Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как научиться писать школьное эссе по обществознанию на «отлично»? 1 страница




 

1. Общество

1.1. Общество как динамичная система

 

1. Понятие «динамичная система» относится:

1) только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;

2) только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.

 

2. Закончите определение «Общество – это…»:

1) определенный этап исторического развития человечества;

2) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности;

3) человечество в целом;

4) правильны все определения.

 

3. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей»:

1) культура; 3) общество;

2) биосфера; 4) цивилизация.

 

4. Понятие «общество» не включает в себя положение:

1) часть материального мира;

2) система;

3) формы объединения людей;

4) природная среда.

 

5. К основным признакам общества как системы относятся:

1) природные условия;

2) отсутствие изменений;

3) общественные отношения;

4) этап исторического развития.

 

6. К числу основных подсистем общества относится:

1) армия; 3) политика;

2) нация; 4) школа.

 

7. К элементам общества относятся:

1) природные почвы;

2) климат;

3) производительные силы;

4) окружающая среда.

 

 

8. К общественным отношениям относятся связи между:

1) климатическими условиями и сельским хозяйством;

2) человеком и техникой;

3) природой и обществом;

4) различными социальными группами.

 

 

9. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) стабильность элементов;

2) неизменность социальных групп;

3) обособленность от природы;

4) обновление социальных форм.

 

10. Что характеризует общество как динамичную систему:

1) наличие общественных отношений;

2) связи между подсистемами общества;

3) саморазвитие;

4) способы взаимодействия людей.

 

1.2. Общество и природа

1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества:

1) общество – часть природы;

2) природа – часть общества;

3) общество и природа во взаимосвязи образуют реальный мир;

4) общество потеряло связь с природой.

 

2. Экологические проблемы служат примером взаимосвязи:

1) общества и природы;

2) техники и технологии;

3) цивилизации и культуры;

4) отношений собственности и социальной структуры.

 

3. Общей чертой общества и природы является:

1) действие в роли творца культуры;

2) наличие признаков системы;

3) сознательная деятельность;

4) возможность существовать независимо друг от друга.

 

4. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

1) принятие нового Трудового кодекса;

2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян;

3) установление прожиточного минимума;

4) предоставление льгот ветеранам войны.

 

5. Примером взаимодействия природы и общества является:

1) глобальное потепление климата;

2) изменение демографической ситуации;

3) развитие сферы производства;

4) рост городов.

 

6. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы, называют:

1) научно-техническими; 3) культурными;

2) социальными; 4) экологическими.

 

7. Взаимосвязь природы и общества проявляется в том, что:

1) природа – часть общества;

2) природа определяет развитие общества;

3) природа оказывает влияние на общество;

4) природа не зависит от общества.

 

8. В процессе развития общество:

1) обособилось от природы, но тесно связано с ней;

2) обособилось от природы и не зависит от нее;

3) осталось частью природы;

4) перестало оказывать влияние на природу.

 

 

9. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества:

1) выборы президента;

2) усиление маргинализации общества;

3) принятие экологического законодательства;

4) концерт симфонической музыки.

 

10. Что отличает природу от общества:

1) действие стихийных сил;

2) наличие признаков системы;

3) наличие законов;

4) изменение, развитие.

 

1.3. Общество и культура

1. Понятие «вторая природа» характеризует:

1) общество; 3) биосферу;

2) цивилизацию; 4) культуру.

 

2. Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого – это:

1) производство; 3) культура;

2) цивилизация; 4) реформа.

 

3. К материальной культуре относят:

1) здания;

2) знания;

3) символы;

4) нормы.

 

4. К духовной культуре относят:

1) знания; 3) транспорт;

2) предметы быта; 4) оборудование.

 

5. Первоначальное значение слова «культура» – это:

1) создание искусственных материалов;

2) возделывание почвы;

3) правила поведения в обществе;

4) создание художественных произведений.

