КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мария Тимофеева 15 страница
Вопросы и ответы Вопрос: Я чувствую себя здесь, как рыба в воде, поскольку я уже давно хорошо знаком с работами д-ра Эллиса. Я часто говорю себе: “Да, так я и буду работать; это — то, что мне нужно”. С другой стороны, в течение последних нескольких дней на меня большое впечатление произвели и другие работы: скажем, диагностический подход Мастерсона к пограничным состояниям и нарциссизму, а также то, как он проводит психотерапию. Поэтому я думаю: “Ну, что же, я прочту все книги Мастерсона и, может быть, откажусь от когнитивизма”. Потом я слушаю Витакера или эриксонианцев... Если бы Вы сегодня были студентом, на основании чего Вы принимали бы решение о том, какому виду психотерапии отдать предпочтение? Какое решение Вы бы приняли? На каком основании Вы отказались бы от использования других подходов?
Эллис: Я отвечу так: самым лучшим (и наиболее научным) способом найти ответ на этот вопрос является экспериментирование. Большинство решений принимается в результате эксперимента. Вы берете все, что лично вам кажется самым лучшим, и используете это в работе со своими клиентами. В процессе работы Вы начинаете лучше разбираться в том, что делаете, а потом при помощи экспериментов и наблюдений решаете, что лучше всего помогает клиентам. В результате Вы или откажетесь от всех использовавшихся Вами техник и придумаете свою собственную, или выберете для себя одну из тех, с которыми работали. Но все должно пройти проверку практикой. Нет однозначного ответа на вопрос, с чем работать и что лучше всего подойдет Вам и Вашим клиентам. Поэтому я повторяю: эксперимент, эксперимент и еще раз эксперимент.
Вопрос: Д-р Эллис, Вы упомянули о том, что около 20 лет назад Вами был составлен длинный список иррациональных убеждений, мыслей и т.д. Затем Вы сказали, что к настоящему времени в нем осталось всего лишь три пункта. Мне хотелось бы знать, что именно осталось?
Эллис: Сначала я включил эти три убеждения в черновик моего доклада, но потом побоялся, что на них не хватит времени, и не стал говорить о них. Позвольте мне это сделать сейчас. 12 убеждений были перечислены в моем первом докладе по РЭТ, сделанном на конференции Американской психологической ассоциации. Затем к этому списку я добавил еще одно убеждение. Другие психотерапевты добавили свои. Но мне казалось, что все, что было добавлено к первым двенадцати, на самом деле было лишь вариациями на их темы. Продолжая разрабатывать РЭТ, я, к своему удивлению, обнаружил, что в действительности иррациональных убеждений всего три. Все остальные являются как бы их подпунктами. Вот какие три убеждения в итоге остались: “Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество”. Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Эго. “Я должен добиваться успеха, иначе я — ничтожество”. Второе иррациональное убеждение таково: “Вы — люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники — должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете — гореть вам за это в адском огне!” Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид. И, наконец, третье иррациональное убеждение: “Условия, в которых я живу — окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, — должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя!” Отсюда низкая устойчивость к фрустрации. Из этих трех основных требований (именно требований, а не предпочтений) вытекают остальные 10 или 20. Я много общаюсь с невротиками. (На сегодняшний день у меня около 300 клиентов, с которыми я работаю индивидуально, плюс 5 терапевтических групп. Кроме того, по пятницам я провожу семинары, а в дополнение к ним — демонстрации своего метода по всему миру. Поэтому у меня, может быть, клиентов больше, чем у кого бы то ни было в мире.) Каждый раз, когда ко мне приходит клиент, страдающий депрессией или неврозом навязчивости, я могу в течение нескольких минут при помощи РЭТ обнаружить у него одно, два или все три основных требования: “Я должен добиваться успеха; вы должны хорошо ко мне относиться; жизнь должна быть легкой”. После этого я демонстрирую наличие этих требований клиенту и показываю ему, как от них избавиться. Да, существует множество вариаций на основную тему, но все они в конечном итоге сводятся к тому, что я называю “ обязумием, абсолютистским мышлением и догматизмом”. Считаю, что именно они лежат в корне нарушений.
