КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как научиться писать школьное эссе по обществознанию на «отлично»? 1 страница
1. Общество 1.1. Общество как динамичная система
1. Понятие «динамичная система» относится: 1) только к обществу; 3) и к природе, и к обществу; 2) только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.
2. Закончите определение «Общество – это…»: 1) определенный этап исторического развития человечества; 2) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности; 3) человечество в целом; 4) правильны все определения.
3. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей»: 1) культура; 3) общество; 2) биосфера; 4) цивилизация.
4. Понятие «общество» не включает в себя положение: 1) часть материального мира; 2) система; 3) формы объединения людей; 4) природная среда.
5. К основным признакам общества как системы относятся: 1) природные условия; 2) отсутствие изменений; 3) общественные отношения; 4) этап исторического развития.
6. К числу основных подсистем общества относится: 1) армия; 3) политика; 2) нация; 4) школа.
7. К элементам общества относятся: 1) природные почвы; 2) климат; 3) производительные силы; 4) окружающая среда.
8. К общественным отношениям относятся связи между: 1) климатическими условиями и сельским хозяйством; 2) человеком и техникой; 3) природой и обществом; 4) различными социальными группами.
9. Что характеризует общество как динамичную систему: 1) стабильность элементов; 2) неизменность социальных групп; 3) обособленность от природы; 4) обновление социальных форм.
10. Что характеризует общество как динамичную систему: 1) наличие общественных отношений; 2) связи между подсистемами общества; 3) саморазвитие; 4) способы взаимодействия людей.
1.2. Общество и природа 1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества: 1) общество – часть природы; 2) природа – часть общества; 3) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир; 4) общество потеряло связь с природой.
2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи: 1) общества и природы; 2) техники и технологии; 3) цивилизации и культуры; 4) отношений собственности и социальной структуры.
3. Общей чертой общества и природы является: 1) действие в роли творца культуры; 2) наличие признаков системы; 3) сознательная деятельность; 4) возможность существовать независимо друг от друга.
4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества: 1) принятие нового Трудового кодекса; 2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян; 3) установление прожиточного минимума; 4) предоставление льгот ветеранам войны.
5. Примером взаимодействия природы и общества является: 1) глобальное потепление климата; 2) изменение демографической ситуации; 3) развитие сферы производства; 4) рост городов.
6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют: 1) научно-техническими; 3) культурными; 2) социальными; 4) экологическими.
7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что: 1) природа – часть общества; 2) природа определяет развитие общества; 3) природа оказывает влияние на общество; 4) природа не зависит от общества.
8. В процессе развития общество: 1) обособилось от природы, но тесно связано с ней; 2) обособилось от природы и не зависит от нее; 3) осталось частью природы; 4) перестало оказывать влияние на природу.
9. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества: 1) выборы президента; 2) усиление маргинализации общества; 3) принятие экологического законодательства; 4) концерт симфонической музыки.
10. Что отличает природу от общества: 1) действие стихийных сил; 2) наличие признаков системы; 3) наличие законов; 4) изменение, развитие.
1.3. Общество и культура 1. Понятие «вторая природа» характеризует: 1) общество; 3) биосферу; 2) цивилизацию; 4) культуру.
2. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого – это: 1) производство; 3) культура; 2) цивилизация; 4) реформа.
3. К материальной культуре относят: 1) здания; 2) знания; 3) символы; 4) нормы.
4. К духовной культуре относят: 1) знания; 3) транспорт; 2) предметы быта; 4) оборудование.
5. Первоначальное значение слова «культура» – это: 1) создание искусственных материалов; 2) возделывание почвы; 3) правила поведения в обществе; 4) создание художественных произведений.
6. Какое из утверждений является неверным: 1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой; 2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга; 3) культура представляет меру человеческого в человеке; 4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.
7. Культурными универсалиями называют: 1) совокупность норм поведения; 2) особенности национальной культуры; 3) совокупность знаний об обществе; 4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.
8. Какое из утверждений является верным: 1) общество – часть культуры; 2) общество и культура неразрывно связаны; 3) общество и культура существуют независимо друг от друга; 4) общество может существовать вне культуры.
9. К культурным универсалиям не относятся: 1) наличие языка; 2) институт брака и семьи; 3) религиозные ритуалы; 4) особенности национальной культуры.
10. К материальной культуре относят: 1) транспортные средства; 2) систему ценностей; 3) мировоззрение; 4) научные теории.
1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества 1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества: 1) экономической; 3) политико-правовой; 2) социальной; 4) духовной.
2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это: 1) независимо развивающиеся сферы общества; 2) взаимосвязанные сферы общества; 3) этапы общественной жизни; 4) элементы общественной жизни.
3. К социальной сфере жизни общества относят: 1) власть, государство; 2) производство материальных благ; 3) классы, нации; 4) наука, религия.
4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к: 1) экономической сфере; 2) политической сфере; 3) социальной сфере; 4) духовной сфере.
5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества: 1) экономическую; 3) политическую; 2) социальную; 4) духовную.
6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:
1) экономическую; 3) политическую; 2) социальную; 4) духовную.
7. К политической сфере общественной жизни можно отнести: 1) отношения между классами; 2) отношения в процессе материального производства; 3) отношения, возникающие по поводу государственной власти; 4) отношения морали и нравственности.
8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют: 1) экономическую сферу; 2) политическую сферу; 3) социальную сферу; 4) духовную сферу.
9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов: 1) экономической сфере; 2) политической сфере; 3) социальной сфере; 4) духовной сфере.
10. Выберите верное суждение: 1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны; 2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга; 3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику; 4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.
1.5. Важнейшие институты общества 1. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются): 1) семья; 2) право; 3) природа; 4) традиции.
2. Семья, школа, государство – это: 1) сферы общественной жизни; 2) элементы общества; 3) социальные институты; 4) общественные отношения.
3. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию: 1) создания материальных благ; 2) организации досуга; 3) социализации; 4) биологического воспроизводства.
4. Что характеризует экономическую функцию семьи: 1) ведение домашнего хозяйства; 2) опека над малолетними; 3) организация семейного отдыха; 4) воспроизводство населения.
5. Государство, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию: 1) организации досуга; 2) социализации; 3) производства материальных благ; 4) обеспечения безопасности и социального порядка.
6. Удовлетворение потребностей в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний связано в первую очередь с деятельностью: 1) политических институтов; 2) экономических институтов;
3) института семьи; 4) духовных институтов.
7. Какой из социальных институтов возник раньше других: 1) производство; 3) государство; 2) семья; 4) образование.
8. С деятельностью какого социального института связаны социальные роли: законодатель, избиратель: 1) производства; 3) государства; 2) семьи; 4) образования.
9. Устойчивая совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение общественных функций и строится на основе определенных норм, называется: 1) сферой общественной жизни; 2) этапом общественного развития; 3) социальным институтом; 4) социальным элементом.
10. Досуговая функция семьи состоит в: 1) воспитании подрастающего поколения; 2) производстве материальных благ; 3) организации летнего отдыха; 4) воспроизводстве населения.
1.6. Многообразие путей и форм общественного развития 1. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество: 1) господствующее положение церкви; 2) активное внедрение науки и техники в производство; 3) отделение церкви от государства; 4) светский характер культуры.
2. Преобладание патриархального типа семьи характерно для: 1) индустриального общества; 2) традиционного общества; 3) информационного общества; 4) индустриального и информационного общества.
3. Выберите верное суждение: 1) в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства; 2) в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи; 3) для традиционного общества характерен процесс компьютеризации промышленности; 4) в традиционном обществе преобладала светская культура.
4. Какой из признаков характеризует индустриальное общество: 1) ведущая роль сельского хозяйства; 2) преобладание промышленности; 3) отсутствие разделения труда; 4) решающее значение сферы услуг.
5. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
1) личность стала подчиняться общине; 2) происходит вытеснение религии из общественной жизни; 3) возросла роль обычаев в общественной жизни; 4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.
6. Для постиндустриального общества характерно: 1) сословное деление общества; 2) натуральный характер хозяйства; 3) преобладающее развитие сферы услуг; 4) выделение торговли как особой сферы деятельности.
7. Основой постиндустриального общества являются: 1) информация и знания; 3) знания и труд; 2) капитал и труд; 4) земля и знания.
8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: 1) упрочилось преобладание сельского хозяйства; 2) усилились основные различия; 3) наука становится производительной силой общества; 4) усиливается роль религии.
9. Для постиндустриального общества характерна ведущая роль: 1) добывающей промышленности; 2) перерабатывающей промышленности; 3) сельского хозяйства; 4) информационных технологий.