 

6. Какое из утверждений является неверным:

1) все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой;

2) все элементы материальной и духовной культуры существуют независимо друг от друга;

3) культура представляет меру человеческого в человеке;

4) каждое поколение накапливает и сохраняет культурные традиции и ценности.

 

7. Культурными универсалиями называют:

1) совокупность норм поведения;

2) особенности национальной культуры;

3) совокупность знаний об обществе;

4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.

 

8. Какое из утверждений является верным:

1) общество – часть культуры;

2) общество и культура неразрывно связаны;

3) общество и культура существуют независимо друг от друга;

4) общество может существовать вне культуры.

 

9. К культурным универсалиям не относятся:

1) наличие языка;

2) институт брака и семьи;

3) религиозные ритуалы;

4) особенности национальной культуры.

 

10. К материальной культуре относят:

1) транспортные средства;

2) систему ценностей;

3) мировоззрение;

4) научные теории.

 

1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

1. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:

1) экономической; 3) политико-правовой;

2) социальной; 4) духовной.

 

2. Экономика, политика, социальные отношения и духовная жизнь общества – это:

1) независимо развивающиеся сферы общества;

2) взаимосвязанные сферы общества;

3) этапы общественной жизни;

4) элементы общественной жизни.

 

3. К социальной сфере жизни общества относят:

1) власть, государство;

2) производство материальных благ;

3) классы, нации;

4) наука, религия.

 

4. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

 

5. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества:

1) экономическую; 3) политическую;

2) социальную; 4) духовную.

 

6. Избирательная система, порядок принятия законов характеризуют сферу общества:

 

1) экономическую; 3) политическую;

2) социальную; 4) духовную.

 

7. К политической сфере общественной жизни можно отнести:

1) отношения между классами;

2) отношения в процессе материального производства;

3) отношения, возникающие по поводу государственной власти;

4) отношения морали и нравственности.

 

8. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:

1) экономическую сферу;

2) политическую сферу;

3) социальную сферу;

4) духовную сферу.

 

 

9. К какой сфере общественной жизни относятся научные открытия, написание романов:

1) экономической сфере;

2) политической сфере;

3) социальной сфере;

4) духовной сфере.

 

10. Выберите верное суждение:

1) все сферы общественной жизни взаимосвязаны;

2) все сферы общественной жизни развиваются независимо друг от друга;

3) политическая сфера общественной жизни не может оказывать влияния на экономику;

4) между явлениями экономической и социальной жизни не существует взаимосвязи.

 

1.5. Важнейшие институты общества

1. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):

1) семья;

2) право;

3) природа;

4) традиции.

 

2. Семья, школа, государство – это:

1) сферы общественной жизни;

2) элементы общества;

3) социальные институты;

4) общественные отношения.

 

3. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) создания материальных благ;

2) организации досуга;

3) социализации;

4) биологического воспроизводства.

 

4. Что характеризует экономическую функцию семьи:

1) ведение домашнего хозяйства;

2) опека над малолетними;

3) организация семейного отдыха;

4) воспроизводство населения.

 

5. Государство, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) организации досуга;

2) социализации;

3) производства материальных благ;

4) обеспечения безопасности и социального порядка.

 

6. Удовлетворение потребностей в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний связано в первую очередь с деятельностью:

1) политических институтов;

2) экономических институтов;

 

3) института семьи;

4) духовных институтов.

 

7. Какой из социальных институтов возник раньше других:

1) производство; 3) государство;

2) семья; 4) образование.

 

8. С деятельностью какого социального института связаны социальные роли: законодатель, избиратель:

1) производства; 3) государства;

2) семьи; 4) образования.

 

9. Устойчивая совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение общественных функций и строится на основе определенных норм, называется:

1) сферой общественной жизни;

2) этапом общественного развития;

3) социальным институтом;

4) социальным элементом.