Вопрос: Д-р Эллис, Вы упомянули о применении РЭТ в образовательных целях. Не могли бы Вы рассказать, как именно используется РЭТ, например, в старших классах средней школы или как Вы видите ее возможное использование в школе?
Эллис: В течение пяти лет мы проводили эксперимент: РЭТ преподавалась ученикам младших классов, но преподавалась она не психотерапевтами, а учителями. Психотерапевты лишь направляли работу учителей, и я, к своему удивлению, обнаружил, что Пиаже был прав, а я ошибался. Дети младше восьми лет могли учиться РЭТ, им можно было объяснить, что не активизирующие события расстраивали их, а они сами себя расстраивали. Они понимали разницу между рациональными и иррациональными убеждениями. Но они не использовали РЭТ. У них низкая устойчивость к фрустрации и, как сказал бы Пиаже, у них еще не развита способность к суждению. Но мы обнаружили, что дети старше восьми лет вполне могли применять РЭТ. В результате наших экспериментов мы опубликовали книгу, даже несколько книг, по рационально-эмотивному обучению (Knaus, 1974). Томас Бингам (Bingham, 1982), работающий в Калифорнии, составил программу обучения РЭТ учеников, начиная с 4-го класса. Бингам провел много исследований (результаты некоторых из них еще не опубликованы), показывающих, что там, где учителя преподают РЭТ по его программе, у детей улучшаются самочувствие и поведение, да и родители бывают довольны. Проведено уже около десяти полномасштабных исследований результатов преподавания РЭТ в школе — начиная с младших классов и кончая колледжем. По сравнению с контрольной группой дети, которые обучаются РЭТ посредством ознакомления с печатными материалами (а не при общении с психотерапевтом), существенно продвигаются вперед. Так что есть много экспериментально полученных свидетельств того, что РЭТ может успешно использоваться в системе образования. Особенно большие надежды мы возлагаем на распространение материалов РЭТ на видео- и аудиокассетах и лазерных дисках — это позволит сделать ее более доступной широкой публике. Вопрос: Не могли бы Вы привести примеры упражнения по борьбе с чувством стыда и иррациональной песенки?
Эллис: Стыд — одна из главных составляющих эмоциональных нарушений. Многие люди чувствуют себя ничтожеством, если делают что-то неправильное или глупое при свидетелях. Вы говорите: “Мне стыдно”, — но подразумеваете: “Я себе не нравлюсь”. Упражнение по борьбе с чувством стыда делается на публике. Вы делаете что-то, что считаете стыдным, за исключением двух вещей: 1) вы не причиняете вреда окружающим (скажем, не бьете никого); 2) не делаете ничего такого, что может привести к неприятностям (например, к аресту). К примеру, можно было бы пройтись голым по городской улице, но полиции это вряд ли бы понравилось. Поэтому делать это я вам не советую. Упражнение следует повторять до тех пор, пока чувство стыда не исчезнет. Приведу примеры таких упражнений. Чудесным воскресным днем — точь в точь, как сегодня — вы выходите на прогулку, ведя на поводке банан, и время от времени предлагаете ему съесть кусочек другого банана. Или же солнечным днем вы выходите из дому в плаще и с черным зонтом над головой. Или такое, очень простое в исполнении упражнение: вы входите в какое-нибудь присутственное место или просто останавливаете прохожих на улице, спрашивая: “Я только что вышел из сумасшедшего дома — Вы не подскажете, какой сейчас месяц?” Или пример, который я приводил несколько дней назад — очень известный. Вы заходите в аптеку, когда в ней много покупателей, и громко обращаетесь к провизору (желательно, чтобы это была женщина): “Я хочу купить оптовую партию презервативов со скидкой, поскольку я использую их в таких больших количествах”. Еще можно идти по улице, во весь голос распевая одну из наших рационально-эмотивных песенок, или все, что вам угодно. Можно придумать огромное количество упражнений. Важно, чтобы вы делали что-то, что действительно считаете стыдным. Бесполезно для борьбы со стыдом делать что-то, что вам нравится или что вас нисколько не смущает. Можно в качестве упражнения использовать и реальную жизненную ситуацию. Одна женщина из психотерапевтической группы работала в очень известной юридической фирме и стеснялась прийти на работу в брюках. При этом она спокойно носила брюки у себя в саду или встречаясь с друзьями. Ее упражнение заключалось в том, чтобы в ближайший понедельник пойти на работу в брюках. Сначала она очень стыдилась своего вида, но, появившись в офисе в брюках несколько раз, перестала испытывать смущение. После этого она стала часто надевать брюки на работу — ведь ей давно этого хотелось. Итак, для упражнения можно выбрать что-то вполне практическое, что вам давно хотелось сделать, но чего вы не делали, потому что вам было стыдно. Вы сказали, что хотели бы услышать одну из моих веселых рациональных песенок. Ну, что ж, сейчас спою. Эти песенки придуманы для того, чтобы показать людям, насколько нелепы их иррациональные убеждения. Слышу, что кто-то просит спеть “капризную песенку”. Ладно, спою — это одна из самых известных и любимых публикой наших песен. Мелодию мы взяли из студенческой песни Йельского Университета. Музыка была написана выпускником Гарварда в 1896 году. Вот какие слова положили мы на нее:
Мои желанья исполняй, Ай, ай, ай! Мне обид не причиняй, Ай, ай, ай! Если что-то вдруг не так — Это просто полный крах! Я тогда рассыплюсь в прах, Ах, ах, ах!
Все, кто хочет получить наш песенник, посылайте заявки по адресу: Institute for Rational-Emotive Therapy, 45 East 65thStreet, N.Y. N.Y., и мы с удовольствием пришлем вам не только песенник, но и наш последний каталог материалов по РЭТ.
М. Гулдинг: Можно сделать комментарий? Эти песенки великолепны. Они заставили меня полюбить Вас, д-р Эллис. Когда я училась во втором классе, учительница пения сказала мне, чтобы я, когда все поют, просто беззвучно шевелила губами, потому что я так фальшивила, что всех сбивала. До этого я ни о чем таком не подозревала, и эта новость привела меня в ужас. Я снова начала петь, когда мой маленький сын, придя из детского сада, сказал: “Мама, ты знаешь все песни, но неправильно их поешь. Давай, я научу тебя”. Затем я услышала Ваше пение, растиражированное на тысячах кассет. Вы, ясное дело, не оперный певец. Вы просто поете и не стыдитесь этого. И я подумала: “Вот это да! Вот это человек!”
Вопрос: Д-р Эллис, я считаю, что низкая самооценка играет очень важную роль в формировании нарушений. Не могли бы вы еще раз сказать, какова ваша концепция самооценки?
Эллис: Да, наша концепция отличается от концепции Натаниеля Брандена и большинства других людей, которые неверно, по нашему мнению, утверждают, что человек, высоко оценивающий себя, относится к себе с уважением и является психически здоровым, а человек, ненавидящий себя, болен. Последнее действительно верно, но мы считаем, что и в высокой самооценке нет ничего хорошего. Мы согласны с Карлом Роджерсом, который, считает важным “безусловно положительное отношение”. Сторонникам РЭТ вообще не нравится слово “оценка”, поскольку мы считаем, что люди не могут оценивать самих себя. Оценивать любое качество, любое поведение, любое действие можно только в свете ваших целей. Если вы хотите без опасности для своей жизни перейти дорогу, вам следует посмотреть налево и направо и убедиться, что машины не находятся от вас в опасной близости. Если вы хотите, чтобы вас задавила машина, то правильнее будет вообще не смотреть по сторонам. Какая бы цель перед вами ни стояла, если вы планомерно движетесь к ней и в конечном итоге достигаете ее, значит, вы вели себя правильно; если же вы действуете во вред себе, своим целям и интересам и, как сказал Альфред Адлер, противоречите интересам своей социальной группы (что, в конце