10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности характерны: 1) только для традиционного общества; 2) для традиционного и индустриального общества; 3) только для индустриального общества; 4) для индустриального, постиндустриального общества.
1.7. Проблема общественного прогресса
1. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса впервые обосновал: 1) французский просветитель Ж. Кондорсе; 2) древнегреческий поэт Гесиод; 3) древнегреческий философ Платон; 4) немецкий ученый К. Маркс.
2. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: 1) влияние природной среды; 2) противоречия, возникающие между социальными силами внутри общества; 3) стремление людей к новому, более совершенному; 4) все перечисленное выше.
3. Что является высшим критерием общественного прогресса: 1) уровень развития производительных сил; 2) уровень развития науки; 3) моральное, духовное состояние общества; 4) человек, качество его жизни.
4. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется: 1) прогрессом; 3) реформой; 2) регрессом; 4) эволюцией.
5. Направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному называется: 1) прогрессом; 3) реформой; 2) регрессом; 4) революцией.
6. Характерным признаком прогресса является: 1) локальный характер; 2) временной характер; 3) направленность от высшего к низшему; 4) направленность от низшего к высшему.
7. Изменения в одной сфере жизни общества, не затрагивающие основ существующего строя, называются: 1) реформами; 3) прогрессом; 2) революцией; 4) регрессом.
8. Изменения во всех сферах общественной жизни, приводящие к смене существующего строя, называются: 1) реформами; 3) прогрессом; 2) революцией; 4) регрессом.
9. Характерным признаком регресса является: 1) временной характер;
2) постоянный характер; 3) всеобщий характер; 4) переход от низшего к высшему.
10. Выберите верное суждение: 1) развитие общества не знает попятного движения, скачков назад; 2) понятие «прогресс» указывает направление развития общества – от низшего к высшему; 3) регресс имеет постоянный характер; 4) реформы приводят к смене существующего строя.
1.8. Целостность современного мира, его противоречия 1. Целостность современного мира проявляется: 1) во взаимосвязи государств и народов; 2) в преобладании внешней торговли над внутренней; 3) в совпадении государственных границ и территории проживания этноса; 4) в наличии противоречий между странами.
2. Процесс усиления интеграционных связей и взаимозависимости между организациями, государствами называется: 1) информатизация; 3) глобализация; 2) дезинтеграция; 4) профилизация.
3. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) – пример глобализации: 1) экономической; 3) социальной; 2) политической; 4) культурной.
4. Примером глобализации экономики служит: 1) Североатлантический блок НАТО; 2) ООН; 3) Всемирная торговая организация (ВТО); 4) Европарламент.
5. Выберите верное суждение о последствиях глобализации: 1) глобализация не оказывает влияния на развитие общества; 2) глобализация имеет исключительно позитивное влияние; 3) глобализация имеет исключительно негативное влияние на экономику, усиливая экономическое отставание отдельных регионов; 4) глобализация имеет противоречивые последствия.
6. К санкциям международного сообщества не относится: 1) ограничение торговли; 2) прекращение международной помощи; 3) предоставление кредитов; 4) дискриминация в торговле.
7. Деятельность какой междун ародной организации связана с процессом политической глобализации: 1) МВФ; 3) ООН; 2) ВТО; 4) ЮНЕСКО.
8. Целостность современного мира подрывается: 1) культурными различиями между народами; 2) конфронтацией между государствами; 3) различием темпов экономического развития; 4) социальным расслоением в обществе.
9. Выберите верное суждение о характеристике современного мира: 1) современный мир целостен и непротиворечив; 2) современный мир противоречив, поэтому не может быть целостным; 3) современный мир характеризуется целостностью и противоречивостью; 4) глобальные противоречия определяют облик современного мира.
10. Укреплению целостности современного мира способствуют: 1) конфронтации между государствами; 2) расово-этнические противоречия между народами; 3) решения глобальных проблем человечества; 4) различные уровни экономического развития государств.
1.9. Глобальные проблемы человечества 1. Комплексом общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации, называются: 1) научно-технические проблемы; 3) глобальные проблемы; 2) интегративные проблемы; 4) экономические проблемы.
2. Какие проблемы современности получили название глобальных: 1) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения; 2) проблемы экономического взаимодействия между странами; 3) проблемы ликвидации последствий стихийных бедствий; 4) проблемы этнических взаимодействий между народами.
