Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Социальная сфера. Социальная дифференциация




Термины

Основные понятия

Социальная сфера. Социальная дифференциация. Социаль­ное неравенство. Класс. Страта. Социальная мобильность.

Семья как социальный институт. Социальная политика.

«Социальный лифт». Люмпенство. Маргиналы. «Утечка

мозгов».

"1 Что такое социальная дифференциация?

2 Устранимо ли социальное неравенство?

З

В чем отличие класса (в марксистском понимании) от страты?

 

Что в социологии понимается под социальной мобиль­ностью?

 

Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?

б Какова роль семьи в современном обществе?

 

Какие тенденции в развитии социальных отношений ха­рактерны для различных групп стран?

8 В чем отличия маргиналов от люмпенов?

 

Каковы основные социальные проблемы нашего обще­ства?

ЗАДАНИЯ

 

Проанализируйте различные точки зрения на пробле­му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

 

Один немецкий исследователь проводит следующее раз­личие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образо­вания, образа жизни, этнического происхождения... Клас­сы... являются конфликтными группами, которые, объеди­няясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

 

Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учеб­нике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

 

Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­тых странах падает доля «синих воротничков» в со­ставе населения (т. е. тех, кто занимается физическим тру­дом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юрис­пруденции, медицины, образования, технические служащие и управляющие). Каковы причины и возможные социаль­ные последствия этого явления?

По данным одного исследования, российская страти­фикационная сетка сегодня выглядит так: «старые бо­гатые» (бывшая номенклатура); «новые богатые» (эконо­мическая и политическая элита, столичная бюрократия коммерческий класс); отечественный средний класс (боль- шинство инженерно-технических работников (ИТР), квали­фицированные рабочие, служащие, интеллигенция); «база» (большинство крестьян, население малых городов, менее квалифицированные рабочие); «социальные иждивенцы» (пенсионеры, рядовой состав армии). Отражает ли, на ваш взгляд, приведенная схема реальную социальную структуру общества? Есть ли такие группы на­селения, которые не нашли отражения в ней? Назовите их. Какие социальные группы, по вашему мнению, будут оп­ределять будущее развитие страны?

 

В одном из своих интервью академик Т. Заславская приводила следующие данные одного из социологиче­ских опросов. На вопрос «Как вы относитесь к тому, что у нас появляются люди, имеющие миллионы?» 19% отве­тили, что ничего не имеют против; 32% — что согласны, если деньги заработаны честно; 38% считают, что зара­ботать большие деньги честным трудом невозможно; ре­шительно против появления толстосумов высказались 6%. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют эти данные: об из­менениях в общественном сознании или, напротив, об ус­тойчивости взглядов? Какова ваша точка зрения по этому вопросу?

/

Известно, что маргинализация, переход в новое соци­альное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения использу­ются различные средства: пособия по безработице, фон­ды помощи мигрантам и беженцам, центры профессио­нальной переподготовки и т. д. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

 

Существует точка зрения, согласно которой именно тру­дящиеся классы (крестьянство, рабочие) способствуют общественному прогрессу.

Приведите исторические факты, подтверждающие или оп­ровергающие данную позицию.

 

Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римско­го общества на классы приписывается легендарному рим­скому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил


общество на пять классов, разрядов, в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выста­вить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.