Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность




Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в со­циальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильно­сти. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, распо­ложенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабри­ки на ДРУГУЮ> смена гражданства. Вертикальная же мобиль­ность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего пред­принимателя до неквалифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мо­бильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было за­нять более высокое социальное положение. Напротив, индуст­риальные, «открытые» общества характеризуются высокой со­циальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках од­ного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемеще­ниям ведут революции, войны, завоевания. Так, революцион­ные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся политическая аристо­кратия была отброшена на низшую ступень; утратила свое со­циальное положение большая часть предпринимателей и выс­ших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идео­логической жизни выдвинулись представители низших слоев на­селения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

«СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ»

Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной груп­пы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют не­сколько социальных институтов, в первую очередь армия, цер­ковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала воз­можность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во вРемя войн среди командного состава вели к заполнению вакан­сий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В Средние века множество простолюдинов таким же обра­зом становились генералами, графами, герцогами. В Новое вре­мя примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных вы­движенцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого ве­роучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое кре­стьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали сво­боду и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним «социальным лифтом» выступает школа. Обра­зование в ряде случаев открывает доступ к престижным долж­ностям и званиям. В современном западном обществе, не окон­чив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Учитывая значение школы как важного средства социаль­ной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались за­крыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных де­тях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не до­пускать в гимназию детей из низших сословий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.