Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ода золотых игл




(Комментарии господина Яна)

 

Что касается учения об укалывании, то способы достижения успеха в этом искусстве являются самыми чудесными, и для того, чтобы в них разобраться, следует понять суть методов бу и се, и лишь после этого можно вступать на опасный путь врача. Сначала нужно уяснить суть деления болезней на верхние и нижние, затем нужно научиться определять высоту расположения точек. Если болезнь располагается в области головы, то лечить ее следует в области ног. Если болезнь располагается в левой половине тела, то лечить ее следует в правой половине. У мужчин в ранние часы ци находится в верхней половине тела, а в поздние часы оно находится в нижней половине. Для того чтобы пользоваться этим принципом, следует понять его законы. У женщин в ранние часы ци находится в нижней половине тела, а в поздние часы оно находится в верхней половине. Для того чтобы использовать эти сведения, нужно знать время расположения ци в организме. Ранние часы - это те, которые до часа у. Они относятся к субстанции ян. Поздние часы - это те, которые после часа у. Они относятся к субстанции инь. Границей раздела между верхней и нижней половинами у мужчин и женщин является поясница. Три канала ян на руках и на ногах с рук направляются в голову, а с головы опускаются на ноги; три канала инь на руках и на ногах из области ног поднимаются в область брюшной полости и из района грудной клетки идут на руки. Субстанция инь поднимается, а субстанция ян опускается, таковым является механизм входа и выхода. Если двигаться против направления движения, тогда это называется се (разбавление), так же называется идти навстречу. А если следовать направлению движения, тогда это называется бу (восполнение), называется двигаться следом. Весной и летом колоть нужно мелко, в расчете на худобу. Осенью и зимой колоть нужно глубоко, в расчете на упитанность. Кроме того, нужно следить за толщиной первичного (изначального юань) ци, и в соответствии с наблюдениями колоть глубоко или мелко.

В каноне говорится: Жун-ци движется по сосудам и совершается 50 циклов движения в организме без деления на день и ночь. А ранним утром жун-ци соединяется с вэй-ци в меридиане тай инь на руке. Вэй-ци движется за пределами сосудов. В течение дня она совершает 25 оборотов субстанции ян, а в течение ночи она совершает 25 оборотов субстанции инь. Рано утром она соединяется с жун-ци в меридиане Сверх инь на руке. Таковым является движение вэй-ци, однако когда говорится о делении на ночь и день, ничего не сообщается о делении на верх и низ. И является ли всегда одинаковым у мужчин и женщин деление на органы цзан и органы фу, на цзин и ло, кровь и ци, приход и уход. На основании чего производится деление на ранние и поздние часы. В данной оде даются все сведения относительно выше заданных вопросов, которые получат свои ответы, если читатель прочитает эту оду.

В первую очередь следует разобраться с методами бу и се, сокровенная суть которых состоит в чередовании вдоха и выдоха и в очередности пальцев на руках. У мужчин применение метода бу заключается в том, что большой палец движется вперед, а закручивание (иглы), следовательно, производится влево, и при этом делается выдох. Применение метода се заключается в том, что большой палец отступает и движется назад, а закручивание иглы производится вправо, и при этом делается вдох. Когда игла вытаскивается, то это соответствует синдрому жара, если же игла проталкивается вовнутрь, то это соответствует синдрому холода.

У женщин применение метода бу заключается в том, что большой палец, отступая, движется назад, а игла при этом закручивается вправо, одновременно делается вдох. А применение метода се заключается в том, что большой палец продвигается вперед, а игла закручивается влево, при этом делается выдох. Когда игла проталкивается вперед, то это соответствует синдрому жара, а когда игла вытаскивается, то это соответствует синдрому холода.

Имеются различия для левой и правой половины, спина и грудь не похожи друг на друга, и если до часа у метод применяется таким образом, то после него он уже употребляется наоборот. Таким образом, использование ногтя для надрезания представляет собой метод введения иглы, а покачивание при отступлении представляет собой метод выведения иглы. Двигать и продвигать вперед - это метод стимулирующего укалывания. Подчинение и управление - это метод движения ци. Брать щепотью и изгонять болезнь, а упруго надавливать - это значит применять метод бу к синдрому пустоты. Живот и брюшная полость закручиваются по спирали, и после укалывания точку нужно потереть, чтобы она закрылась. Погружение от тяжести при весе доу с лишним (здесь подразумевается какой-то способ владения иглой (прим. перев.)) называется надавливанием, а плавание по поверхности при легкости с весом доу с лишним называется отталкиванием. Четырнадцать способов представляют собой основы иглоукалывания. Метод бу представляет собой одно отступление назад и три полета, в этом случае ци само возвращается к истинному состоянию. Метод се представляет собой один полет и три отступления назад, в результате чего ложное ци само отступает. Метод бу заключается в восполнении недостаточности, а метод се заключается в разбавлении избытка. Если обладанию избытком соответствует опухоль и ощущение боли, тогда это называется синдромом полноты. А недостаточности соответствует истощение и нечувствительность к боли, тогда это называется синдромом пустоты. Если ци быстрое, тогда наблюдается быстрый эффект, а если ци медленное, тогда и эффект наступает медленно. Рождению соответствует заполнение, а смерти соответствует опустошение, и если ожидать этого, а оно не наступает, то обязательно наступает смерть.

Относительно подробностей применения методов, изложенных выше, следует смотреть Главу четвертую. Перед тем, как вводить иглу, необходимо сильно надавливать ногтем на место укалывания и сделать надрез, а затем нужно издать звук, похожий на кашель, и, следуя этому звуку, ввести иглу. Во всех случаях, когда применяешь метод бу, то выдыхаешь ци, и когда начинаешь колоть, то иглой достигаешь внутренней части кожи, которая соответствует небесной драгоценности. Делается небольшая остановка и движение иглы вперед продолжается, игла достигает раздела плоти, который называется человеческой драгоценностью. Опять делается остановка, и игла движется дальше вперед и достигает раздела сухожилий и костей, который называется земной драгоценностью. Таким является крайний предел движения иглы, когда речь идет о применении метода бу. После продолжительной остановки иглы нужно отступить иглой таким образом, чтобы достичь раздела человека, где следует подождать пока ци станет глубоким и напряженным (сильным). Потом игла поворачивается по направлению к болезни и наступает и отступает, движется вперед и назад, летает по меридиану и движет ци, и заканчивается тем, что попадает в центр.

Когда применяется метод се, то делается вдох ци. Сначала игла достигает небесного раздела, делается небольшая остановка, после которой игла опять начинает продвигаться вперед и без остановок доходит до раздела земли. Игла получает ци и разбавляет его (се), после чего делается довольно долгая остановка. Затем начинается отступление иглы, которая возвращаясь достигает зоны человека. Опять ждут пока ци станет глубоким и сильным. Поворачивают иглу по направлению движения болезни, таким образом, метод является аналогичным тому, который описан выше. Если больной в результате укалывания начинает терять сознание, это значит, что дух шэнь и ци являются пустыми. Следует применить метод бу. Тогда ци попадет ему в рот и в нос. Их нужно для этого смочить горячей водой. Потом следует остановиться на короткое время, а потом можно опять применять вышеописанные методы.

Если в результате укалывания точек канала печени больной начинает терять сознание, следует по методу бу воздействовать на точку согласия (хэ) канала печени, и как только введешь иглу в точку больной тут же придет в себя. В остальных случаях нужно действовать аналогично. Если, например, резко вводишь иглу и больной начинает терять сознание, нужно тогда по методу бу колоть точку жэнь-чжун. Так как, в большинстве случаев обморочное состояние рождается в сердце, а если в сердце нет страха, то откуда взяться обморочному состоянию? Например известно, что Гуань-нуну скоблили кости, чтобы вылечить его от яда, а он даже не изменился в лице.

Теперь мы рассмотрим методы приведения в гармонию ци, которые заключаются в том, что после достижения иглой зоны земли она опять возвращается в зону человека, таким образом, чтобы ци стало двигаться по направлению вверх. Затем игла закручивается вправо, чтобы ци двигалось вверх. А если хочешь, чтобы ци начало двигаться вниз, нужно поворачивать иглу влево. Если хочешь добиться эффекта бу, тогда сначала следует выдохнуть, а потом вдохнуть. Если же хочешь получить эффект се, то сначала следует вдохнуть, а потом выдохнуть. Если ци не приходит в место укалывания, тогда нужно помассировать его пальцами и ущипнуть при помощи ногтей, при этом нужно покачивать иглу. Нужно двигать вперед, закручивать, щипать и разглаживать до тех пор, пока ци не появится в месте укалывания. По методу взлетевших вверх тигра и дракона, если поглаживать (массировать) по направлению вперед, то побудишь ци двигаться назад, а если поглаживать назад, то побудишь ци двигаться вперед. Если перемещать ци к месту ощущения боли, то нужно применять метод принятия ци. Нужно взять иглу и вводить ее прямо, потом принимать ее по направлению вниз, тогда ци не будет возвращаться. Если в суставах возникает препятствие движению, то это значит, что ци не проходит, тогда нужно пройти по меридианам и соединить ци посредством дракона, тигра, черепахи и феникса. Этот метод называется методом большого периода. При его применении необходимо побуждать и перемещать ци посредством массирования и делания надреза ногтем, тогда все можно будет привести в гармонию. В этом состоит великая тайна достижения высочайшей мудрости. Метод дракона, тигра, феникса и черепахи комментируется в 4 главе подробно.

Теперь опишем способы вытаскивания иглы. Когда состояние болезни уже отступает, тогда ци иглы приходит в упадок и ослабевает. Когда же болезнь еще не отступает, то значит ци иглы начинает укореняться, толкаешь его, а оно не движется, вращаешь его, а оно не поворачивается. Это значит, что ложное се ци пристало к игле и будет извлечено вместе с ней. А если при достижении ци было достигнуто истинное ци, тогда нельзя вытаскивать иглу. Так как если вытащить иглу в такой ситуации, тогда болезнь возобновится, и в этом случае придется применять методы бу и се, а потом останавливаться и ждать, пока не ослабнет и не придет в упадок истинное ци. Только тогда можно будет вытаскивать иглу по методу «доу с лишним». При вытаскивании иглы придется раскачивать иглу и останавливаться. Если применять метод бу, тогда болезнь уходит на вдохе, после чего нужно срочно помассировать точку. Если применять метод се, тогда болезнь уходит на выдохе, и точка при этом не закрывается. Если хочешь достичь концентрации, тогда впоследствии следует вдохнуть ци. Поэтому говорится: Когда вводишь иглу, ценится медлительность, ибо если будешь слишком тороплив, нанесешь ущерб крови. Когда вытаскиваешь иглу, ценится плавность, ибо если будешь делать это слишком резко, тогда нанесешь урон ци. Такова общая суть всего вышесказанного.

В каноне «Малое учение медицинского канона» (Ицзин сяосюэ) говорится: Если вытаскиваешь иглу, то не делай этого резко. Это необходимо делать на три или четыре счета, при этом необходимо вращать иглу, и тогда при извлечении на ней не будет крови. Если вытаскиваешь иглу слишком резко, тогда на ней видна кровь. В трактате «Су-вэнь» в главе «Наследие по применению метода бу» говорится по этому поводу: Если вытаскиваешь иглу в тот момент, когда прибывает подвижный ци, то делаешь это слишком быстро и резко. Если делать не в соответствии с описанными правилами, тогда загустевает кровь в системе цзин-ло. Если только хочешь достичь сильного воздействия се, тогда можно резко вытаскивать иглу. Если хочешь познать обычные методы применения бу и се, тогда можно действовать, положившись на вышесказанное. В этом случае невозможно не отличить истинное от ложного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.