концов, прямым или косвенным образом отразится и на вас) значит, вы ведете себя неправильно. Но нельзя сказать, что я хороший человек потому, что я правильно себя веду. А именно это на самом деле и говорит Натаниель Бранден: “Я компетентен, я знаю, что делаю, я веду себя правильно, значит, я в порядке”. Потому что тогда, если вы окажетесь некомпетентным (а это непременно когда-нибудь произойдет — ведь нет людей непогрешимых), когда вы что-то сделаете плохо или совершите неэтичный поступок, вы снова превратитесь в ничтожество. Своим клиентам я в качестве иллюстрации привожу историю жизни Томаса Игена, который в 28-летнем возрасте написал роман “Мистер Робертс”. Его книга очень хорошо продавалась. По ней поставили фильм, в котором играл Генри Фонда. Автор получил гонорар, исчислявшийся миллионами, и покончил с собой. То же самое сделал другой автор романов — Росс Рокридж. Малькольм Лаури довел себя до смерти чрезмерным потреблением алкоголя. Все эти люди боялись, что не смогут повторить свой успех. Поэтому, даже когда вы говорите себе: “...значит, я в порядке”, — вы подразумеваете, что должны продолжать добиваться успеха. Как заметил Эрик Берн, говоря, что вы в порядке, вы предполагаете, что не в порядке другие. Вы не сможете по-настоящему принять себя до тех пор, пока не займете позицию “Я в порядке; ты в порядке”, которая радикально отличается от предыдущей. В РЭТ мы говорим: “Все люди в порядке просто потому, что они живут на свете и потому, что они — люди”. Но с философской точки зрения это всего лишь допущение, которое очень трудно доказать. Однако на практике оно работает. И все же мы считаем, что еще лучше такое философское решение: никто ни “в порядке”, ни “не в порядке”. Люди могут оценивать свои поступки и дела ради собственного удовольствия — не ради оправдания, а именно ради удовольствия. А себя, свою сущность лучше не оценивать вообще. Пусть человек оценивает только свои поступки и дела — это мы называем принятием себя. Это почти то же самое, что “Я в порядке; ты в порядке” Эрика Берна, и безусловно положительное отношение Карла Роджерса. Но мы считаем, что безусловному принятию следует учить, поскольку людям очень трудно отказаться от оценивания себя. Я уверен, что люди весьма склонны перескакивать от утверждения: “Я хорошо поступил” — к утверждению: “Я хороший человек” — или же говорить себе: “Я плохо поступил, следовательно, я плохой человек”. Поэтому-то их полезно учить стараться не оценивать себя вообще, давая оценку только тому, что они делают. Человек может с полным правом оценить свое умение жить и сказать себе: “Я умею жить, потому что я живу и радуюсь жизни; а если бы я совсем не мог быть счастливым (а это случается очень-очень редко), тогда жизнь не была бы хороша. Но я — это не только мои качества; я — это я, это цельная личность со всеми ее свойствами, поступками и делами, и все они могут меняться. Поэтому мне лучше оценивать только свои поступки, а не себя в целом. Принятие себя означает, что я живу, что я хочу продолжать жить и что я получаю удовольствие от того, что живу. Теперь посмотрим, как у меня это получится”. В РЭТ “Я” или личность вообще не оцениваются — оценка дается только поведению человека.
Вопрос: Я хотел бы обратиться к Мэри Гулдинг. В своей работе я использовал как РЭТ, так и трансактный анализ (ТА), и обнаружил, что они во многом схожи между собой. Не могли бы Вы рассказать о различиях между ними или о различиях в их применении?
М. Гулдинг: Я считаю, что основные предпосылки этих двух подходов схожи. Я не училась у Эллиса, поэтому не знаю всех техник, которыми он пользуется. Мне кажется, что вы постоянно расширяете спектр применяемых Вами методов, но не углубляетесь в прошлое для того, чтобы помочь людям найти истоки иррациональных убеждений и отказаться от них. Мы же для этого пользуемся воображаемыми путешествиями назад во времени.
Эллис: Я читал книгу Мэри и Боба Гулдингов и могу только сказать, что, как мне кажется, они применяют ТА и другие техники в весьма похожей на РЭТ манере. Но то, что они делают — это не ТА в чистом виде, поскольку ТА много внимания уделяет существующим в вас ребенку, родителю и взрослому и предполагает (хотя и не говорит об этом открыто), что вы получаете от родителей предписания, в соответствии с которыми и строите свою жизнь. Мы тоже говорим, что некоторые стандарты вам задают родители, но вы искажаете их содержание при помощи требований, которые создаете сами. За эти требования несете ответственность только вы. Вы не только, начиная с самого детства, говорите себе, как лучше себя вести, чтобы доставить удовольствие родителям и всем окружающим, вы еще и говорите себе, что должны это делать. Поэтому РЭТ считает, в большей степени, чем допускал это Эрик Берн, что у людей есть внутренняя тенденция мыслить по-детски и создавать свои собственные вредные предписания. Но то, что делают Гулдинги, очень напоминает РЭТ.
М. Гулдинг: Мы с Эриком и расстались-то из-за того, что он говорил, что родители вживляют вам электроды и, если родители сказали, что в 22 года вам может понадобиться психотерапевт, вы придете к психотерапевту именно в этом возрасте. Мы считаем, что люди принимают свои собственные решения на основании того, что происходило с ними в детстве.
Вопрос: Не считаете ли Вы, д-р Эллис, что концепция принятия себя очень похожа на теологическую точку зрения? Говоря о теологической точке зрения, я имею в виду концепцию поклонения — каждый человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому каждому следует поклоняться, таким образом выражая свою солидарность со всеми людьми.
Эллис: Хорошо, что вы упомянули поклонение. Этим понятием я обычно не пользуюсь, но я часто говорю о милости, и я не одинок в этом — скажем, то же самое делает Джон Пауэлл (Powell, 1976). Он священник-иезуит. Его книга — это РЭТ чистейшей воды, и он сам согласен с этим. Есть и другие священники и раввины — имеющие и не имеющие отношения к психотерапии, — которые принимают РЭТ. Отец Пауэлл говорит, так же, как и я говорю в течение многих лет, что концепция принятия себя равнозначна концепции милости. В христианской религии, да и в некоторых других, считается, что вам дарована милость Божия независимо от того, что вы делаете. Не забывайте, что в Библии сказано: “Принимай грешника, но не его грех”, — это то же самое, что говорим мы. Милость означает, что, если вы принимаете христианское учение, если вы принимаете Иисуса, в ответ вы получаете то, что Вы сейчас назвали поклонением, вы всегда сможете принять самого себя, даже когда делаете что-то не так. В РЭТ мы считаем, что это возможно и без христианской религии. Это возможно просто потому, что это возможно. В рамках религии на вас снисходит милость потому, что вы верите в Бога. Однако и нехристианин может быть милостивым по отношению к самому себе. В целом концепция одна и та же — вы делаете выбор в пользу милостивого отношения. Вы говорите себе: “Я живу, и поэтому принимаю себя”, — такова наша концепция, и она пересекается с концепциями некоторых других групп.
Вопрос: Мне довелось наблюдать за использованием РЭТ как в больницах, так и на групповых занятиях, и я заметил, что для одних людей гораздо легче понять РЭТ и принять на себя ответственность за происходящее, чем для других. Проводились ли какие-либо исследования корреляции между локусом контроля и способностью людей понимать и использовать РЭТ?
Эллис: Да, таких исследований проведено сотни, и они чаще всего подтверждают положения РЭТ. Некоторые представители направления, опирающегося в своей работе на локус контроля (родоначальником этого движения в психотерапии стал Джулиан Роттер), проводят терапию, которую можно было бы назвать “терапией локуса контроля”. В исследованиях депрессии и тревожности было обнаружено, что у человека, принявшего на себя ответственность за возникновение нарушения (то есть переместившего локус контроля извне вовнутрь), шансы измениться сразу же возрастают. Потому что, если локус контроля находится во внешнем мире — значит, надо менять мир. Если же локус контроля внутри вас — значит, меняться надо самому, а это всегда возможно, до определенной степени. Я все время говорю об этом людям. Вы можете перестать верить чему угодно, потому что вера-то ваша собственная и находится внутри вас. И еще потому, что вы знаете: ваши убеждения порождают ваши чувства. РЭТ, так же, как и когнитивная терапия Бека и другие виды когнитивно-бихевиоральной терапии, занимается по существу тем, что говорит людям: вы можете контролировать больше, чем вы думаете; вы становитесь беспомощными только потому, что вам кажется, что вы не можете контролировать обстоятельства, — но это не так. Для того, чтобы добиться успеха в использовании РЭТ, человеку сначала надо изменить свой локус контроля. После этого РЭТ начнет приносить свои плоды.
Вопрос: Д-р Эллис, Вы упомянули идеи Пиаже о развитии психических функций в детском возрасте. Мне хотелось бы, чтобы Вы развили тему детской психотерапии. В течение последних 10—15 лет такие ученые, как Кендалл и Холлон (Kendall & Hollon, 1979), а также Мейхенбаум (Meichenbaum, 1977) проводили эксперименты, пытаясь научить детей и подростков думать прежде, чем действовать. Мне кажется, РЭТ считает важным здравое мышление. Как, по-Вашему, можно научить “трудного”, импульсивного, асоциально настроенного ребенка или подростка думать прежде, чем действовать?
Эллис: Во-первых, должен сказать, что у нас на эту тему вышло три книги: в первых двух из них редакторами были я и Майкл Бернард (Ellis & Bernard, 1983, 1985), а третья была написана Майклом Бернардом и Мэри Джойс (Bernard & Joyce, 1984). В этих книгах показано, как применяется детский вариант РЭТ. В книге, вышедшей в 1985 году, приведено множество примеров использования РЭТ разными психотерапевтами при работе с детьми. Бернард и Джойс также работали с детьми и подростками. Описанные техники пересекаются с тем, что делают Мейхенбаум, Кендалл и Холлон. Они излагают концепции РЭТ простым языком и драматизируют их. Они показывают, как можно представлять РЭТ в виде коротких историй и пьес. И еще мы учим детей, так же, как и Том Бингам на своих занятиях, рациональным утверждениям. Бингам на каждом уроке уделяет внимание одному такому утверждению. Самое первое из них таково: “Ошибка — это нормально, но попытайся ее исправить”. Мы бы немного изменили это утверждение. Потому что на самом деле ошибка — это ненормально. Мы сказали бы так: “Ошибка — это плохо, но не смертельно; попытайся ее исправить”. Вместо того, чтобы восьми- — девятилетних детей учить научному методу мышления, мы обучаем их тому, что Мейхенбаум называет “самоинструкциями”, Ричард Лазарус — “помогающими утверждениями”, а мы — “рациональными убеждениями” или “рациональными утверждениями”. Мы делаем это постоянно. Кроме этого, мы используем бихевиоральные и эмотивные упражнения и стараемся помочь детям усвоить рациональную философию жизни применительно к тому, что значимо в детстве.
Вопрос: Бек проводит различие между автоматическими мыслями и когнитивными схемами, предположительно лежащими в основе автоматических мыслей. Адлер различает личную логику и стиль жизни — это напоминает мне выделяемые Вами основные философские требования. Мой вопрос таков: считаете ли Вы их бессознательными (или, как сказали бы адлерианцы, неосознаваемыми) и как Вы с ними боретесь?
Эллис: Это очень хороший вопрос. Кстати, его я тоже осветил в черновике своего выступления. Мы считаем, что внутренняя философия человека большую часть времени находится вне сознания. Лишь некоторым особо одаренным людям удается ее “раскопать”. Они знают о наличии у себя, например, такого принципа: “Да, быть отвергнутым ужасно. Вы не должны отвергнуть меня, меня все и всегда должны принимать”. Большинство же людей просто решит, что это ужасно и что они не могут этого вынести, потому что, как сказал бы Фрейд, в предсознании у них (а не в подсознании, не там, где хранится вытесненное) есть эта философия. Итак, мы считаем, что чаще всего люди не осознают своих автоматических мыслей и бессознательных процессов, вызывающих нарушения. А они ведь находятся у самого порога сознания: требуются считанные минуты, чтобы добраться до внутренних требований. Человек, которому эти требования продемонстрированы, почти всегда сразу же соглашается с тем, что это правда, они у него есть. Обычно мы их показываем клиенту сразу и непосредственно вслед за этим переходим к оспариванию. Большинство базовых философий, ведущих к нарушениям, являются полусознательными, а не глубоко вытесненными. РЭТ специализируется в их быстром обнаружении, исследовании и оспаривании — а также в оспаривании неверных восприятий и нереалистичных выводов, которые обычно делаются на основании явных или неявных догматических требований. Альберт Эллис Пересмотр основ рационально- эмотивной терапии (РЭТ) Автор излагает принципы рационально-эмотивной терапии с учетом современных изменений и дополнений. Альберт Эллис показывает, как убеждения и активизирующие события участвуют в формировании эмоциональных и поведенческих реакций (последствий) и как эти три элемента, переплетаясь, влияют друг на друга. Каждый из этих элементов имеет когнитивную, эмоциональную и бихевиоральную стороны. В своем докладе Эллис также коснется практического применения своей концепции в психотерапии.
Формулируя основы рационально-эмотивной и когнитивно-бихевиоральной терапии (РЭТ и КБТ), я полностью отдавал себе отчет в том, сколь сложны познавательные процессы, эмоции и поведение, и в том, что они всегда переплетаются друг с другом и взаимодействуют между собой. Поэтому в своей первой работе по РЭТ, представленной на суд Американской психологической конференции в Чикаго в августе 1956 г., я писал: “Мышление... является, причем с необходимостью является, сенсорным, моторным и эмоциональным поведением... Эмоции так же, как мышление и сенсомоторные процессы, можно определить как чрезвычайно сложное состояние человеческих реакций, внутренне взаимосвязанное со всеми остальными перцептивными и реактивными процессами. Они не одно и то же, а скорее — комбинация и целостная интеграция нескольких, на первый взгляд, очень разных, а на самом деле находящихся в близком родстве феноменов” (Ellis, 1958, p. 35). Во время первой презентации РЭТ я также цитировал работу 1953 года, подготовленную мною к конференции в Университете Миннесоты по научным основам и концепциям психологии и психоанализа (Ellis, 1956). Модифицируя некоторые идеи этой работы, я говорил: “Большую часть того, что мы называем эмоциями, можно другими словами назвать просто-напросто мышлением — предубежденным и сильно кренящимся в сторону оценочности мышлением... мышление и эмоции настолько сильно взаимосвязаны, что обычно идут рука об руку, являясь взаимоопределяющими, и иногда (хотя и не во всех случаях) становятся, по существу, одним и тем же — мысль превращается в эмоцию, а эмоция — в мысль” (Ellis, 1958, p. 36). Как видно из этих цитат, рационально-эмотивной терапии присущ комплексный, интерактивный и холистичекий взгляд на основы человеческой личности и ее нарушений. Коротко говоря, РЭТ, следуя некоторым древним философам, в частности, Эпиктету и Марку Аврелию, а также теории “стимул — организм — реакция” (S-O-R) Роберта Вудворта, полагает: что Активизирующие События (А — Activating Events), происходящие в жизни человека, вносят свой вклад в формирование эмоциональных и поведенческих нарушений, или Следствий (С — Consequences), в основном через наши Убеждения (В — Beliefs) относительно этих событий. Формулируя эту теорию в 1955 году, я не знал о том, что Джордж Келли (Kelly, 1955) несколько ранее уже создал похожую теорию личностных конструктов. Вслед за публикациями наших работ и под влиянием моих активно-директивных методов когнитивно-эмотивно-бихевиоральной терапии, которые я использовал для изменения Системы Убеждений (В) клиентов и последующего излечения невротических Следствий (С), многие психотерапевты занялись разработкой когнитивно-бихевиоральных систем в свете рационально-эмотивной теории эмоциональных нарушений. Среди этих ученых были Бек (Beck, 1967), Глассер (Glasser, 1965), Голдфрид и Дэвисон (Goldfried & Davison, 1976), Лазарус (Lazarus, 1971), Махони (Mahoney, 1977), Молтсби (Maultsby, 1984), Мейхенбаум (Meichenbaum, 1977), Рэйми (Raimy, 1975), Селигман (Seligman, 1991), Весслер и Ханкин-Весслер (Wessler & Hankin-Wessler, 1986).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |