Существуют вещи, в которых разбираются далеко не все. Однако гармония воспринимается всеми.
Идея, формат, ритм и золотое сечение
Золотое сечение в линейном построении картины
Работа над картиной
Истинный профессионализм художника состоит не в том, что он научился хорошо рисовать, бойко и цветисто писать красками, свободно «компоно- вать» на любую тему, а в том, вступили ли эти ча- стные умения в единую стройную и связную систе- му, умеет ли он, как хороший дирижер, направить все инструменты оркестра на создание целостного гармонического звучания для выражения своего за- мысла.
Совершенную форму художник создает тогда, когда прочувствует ритм своей идеи, определит формат и размер холста, расположит его горизон- тально или вертикально и потом уже, не нарушая избранного ритма или умело, сознательно его на- рушая, сконцентрирует его в нужном месте карти- ны для более полного выражения идеи. Это можно видеть в картинах «Ослепление Самсона» Рем- брандта, «На старом уральском зводе» Б. В. Иоган- сона.
В картине В. М. Васнецова «Ковер-самолет» все элементы формы подчинены выражению идеи плавного и ритмичного полета. Верность натуре со- четается с игрой воображения и строгим расчетом пропорций и интервалов. В картине М. А. Врубеля «Демон сидящий» замысел автора определил фор- мат, который, в свою очередь, обусловил характер ритма, выражающийся в пропорциях нисходящего ряда золотой симметрии (золотого сечения). Все детали картины, величина красочных пятен и даже мазков, подчинены общему ритму.
Ритм — это закономерное чередование соизме- римых и чувственно ощутимых элементов (звуко- вых, речевых, изобразительных и т. д.). Симметрия же является частным случаем ритма. Выстраива- ется такой ряд взаимосвязей: золотая пропорция —
вид симметрии; симметрия — частный случай рит- ма; ритм же существует везде, он пронизывает все и всюду.
Содержание картины, ее идея неразрывно свя- заны с форматом картины, ритмом, симметрией и золотым сечением. Ритм в картине как бы застыв- ший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Динамиче- ская симметрия отрезков золотой пропорции по- рождат ощущение движения неподвижного. Фото- графия и голография лишь изображает, а живопись выражает: неподвижное движется, молчаливое го- ворит. Говорит пропорциями, интервалами, легки- ми отклонениями от строгой симметрии, ритмом, контрастами светлого и темного, большого и мало- го, гармонией цвета.
В музыке без пауз не было бы ритма. И. Е. Ре- пин отмечал, что распределение групп у старых мастеров не случайно, все подчинено ритму.
На фотографии, сделанной с натуры, почти все- гда много всевозможных случайностей. Художник организует изображение, убирает все лишнее, со- здает художественный строй в картине, способ- ствующий воплощению замысла.
На рис. 64 показаны различные прямоугольные форматы, наиболее часто употребляемые худож- никами для построения картин, и место в них ли- нии золотого сечения. Прямоугольники, поставлен- ные вертикально, как бы растут вверх, как дерево, и им нужен ствол-ось для устойчивости; прямо- угольники горизонтального положения «лежат». Существует множество примеров построения кар- тин, когда в квадратном или близком к квадрату формате художник ставит главную фигуру на сред- ней линии холста. То же встречается и в вертикаль- ном формате, а в горизонтальном часто распола- гают главную фигуру на линии золотого сечения. В сильно вытянутом формате, расположенном го- ризонтально, центр организуется в зоне между средней линией и золотым сечением, т. е. на линии второго золотого сечения.
Рис. 64.
Прямоугольные формы, употребляемые художниками для построения картин, и расположение на них золотого сечения
Формат картины русского живописца В. И. Су- рикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямо- угольнику золотого сечения (рис. 65). Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует се- редину холста. На линии золотого сечения постав- лена группа — стрелец, уводимый на казнь, его жена и ребенок. Расстояния от правого края карти- ны до головы Петра, от нее до середины и от сере- дины до левого края картины составляют тройную пропорцию золотого сечения. Храм Василия Бла- женного занимает в картине 38 частей. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случай- ны. Ритм в картине организован художником.
Примером творческого подхода к решению за- дач композиции, проявления воли художника, его умения подчинить законы и приемы композиции выявлению содержания картины, с одной стороны, и подчиненность законам зрительного восприятия,
с другой, могут быть картины Рембрандта. В кар- тине «Ассур, Аман и Эсфирь» главное действую- щее лицо — Эсфирь — выделено светом, цветом и размещено на линии золотого сечения. В картине «Свадьба Самсона» два главных действующих лица — Самсон и Далила, а линия золотого сече- ния проходит между ними. Как только Рембрандт в соответствии со своим замыслом выбирает верти- кальный прямоугольник (картины «Давид и Иона- фан» и «Снятие с креста») главные фигуры раз- мещаются на средней линии холста.
Не геометрическая пропорция ведает ритмиче- ским строем картины, а идея, содержание выби- рает себе формат, ритм, пропорции и размер хол- ста. Когда в картине чувствуется ритм жизни, бие- ние сердца художника, зритель воспринимает изо- бражение как что-то ему родственное, близкое. Он переживает чувство узнавания, радости, соприча-
Рис. 65.
Анализ композиционно-ритмического строя картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» по золотому сечению
Зритель видит прямоугольник картины. Глаз ожидает привычного ритма в этом формате: высо- та, ширина, середина, первый большой шаг ритма (линия золотого сечения) и все последующие вели- чины по нисходящему ряду. Но вот этого естествен- ного, ожидаемого ритма на картине нет. Все сдви- нуто, перемешано. Зритель невольно встревожен, он всматривается, пытается вникнуть в суть про- исходящего. Он видит: происходит страшное — че-
ловеку выкалывают глаза. Ослепление Самсона! Нарушением естественного, ожидаемого ритма ху- дожник дает зиртелю ключ к восприятию его кар- тины.
Ничто не развивает воображение так, как по- эзия. Ничто не развивает чувство ритма так, как музыка. Без воображения и чувства ритма не бу- дет большого художника. Бесполезно точно копиро- вать, списывать натуру, если не прочувствован ритм природы, общая гармония.
Ритм своего времени, своей эпохи или ритм
прошлых эпох нельзя исчислить годами или деся- тилетиями. Его можно только почувствовать, осо- знать. Без такого чувственного осознания худож- ник не сможет его выразить. Когда разразилась первая мировая война, затем грянула Вели- кая Октябрьская социалистическая революция, К. С. Петров-Водкин сказал: «Вот почему я писал «Купание красного коня!...» Только почувствовав ритм революции и времени защиты молодой Стра- ны Советов, А. А. Дейнека мог создать «Оборону Петрограда».
Картину В. В. Чеканюка «Первая комсомоль- ская ячейка на селе» отличает продуманный ком- позиционно-ритмический строй. Фигура главного героя помещена на средней линии холста по верти- кали. Ее размер равен 72 частям от высоты карти- ны (72 = 62 + 10). Высота мальчика с красным бан- том равна 62 частям высоты. На рис. 66 показана лишь незначительная часть пропорциональных со- ответствий величинам нисходящих рядов золотого сечения от высоты и ширины картины. При помощи пропорциональных линеек для высоты и ширины их находят значительно больше. Эти пропорцио- нальные величины и дают ту ритмическую слажен- ность холста, которую глаз подсознательно улавли- вает с первого взгляда.
Напрашивается парадоксальный вывод: чередо- вание одних и тех же величин ряда золотой пропор- ции, подчиненное выражению содержания произве- дения, дает каждый раз иной своеобразный зрительный эффект. Независимо от того, строил ли художник картину в прямой или в обратной пер- спективе, изображал реальное или ирреальное со- бытие, но если композиционно-ритмический строй картины осуществлялся по пропорциям золотого сечения (нисходящему ряду величин от высоты или ширины картины), то всякий раз возникает новое ощущение и восприятие изображенного. Примером этому являются «Сошествие во ад» Дионисия, «Троица» Андрея Рублева, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. И. Иванова, «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» И. Е. Репина, «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Н. Н. Ге, «Первая комсомоль- ская ячейка на селе» В. В. Чеканюка и многие дру- гие.
Отдельные, наиболее значительные произведе- ния советской живописи поднялись до уровня клас- сических.. Сейчас возросла общественная потреб-
ность в искусстве, вырос уровень культуры совет- ских людей, а также уровень общей и специальной подготовки художников. Сформировалась совет- ская художественная школа. Мы подошли к тако- му рубежу, когда не отдельные, а преобладающая часть картин наших художников могут и должны создаваться на уровне классических произведений.
Классическое произведение искусства — это та- кое произведение, которое относится к первому классу, первоклассное, образцовое, в котором вы- сокое, ясное содержание нашло совершенную худо- жественную форму.
Искусствоведение называет классическим преж- де всего искусство Древней Греции и Древнего Ри- ма, а также опирающееся на античные традиции искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Принципы, заложенные классиками, кратко можно выразить так: в искусстве должны сочетать- ся непосредственность и фантазия со строгим рас- четом, в основе которого — познание природы и ее естественных законов, гармония, соизмеримость, золотое сечение, математический расчет и зоркий глаз.
Художники часто говорят: в природе все гар- монично. Да, если бы в природе не царила гармо- ния, был бы хаос. В известной гармонии с приро- дой находится и человек — неотъемлемая часть той же природы. Всеобщее проявление ритма и сим- метрии (в том числе и золотой) приводит все в при- роде к единому строю, соизмеримости всех предме- тов и явлений. В формообразовании гор, долин, де- ревьев и трав, зверей и птиц, мозга и глаза челове- ка и самого человека в целом решающую роль сыграли все те же ритм и симметрия — вечные творцы гармонии.
В силу строения мозга и глаза человек всегда видит симметрично, композиционно и колоритно, другими словами, во взаимной соподчиненности, в ритмах и пропорциях золотой симметрии, т. е. гармонично. Невольно вспоминаются слова Дюре- ра о том, что искусство в сущности заключено в природе; кто сумеет вытащить его из нее, тот им и владеет.
Итак, в природе все гармонично. Художник при- ходит изучать природу. Пленяется каким-то моти- вом. Ставит этюдник и начинает писать... Вскоре начинаются «творческие муки». Красота природы, ее гармония ускользают, не поддаются кисти жи- вописца. Пыл его утихает, он пишет и переписы- вает, нервничает, затем, уставший, раздосадован-
Рис. 66.
Композиционно-ритмический строй и нисходящие ряды золотого сечения по высоте и ширине картины В. В. Чекаиюка «Первая комсомольская ячейка на селе»
ный, разочарованный, уходит. Что же случилось? Он не учел расстояние до предметов, плохо скомпо- новал этюд, его изображение не вошло в естествен- ный ритм природы и глаза. Предметы, далекие в натуре, на этюде стали близкими (или наоборот). Этим он усложнил себе задачу, потому что тоно- вые и цветовые отношения предмета, далекого в натуре, не соответствовали отношениям на этюде. Художник не учел общей освещенности, не подумал об общем цветовом тоне, неумело смотрел на нату- ру, списывал цвета, а не выражал свое восприятие. У художника не получилась любовная беседа с на- турой. Естественный ритм природы ускользнул от его внимания. И тут нужно вспомнить слова Де- лакруа о том, что только человек создает вещи, лишенные единства.
Из всего вышесказанного об идее и формате картины, ритме, симметрии, золотом сечении сле- дует вывод, что картина — та всеобъемлющая фор- ма выражения самого глубокого замысла, самой высокой идеи, которую нельзя заменить ничем. Картина — это поэма без слов.
Эскиз картины. Расчеты расстояния и решение «обратной задачи»
На основании увиденного, прочитанного, пере- житого художник создает эскиз будущей картины. На бумаге или картоне легкими, свободными штри- хами набрасывает он еще не совсем ясные по очер- таниям группы людей, движения, расположение в пространстве фигур. Тут же обдумывается формат будущей картины.
Наступает время, когда, как говорил И. Е. Ре- пин, необходимо все проверить по натуре. На ка- ком расстоянии от себя поставить натурщика или положить предмет для выполнения рисунка или этюда? Вопрос этот— не праздный. Линейные очер- тания фигуры, ее ног в рисунке, тоновые и цвето- вые отношения в этюде, четкость восприятия дета- лей и объема зависят от расстояния. Хорошо нари- сованная фигура человека с близкого расстояния окажется плохо нарисованной в картине потому, что она нарисована не с того расстояния, которое пре- дусмотрено эскизом. В картине она будет стоять на пятках (вид сзади) или на носках (вид спереди). То же самое произойдет и с этюдом фигуры, если она написана без учета расстояния, предусмотренного эскизом. Фигура не впишется в картинное про- странство.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление