которых недостает и следовательно, спрос на которые превышает предложение. Это и'есть рыночный механизм регулирования пропорций производства. Вместе с тем происходит дифференциация товаропроизводителей: одни обогащаются, другие беднеют или терпят банкротство. Мы охарактеризовали рынок товаров и услуг. Но в рыночной экономике действуют еще рынки рабочей силы (труда), средств производства, ценных бумаг и валюты, информации и др. Рынок труда имеет те же три признака, что и рынок товаров: спрос, предложение, цена. Что же здесь продается и покупается? Тот особый товар, о котором говорилось ранее,— рабочая сила. Действует тот же механизм спроса и предложения. Если на рынке труда много специалистов определенной профессии, а потребность в них невелика, то зарплата им предлагается невысокая, а часть их остается без работы. Напротив, когда большой спрос на работников какой-то специальности, а на рынке труда желающих получить эту работу мало, предприятия соглашаются на более выгодные для работника условия. Рынок ценных бумаг и валюты, как и два рассмотренных типа рынков, означает предложение и спрос, но в качестве товара здесь выступают ценные бумаги (акции, облигации), валюта. Так, акции, о которых уже говорилось (это документы, подтверждающие права совладельца предприятия), продаются и покупаются, кстати, вовсе не обязательно только теми, кто работает на предприятии, выпустившем их. Если дела предприятия идут хорошо и прибыль его велика, то акции пользуются спросом и продаются по цене, выше их номинальной цены; например, тысячедолларовая акция продается за 1300 долларов. И наоборот, если акционерная компания несет убытки и держатели акций стремятся избавиться от них, то цена на них падает ниже номинальной. В зависимости от состояния экономики какой-либо страны ее валюта (доллары, марки, франки и т. д.) обменивается на ДРугие валюты в той или иной пропорции. Научно-техническая революция неизмеримо увеличила ценность знаний. Предполагается, что скоро в стоимости товара /о будет составлять стоимость интеллектуального труда. Поэтому становится выгодным продавать и покупать информацию, знания о способах деятельности, новых технологиях и т. п. На ЭТои основе развивается рынок информации. Большую роль в функционировании рынка играют специальные учреждения — биржи. Товарная биржа — это форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Фондовая биржа дает возможность покупать и продавать ценные бумаги, валютная биржа — иностранную валюту. Биржа труда осуществляет посредничество на рынке труда, регистрирует безработных, способствует их трудоустройству. Особую роль в рыночной экономике играют банки. Банком называют финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады) и предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд). Банк также выступает посредником во взаимных платежах и расчетах своих клиентов. Прибыль банка формируется из процентов, получаемых за кредит. Между товаропроизводителями идет борьба за «кошелек потребителя». Она называется конкуренцией. Побеждает в этой борьбе тот, кто смог повысить производительность труда, расширить производство, произвести товары более высокого качества. Иными словами, побеждает тот, кто снижает издержки, а также улучшает потребительские свойства товаров. В конкурентной борьбе участвует множество самостоятельных товаропроизводителей (от ремесленников, фермеров до крупных фирм). Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы, что и как производить. Его товары на рынке встречаются с аналогичными товарами других товаропроизводителей, и каждый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой товар, используя для этого рекламу, стараясь придать товару внешне привлекательный вид. Потребитель же хочет приобрести товар лучшего качества и подешевле, поскольку его возможности ограниченны. Какой фирме он отдаст свои деньги? У кого предпочтет купить платье, пару обуви или радиоприемник? Его решение зависит от многих условий. Для того чтобы продолжить производство, нужно продать товар и использовать вырученные средства для создания новой партии товаров. А чтобы обойти конкурентов, нужно постоянно предлагать на рынок новые товары, которых нет у соперников, постоянно давать новую рекламу. В ряде случаев для того, чтобы продать товар, приходится идти на снижение цены- Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его товар не будет продан или будет продан с убытком. Мелким производителям трудно выдерживать конкуренцию. Крупные имеюТ больше шансов на победу, так как у них больше возможностей для совершенствования производства. Как вы знаете, в конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определенных отраслях решающую часть производства товаров, иными словами, стали монополиями. Суть монополии — экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли. Экономическая жизнь включает в себя элементы и конкуренции, и монополии. Возникновение союзов капиталистов не устраняет конкуренции: она происходит и между самими союзами, и между монополистическими союзами и немонополизи- рованными предприятиями. Однако монополия порождает высокие цены, несоответствие спроса и предложения. Вот почему, например, в США уже в конце XIX в. появились антитрестовские законы, которые государство использовало для улучшения рыночной системы.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |