Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика России на пути к рынку




Кризис советского общества на рубеже 80—90-х гг. XX в. со всей остротой проявился и в России. Российская Федерация вступила в один из сложнейших периодов в своей истории, свя­занный с нарастанием диспропорций в экономике, разрывом хо­зяйственных связей между предприятиями и регионами, со спа­дом выпуска продукции в большинстве отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Сокращался националь­ный доход, ощущалась острая нехватка ресурсов на многих пред­приятиях, останавливалось производство.

На рубеже 80—90-х годов в России со всей остротой про­явился кризис экономики. Он не был циклическим кризисом перепроизводства, с которым вы знакомились в курсе истории (вспомните мировой экономический кризис 1929—1932 гг.). Кри­зис российской экономики особого рода. Его причина — длитель­ное господство административно-командной системы, при кото- Рои эффективные экономические стимулы производства были постепенно заменены неэкономическими — приказами, директи­вами из центра, а в 30—40-х годах — широко распространен­ными репрессиями. Такие методы руководства развитием эко­номики значительно тормозили рост производительности труда всем народном хозяйстве. Другая причина — тотальное пла­нирование развития государственного и кооперативного секто­ров экономики, которое сковывало инициативу и самостоятель­ность предприятий, не позволяло, скажем, местной промышлен­ности ориентироваться на специфику и рост потребностей, прежде всего населения своего региона. И еще одна причина — в стра­не неоправданно затянулся переход от экстенсивной моде­ли развития экономики (за счет эксплуатации природных ре­сурсов и малоквалифицированного труда) к интенсивной модели — за счет разработки и внедрения новой, ресурсосбере­гающей и безотходной технологии и эффективной техники. Шла широкомасштабная распродажа нефти на мировых рынках, а на полученные деньги затем закупались недостающее продовольст­вие и промышленные товары массового спроса. Эти и другие причины в конце концов привели к застою в развитии эконо­мики, а затем к спаду и кризису.

В результате экономической политики, проводившейся ад­министративно-командной системой, Россия оказалась перегру­женной предприятиями, производящими средства производства, по сравнению с предприятиями, производящими предметы по­требления. Доля первых предприятий и продукции, выпускае­мой ими, в общем объеме промышленной продукции значитель­но выше, чем в других республиках, ранее входивших в СССР. Производство предметов потребления составляло лишь 1 /4 часть всей промышленной продукции России, что вдвое ниже уровня многих развитых стран. Такая диспропорция обусловила серь­езную зависимость России от ввоза товаров народного потребле­ния из других республик и стран.

По импорту Россия получала и значительную часть средств производства, сырья, красителей и т. д.

Господство административно-командной системы за не­сколько десятилетий привело к хроническому кризису сельско­го хозяйства России, к обострению проблемы продовольственно­го снабжения населения. Колхозы, которые согласно первоначальному замыслу должны были стать полностью само­стоятельными кооперативными предприятиями, были подчине­ны мелочной опеке государственных органов. Практика пере­распределения доходов передовых хозяйств для поддержки отстающих привела к тому, что и у тех и у других падала эф­фективность и заинтересованность в труде, усиливалось отчуж­дение тружеников села от труда и его продуктов. Материально- техническое обеспечение сельского хозяйства значительно отставало от высокоразвитых стран. Массовый отток сельского населения в города привел к вымиранию многих тысяч россий­ских деревень, целых областей республики.

В 1909—1913 гг. производство важнейших видов зерновых России на 28% превышало данный показатель в Аргентине, Канаде и США, а в 1989 г. эти страны произвели зерновых полтора раза больше, чем весь Советский Союз. Россия в 1990 г. была вынуждена закупать зерно в объеме 1/3 от всей потребности. Поэтому неудивительно, что на рубеже 80—90-х го­дов широко распространился нормированный отпуск продоволь­ственных товаров в магазинах, были введены продуктовые кар­точки, талоны, стали быстро расти цены на продукты питания.

На социально-экономической ситуации в России в начале 90-х годов сказалась также непоследовательность и противоре­чивость ряда решений республиканских властей.

В этих условиях был сделан вывод, что путь преодоления подобных явлений в экономической жизни страны — переход к цивилизованному рынку. Это должно было способствовать воз­никновению здоровой конкуренции, появлению новых высоко­качественных товаров, наполнению прилавков необходимыми для народа продуктами.

Были намечены основные направления работы по перехо­ду к рынку. Это формирование новых рыночных структур (то­варных бирж, торгово-посреднических организаций и т. п.), обес­печивающих снабжение материальными ресурсами предприятий различных отраслей; развертывание на законодательной основе разгосударствления и приватизации, предоставление реальной хозяйственной самостоятельности предприятиям; переход к сво­бодным (рыночным) ценам и другие меры.

Особое значение придавалось приватизации государст­венного имущества (т. е. передаче или продаже его в частную собственность), которая рассматривалась как важное средство экономического стимулирования, поднятия деловой активности населения и стабилизации социально-экономического положе­ния в стране. Правительство России исходило из того, что че­ловек, имеющий собственное жилье (дом, квартиру), земельный участок, владеющий акциями, объективно заинтересован в ста­бильности общества.

Существует несколько направлений приватизации:

1) продажа магазинов, предприятий общественного пита­ния, мастерских, малых промышленных предприятий, иначе го­воря, формирование малого бизнеса;

2) передача или продажа жилья в собственность граждан;

3) предоставление земли под фермерские хозяйства, садо­вые и дачные участки;

ни ^ С03Дание акционерных компаний на базе крупных и сред- х госУдарственных предприятий и их объединений. При за­крытой форме акционирования акции продаются только рабо­чим и служащим данного предприятия, а при открытой — и по­сторонним юридическим и физическим лицам, в том числе ино­странным;

5) продажа трудовым коллективам, хозяйственным объ­единениям, кооперативам объектов незавершенного строитель­ства, неустановленного оборудования и других неиспользуемых материально-технических ресурсов.

Приватизация привела к появлению новых форм собствен­ности и хозяйствования. В частности, Конституция Российской Федерации устанавливает, что имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной (местных органов вла­сти и самоуправления) собственности. Признаются и иные фор­мы собственности.

Государство не может устанавливать какие бы то ни было ограничения или преимущества в осуществлении права собст­венности различными собственниками (государством, частными лицами и т. д.). Иными словами, все формы собственности при­знаются равноправными. Закон допускает также существование совместных предприятий с участием иностранных граждан или фирм и собственности иностранных учреждений и организаций, а также государств.

Как известно, рыночный механизм основан на конкурен­ции, но нормальному функционированию рынка препятствует монополистическая деятельность. Поскольку командная систе­ма, господствовавшая в нашей стране, была основана на моно­полии государственных предприятий и объединений, постольку для перехода к рынку было необходимо не только осуществить смену собственника путем приватизации, но и принять анти­монопольные правовые нормы. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» предусматривал разработку и осуще­ствление мер по демонополизации производства и обращения.

Новая хозяйственная система дала людям возможность при наличии склонностей и средств начать собственное дело: орга­низовать кооператив, стать владельцем магазина, кафе, лично­го такси, собственной мастерской, создать малое предприятие. Однако возросла и степень риска: если товары или предлагае­мые услуги окажутся неконкурентоспособными, то собственное дело потерпит неудачу. Законы Российской Федерации устанав­ливают, что инициативная самостоятельная деятельность граж­дан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляется ими на свой риск и под имущественную ответ­ственность. Каждый должен знать, к какой деятельности он спо­собен, каковы реальные возможности, которые он может исполь­зовать. Только тогда ему удастся наилучшим образом употре­бить свободу выбора форм приложения своего труда.

Движение к рынку пришлось начинать в неблагоприятных условиях. Если в предшествующие годы в экономике наблюда­лась стагнация (застой), то на рубеже 80—90-х годов началось сокращение масштабов производства. В области финансов по­явился огромный дефицит бюджета: расходы государства намно­го превысили его доходы. Покрывая расходы, государство при­бегло к выпуску бумажных денег, не обеспеченных товарами.

В результате начавшихся с 1992 г. экономических реформ Россия прошла часть пути к рыночной экономике. Ученые-эко­номисты отмечают следующие заметные изменения:

во-первых, появились многочисленные коммерческие бан­ки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, валютный рынок, арбитражные суды, т. е. элементы рыночного хозяйства, без ко­торых невозможны его нормальное функционирование, устой­чивая кредитно-финансовая система;

во-вторых, заметно вырос частный сектор экономики, ча­стное предпринимательство. До 70% валового внутреннего про­дукта производится теперь в негосударственном секторе. Мил­лионы «челноков» наполнили внутренний рынок импортными товарами широкого потребления. Появились многочисленные мелкие, а зачастую и крупные коммерсанты, частные торговцы, строители, фермеры, банкиры. В конце 90-х гг. в сфере мелко­го и среднего предпринимательства действовало более 860 тыс. предприятий, на которых было занято около 6,5 млн человек;

в-третьих, ликвидирован дефицит потребительских товаров и средств производства, заполнились прилавки магазинов, ис­чезли изнуряющие людей очереди. Предложение товаров пре­вышает спрос на них. Возникли зачатки конкуренции;

в-четвертых, восстановлена дееспособность денег. В резуль­тате введения свободных цен и облегченного порядка валютно­го обмена достигнута почти полная конвертируемость рубля, т- е. возможность свободного обмена рубля на валюту других стран. Существенно снизились темпы инфляции.

Однако эти сдвиги имели и обратную сторону, сопровож­дались негативными процессами.

Ошибки, допущенные при проведении реформ, усугубили кризис российской экономики.

Наполнение рынка товарами достигнуто не в результате подъема сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленнос- • производства товаров длительного пользования (напротив, исходило глубокое падение отечественного производства), а

за счет импорта товаров, произведенных за рубежом. Вместе с тем произошло сокращение покупательского спроса из-за сни­жения реальных доходов большей части населения.

В результате приватизации экономическая власть, по рас­четам специалистов, оказалась в руках 5—6% населения, вклю­чающего четыре группы собственников: представителей тене­вой экономики и специалистов, накопивших состояния в 1990— 1992 гг.; представителей высшего аппарата управления; пре­ступных структур, получивших возможность «отмывания денег» через скупку приватизационных чеков; «директорского корпу­са», который получил привилегии в приобретении акций.

Приватизация государственной собственности не сопровож­далась модернизацией производства. На большинстве привати­зированных предприятий рыночные стимулы не заработали. Воз­ник кризис неплатежей, когда предприятия, банки, государство оказались не в состоянии расплатиться с долгами друг другу. Частное предпринимательство было придавлено непомерными налогами, бюрократическими препонами, рэкетом, т. е. вымо­гательством имущества или денег путем угроз и насилия со сто­роны преступников. Государство не сумело воспользоваться но­выми методами регулирования экономики, которая осталась в государственной собственности.

Снижение инфляции сопровождалось массовыми невыпла­тами зарплат и пенсий, возрастанием долга России по займам международных банков.

Социальные последствия этих процессов оказались тяже­лыми: снижение жизненного уровня значительной части насе­ления, рост безработицы, усиление социального расслоения. В этих условиях обострились споры о путях экономического раз­вития страны.

Одни считали, что нужно вернуться к командной экономи­ке, государственной собственности. Другие, напротив, предлага­ли и далее вытеснять государство из экономики. Более взвешен­ной выглядела точка зрения тех ученых-экономистов, которые считали, что оздоровить экономику можно не путем отказа от реформ, а продолжая их, постепенно преобразуя имеющиеся фор* мы хозяйствования в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства в экономических и социальных процессах. В 2000—2001 гг. экономическое положение начало постепенно улучшаться.


Сделаем некоторые выводы из характеристики экономиче­ского развития Российской Федерации. Выход хозяйства рес" публики из кризиса был возможен только на пути перехода к рыночной экономике. В городе и деревне получают развитие раз­личные равноправные формы собственности. Для нормализации положения в экономике должно быть использовано регулирова- ние со стороны государства. Конкуренция на рынке будет под­талкивать производителей к повышению эффективности произ­водства, обновлению и улучшению ассортимента выпускаемой

продукции.

Экономика должна быть переориентирована на социальные цели, т. е. на производство товаров и услуг для народа. Доля производства товаров массового потребления должна возрасти как минимум с 26 до 50%. Все яснее становится: даже если по справедливости разделить все, что мы имеем, то богаче мы от этого не станем. И потому, заботясь о социальной защите не­трудоспособных, следует создать режим наибольшего благопри­ятствования для тех, кто способен работать. Для них условием к улучшению материального положения станет эффективный труд. Тот, кто хочет лучше жить, должен стремиться произве­сти больше товаров и услуг и таким путем заработать средства для повышения своего благосостояния, а это сделает богаче и все общество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.