 

10. Досуговая функция семьи состоит в:

1) воспитании подрастающего поколения;

2) производстве материальных благ;

3) организации летнего отдыха;

4) воспроизводстве населения.

 

1.6. Многообразие путей и форм общественного развития

1. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество:

1) господствующее положение церкви;

2) активное внедрение науки и техники в производство;

3) отделение церкви от государства;

4) светский характер культуры.

 

2. Преобладание патриархального типа семьи характерно для:

1) индустриального общества;

2) традиционного общества;

3) информационного общества;

4) индустриального и информационного общества.

 

3. Выберите верное суждение:

1) в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства;

2) в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи;

3) для традиционного общества характерен процесс компьютеризации промышленности;

4) в традиционном обществе преобладала светская культура.

 

 

4. Какой из признаков характеризует индустриальное общество:

1) ведущая роль сельского хозяйства;

2) преобладание промышленности;

3) отсутствие разделения труда;

4) решающее значение сферы услуг.

 

5. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

 

1) личность стала подчиняться общине;

2) происходит вытеснение религии из общественной жизни;

3) возросла роль обычаев в общественной жизни;

4) усилилось внеэкономическое принуждение к труду.

 

 

6. Для постиндустриального общества характерно: 1) сословное деление общества;

2) натуральный характер хозяйства;

3) преобладающее развитие сферы услуг;

4) выделение торговли как особой сферы деятельности.

 

 

7. Основой постиндустриального общества являются:

1) информация и знания; 3) знания и труд;

2) капитал и труд; 4) земля и знания.

 

8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу:

1) упрочилось преобладание сельского хозяйства;

2) усилились основные различия;

3) наука становится производительной силой общества;

4) усиливается роль религии.

 

 

9. Для постиндустриального общества характерна ведущая роль:

1) добывающей промышленности;

2) перерабатывающей промышленности;

3) сельского хозяйства;

4) информационных технологий.

 

10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности характерны:

1) только для традиционного общества;

2) для традиционного и индустриального общества;

3) только для индустриального общества;

4) для индустриального, постиндустриального общества.

 

1.7. Проблема общественного прогресса

 

1. Мысль о том, что общество развивается по пути регресса впервые обосновал:

1) французский просветитель Ж. Кондорсе;

2) древнегреческий поэт Гесиод;

3) древнегреческий философ Платон;

4) немецкий ученый К. Маркс.

 

2. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений:

1) влияние природной среды;

2) противоречия, возникающие между социальными силами внутри общества;

3) стремление людей к новому, более совершенному;

4) все перечисленное выше.

 

3. Что является высшим критерием общественного прогресса:

1) уровень развития производительных сил;

2) уровень развития науки;

3) моральное, духовное состояние общества;

4) человек, качество его жизни.

 

4. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется:

1) прогрессом; 3) реформой;

2) регрессом; 4) эволюцией.

 

5. Направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному называется:

1) прогрессом; 3) реформой;

2) регрессом; 4) революцией.

 

6. Характерным признаком прогресса является:

1) локальный характер;

2) временной характер;

3) направленность от высшего к низшему;

4) направленность от низшего к высшему.

 

7. Изменения в одной сфере жизни общества, не затрагивающие основ существующего строя, называются:

1) реформами; 3) прогрессом;

2) революцией; 4) регрессом.

 

8. Изменения во всех сферах общественной жизни, приводящие к смене существующего строя, называются:

1) реформами; 3) прогрессом;

2) революцией; 4) регрессом.

 

9. Характерным признаком регресса является:

1) временной характер;

 

2) постоянный характер;

3) всеобщий характер;

4) переход от низшего к высшему.

 

10. Выберите верное суждение:

1) развитие общества не знает попятного движения, скачков назад;

2) понятие «прогресс» указывает направление развития общества – от низшего к высшему;

3) регресс имеет постоянный характер;

4) реформы приводят к смене существующего строя.

 

1.8. Целостность современного мира, его противоречия

1. Целостность современного мира проявляется:

1) во взаимосвязи государств и народов;

2) в преобладании внешней торговли над внутренней;

3) в совпадении государственных границ и территории проживания этноса;

4) в наличии противоречий между странами.

 

2. Процесс усиления интеграционных связей и взаимозависимости между организациями, государствами называется:

1) информатизация; 3) глобализация;

2) дезинтеграция; 4) профилизация.

 

3. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) – пример глобализации:

1) экономической; 3) социальной;

2) политической; 4) культурной.

 

 

4. Примером глобализации экономики служит:

1) Североатлантический блок НАТО;

2) ООН;

3) Всемирная торговая организация (ВТО);

4) Европарламент.

 

5. Выберите верное суждение о последствиях глобализации:

1) глобализация не оказывает влияния на развитие общества;

2) глобализация имеет исключительно позитивное влияние;

3) глобализация имеет исключительно негативное влияние на экономику, усиливая экономическое отставание отдельных регионов;

4) глобализация имеет противоречивые последствия.

 

6. К санкциям международного сообщества не относится:

1) ограничение торговли;

2) прекращение международной помощи;

3) предоставление кредитов;

4) дискриминация в торговле.

 

7. Деятельность какой междун ародной организации связана с процессом политической глобализации:

1) МВФ; 3) ООН;

2) ВТО; 4) ЮНЕСКО.

 

8. Целостность современного мира подрывается:

1) культурными различиями между народами;

2) конфронтацией между государствами;

3) различием темпов экономического развития;

4) социальным расслоением в обществе.

 

9. Выберите верное суждение о характеристике современного мира:

1) современный мир целостен и непротиворечив;

2) современный мир противоречив, поэтому не может быть целостным;

3) современный мир характеризуется целостностью и противоречивостью;

4) глобальные противоречия определяют облик современного мира.

 

 

10. Укреплению целостности современного мира способствуют:

1) конфронтации между государствами;

2) расово-этнические противоречия между народами;

3) решения глобальных проблем человечества;

4) различные уровни экономического развития государств.

 

1.9. Глобальные проблемы человечества

1. Комплексом общечеловеческих проблем, от решения которых зависит выживание человечества, судьбы цивилизации, называются:

1) научно-технические проблемы; 3) глобальные проблемы;

2) интегративные проблемы; 4) экономические проблемы.

 

2. Какие проблемы современности получили название глобальных:

1) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения;

2) проблемы экономического взаимодействия между странами;

3) проблемы ликвидации последствий стихийных бедствий;

4) проблемы этнических взаимодействий между народами.

 

 

3. Международная общественная организация, целью которой является исследование развития общества в эпоху НТР, называется:

1) Парижский клуб; 3) ООН;

2) ЮНЕСКО; 4) Римский клуб.

 

4. Причиной возникновения глобальных проблем является:

1) активная преобразующая деятельность людей;

2) экономическая интеграция;

3) высокий уровень политического мышления и экологического сознания;

4) процесс коэволюции человека и окружающего мира.

 

 

5. К глобальным экологическим проблемам относится:

 

1) загрязнение Мирового океана;

 

2) деятельность террористических организаций;

 

3) снижение рождаемости в странах Запада;

4) распространение СПИДа.

 

 

6. Глобализации способствует:

 

1) ограниченность природных ресурсов;

 

2) деятельность транснациональных корпораций;

 

3) существование национальных конфликтов;

4) укрепление суверенитета государств.

 

 

7. К глобальным проблемам современного общества не относится:

 

1) деятельность террористических организаций;

 

2) угроза мировой войны;

 

3) загрязнение окружающей среды;

4) интенсивное развитие науки.

 

 

8. К глобальным демографическим проблемам относится:

 

1) компьютеризация промышленности;

 

2) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации;

 

3) угроза ядерной войны;

4) неравномерность развития отдельных регионов планеты.

 

 

9. Глобальная проблема «Север» – «Юг» означает:

 

1) неравномерность развития регионов планеты;

 

2) перенаселенность южных регионов планеты;

 

3) сокращение разнообразия видов растений и животных;

4) угроза естественного вымирания народов западной цивилизации.

 

 

10. К глобальным экологическим проблемам относится:

 

1) неравномерность развития регионов планеты;

 

2) появление озоновых дыр;

 

3) проблема бедности отдельных регионов;

4) распространение наркомании.

 

2. Человек

2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

 

1. Верны ли суждения о родовых чертах человека? Человека от животных отличает способность:

 

А. Создавать социокультурную среду.

 

Б. Трудиться сообща.

 

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

 

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

 

2. Человека от любого животного отличает способность к:

 

1) обмену информацией с себе подобным;

 

2) подражанию (усвоению форм и поведения других);

 

3) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда);

4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.

 

 

3. Важным отличием человека от животных является:

 

1) самосознание; 3) рефлексы;

2) инстинкты; 4) потребности.

 

 

4. И человеку и животному свойственна:

 

1) трудовая активность;

 

2) забота о потомстве;

 

3) познавательная деятельность;

4) самореализация.

 

 

5. К основным факторам антропосоциогенеза (происхождения человека) относится:

 

1) естественный отбор и 1) 2,3,4,5;

 

борьба за существование; 2) 2,3;

 

2) труд; 3) 2,4,5;

 

3) религия; 4) 1,2,4,5;

 

4) язык;

 

5) мышление;

6) обычай хоронить умерших.

 

2.2. Бытие человека

 

1. Философская категория, обозначающая существование человека во всем многообразии его проявлений – это:

 

1) сознание; 3) абстракция;

 

2) бытие; 4) движение.

 

2. Понятие «человек» включает:

 

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биопсихосоциального существа;

 

2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

 

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.

 

 

3. Понятие «индивид» обозначает:

 

1) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

 

2) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

 

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.

 

 

4. Понятие «личность» обозначает:

 

1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

 

2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

 

3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

4) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.

 

 

5. Индивидуальность – это:

 

1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

 

2) темперамент человека, его характер;

 

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

4) совокупность человеческих потребностей и способностей.

 

 

6. Единичного представителя человеческого рода называют:

 

1) индивидом; 3) личностью;

2) индивидуальностью; 4) творцом.

 

 

7. По какому критерию выделяют сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков:

 

1) характеру; 3) типу личности;

2) темпераменту; 4) индивидуальности.

 

2.3. Потребности и способности человека

 

1. И человеку и животному свойственна способность к:

 

1) самореализации;

 

2) самопознанию;

 

3) самосохранению;

 

4) самообразованию.

 

2. И человеку и животному свойственны потребности в:

 

1) социальной активности;

 

2) целенаправленной деятельности;

 

3) заботе о потомстве;

4) изменении среды обитания.

 

 

3. Способность, лежащая в основе отличия человека от животных, к:

 

1) обмену информацией с себе подобными;

 

2) взаимопомощи (оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию);

 

3) подражанию (усвоению форм и поведения других);

 

4) сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда).

 

4. Верны ли следующие суждения о потребностях?

 

А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным.

 

Б. Удовлетворение потребностей необходимо для существования и индивида, и социальной группы.

 

1) верно только А;

 

2) верно только Б;

 

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

 

 

5. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

 

1) удобном жилище;

 

2) самопознании;

 

3) физической активности;

4) самосохранении.

 

 

6. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают:

 

1) мотивы;

 

2) цели;

 

3) потребности;

4) способности.

 

2.4. Деятельность человека, ее основные виды

 

1. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

 

А. Деятельность человека не ограничивается приспособлением к окружающей среде, но также и преобразует ее.

 

Б. Деятельность человека носит исключительно приспособительный по отношению к внешней среде характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.313 сек.