3. Международная общественная организация, целью которой является исследование развития общества в эпоху НТР, называется: 1) Парижский клуб; 3) ООН; 2) ЮНЕСКО; 4) Римский клуб.
4. Причиной возникновения глобальных проблем является: 1) активная преобразующая деятельность людей; 2) экономическая интеграция; 3) высокий уровень политического мышления и экологического сознания; 4) процесс коэволюции человека и окружающего мира.
5. К глобальным экологическим проблемам относится:
1) загрязнение Мирового океана;
2) деятельность террористических организаций;
3) снижение рождаемости в странах Запада; 4) распространение СПИДа.
6. Глобализации способствует:
1) ограниченность природных ресурсов;
2) деятельность транснациональных корпораций;
3) существование национальных конфликтов; 4) укрепление суверенитета государств.
7. К глобальным проблемам современного общества не относится:
1) деятельность террористических организаций;
2) угроза мировой войны;
3) загрязнение окружающей среды; 4) интенсивное развитие науки.
8. К глобальным демографическим проблемам относится:
1) компьютеризация промышленности;
2) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации;
3) угроза ядерной войны; 4) неравномерность развития отдельных регионов планеты.
9. Глобальная проблема «Север» – «Юг» означает:
1) неравномерность развития регионов планеты;
2) перенаселенность южных регионов планеты;
3) сокращение разнообразия видов растений и животных; 4) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации.
10. К глобальным экологическим проблемам относится:
1) неравномерность развития регионов планеты;
2) появление озоновых дыр;
3) проблема бедности отдельных регионов; 4) распространение наркомании.
2. Человек 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
1. Верны ли суждения о родовых чертах человека? Человека от животных отличает способность:
А. Создавать социокультурную среду.
Б. Трудиться сообща.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
2. Человека от любого животного отличает способность к:
1) обмену информацией с себе подобным;
2) подражанию (усвоению форм и поведения других);
3) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда); 4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.
3. Важным отличием человека от животных является:
1) самосознание; 3) рефлексы; 2) инстинкты; 4) потребности.
4. И человеку и животному свойственна:
1) трудовая активность;
2) забота о потомстве;
3) познавательная деятельность; 4) самореализация.
5. К основным факторам антропосоциогенеза (происхождения человека) относится:
1) естественный отбор и 1) 2,3,4,5;
борьба за существование; 2) 2,3;
2) труд; 3) 2,4,5;
3) религия; 4) 1,2,4,5;
4) язык;
5) мышление; 6) обычай хоронить умерших.
2.2. Бытие человека
1. Философская категория, обозначающая существование человека во всем многообразии его проявлений – это:
1) сознание; 3) абстракция;
2) бытие; 4) движение.
2. Понятие «человек» включает:
1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;
2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни; 4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
3. Понятие «индивид» обозначает:
1) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
2) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни; 4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
4. Понятие «личность» обозначает:
1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни; 4) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.
5. Индивидуальность – это:
1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;
2) темперамент человека, его характер;
3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке; 4) совокупность человеческих потребностей и способностей.
6. Единичного представителя человеческого рода называют:
1) индивидом; 3) личностью; 2) индивидуальностью; 4) творцом.
7. По какому критерию выделяют сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков:
1) характеру; 3) типу личности; 2) темпераменту; 4) индивидуальности.
2.3. Потребности и способности человека
1. И человеку и животному свойственна способность к:
1) самореализации;
2) самопознанию;
3) самосохранению;
4) самообразованию.
2. И человеку и животному свойственны потребности в:
1) социальной активности;
2) целенаправленной деятельности;
3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания.
3. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных, к:
1) обмену информацией с себе подобными;
2) взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);
3) подражанию (усвоению форм и поведения других);
4) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).
4. Верны ли следующие суждения о потребностях?
А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным.
Б. Удовлетворение потребностей необходимо для существования и индивида, и социальной группы.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:
1) удобном жилище;
2) самопознании;
3) физической активности; 4) самосохранении.
6. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают:
1) мотивы;
2) цели;
3) потребности; 4) способности.
2.4. Деятельность человека, ее основные виды
1. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека не ограничивается приспособлением к окружающей среде, но также и преобразует ее.
Б. Деятельность человека носит исключительно приспособительный по отношению к внешней среде характер.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |