Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От детства — к взрослости




Кого считать молодым? Что означает граждан­ское совершеннолетие? Новые социальные роли: дополнительные обязанности или возросшие возможности? Сохраняет ли образование свой престиж в глазах молодых? Есть ли будущее у платного образования? Почему сегодня труд­но устроиться на работу выпускнику вуза? Молодежная культура: быть похожим или от­личаться?

S 18 Молодежь в современном обществе

О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ

«Даже в процветающем обществе неравное положе­ние людей остается непреходящим явлением». Р. ДАРЕНДОРФ, современный немецкий социолог.

«Класс наделал своим теоретикам не меньше хло­пот, чем национальность... «класс» либо ускользает из их пальцев, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что стано­вится невозможным отличить его от ряда других-

групп».

П. СОРОКИН (1889—1968), русско-американский

социолог.

Этот параграф написан не только для вас, но и о вас. Имен- Но вы, 16 17-летние, еще сидящие за школьной партой, но уже Устремленные в иную, большую жизнь, находитесь в той заме­чательной и очень ответственной поре жизни, которую и назы-

вают молодостью или юностью. Это взгляд на вас и ваши пробле­мы с позиций людей старших поколений. Возможно, он не пол­ностью совпадает с вашим собственным представлением «о вре­мени и о себе». Однако задумайтесь над приведенными здесь фактами и суждениями: это раздвинет границы личного опыта а возможно, внесет и определенные изменения в ваши взгляды и оценки.

Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подрост­ковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечественной пси­хологии подростковым чаще всего считается возраст 11—15 лет, а ранним юношеским — 16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии к нам пришел термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчивающимися на «teen» (thirteen — nine­teen).

Молодежь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).

Но не так существенны возрастные границы, как харак­терные специфические черты молодежного сознания и поведе­ния.

Ж.-Ж. Руссо называл юность вторым рождением челове­ка, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходя­щих на этом жизненном этапе перемен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.

Одно из главных, по мнению психологов, обретений этого периода — открытие собственного «Я». Если для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для чело­века приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чув­ства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая дей­ствительность.

Человек все отчетливее и глубже осознает свою индивиду альность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преоб­ладало стремление быть такими, как другие, то в юности соб­ственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

гражданское совершеннолетие

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государст­ва гражданин России может самостоятельно осуществлять в пол- лом объеме свои права и обязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, широкий спектр прав и свобод: гражданские и социально-экономические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.), политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой ин­формации.

Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважительных при­чин (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.

Полная правоспособность предполагает не только возмож­ность использовать права, но и необходимость выполнять опре­деленный круг гражданских обязанностей. В соответствии с Кон­ституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособ­ных родителях, своевременная уплата законных налогов и сбо­ров, охрана природы, памятников истории и культуры. Обяза­тельным является получение основного общего образования. Долгом граждан России является защита Отечества. Законом предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат муж­чины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет поло­жение молодого человека и существенно расширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), раз­личными формами досуговой деятельности (участник спортив­ной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых преж- Них социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: СтУдент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политиче- ской партии, родитель, участник одной из общественных °Рганизаций и многие другие.

Однако в юности, как отмечают психологи, многие из но-

Ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать, пробовать. И старшие поколения как бы резервиру­ют за молодыми «право на ошибку», на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо-зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал». Но такая широ­та выбора социальных ролей и высокая степень свободы моло­дых утвердились в обществе сравнительно недавно.

В прошлом переходный период от детства к взрослости был существенно короче.

На протяжении многих веков опыт, накопленный старши­ми поколениями, передавался молодежи путем включения ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано.

В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Младшие в семье учились не столь­ко «говоря и слушая», сколько участвуя. Многие стороны жиз­ни были жестко регламентированы, и даже в молодые годы ос­тавалось мало простора для независимых и самостоятельных действий.

Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Подготовка к супружеству регулировалась родственника­ми. Нередко браки заключались через посредников — свах: зная «подходящих» (по материальному положению, происхождению) кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраива­ли нужный брак.

В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих начинается довольно поздно: удлинился период учебы, профессиональной подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание собственной семьи.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantilis — младенческий, детский), т. е. в стремлении к ижди­венчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пони­женной критичности по отношению к себе.

Очевидно, что такие проявления не редкость в молодеж­ной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым челове­ком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетель­ствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способ­ность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.