В натюрмортах, пейзажах, сюжетных картинах наблюдается преобладание совпадения централь- ной точки картины и главного предмета. Иногда художники создают центр внимания над линией золотого сечения и это придает пейзажу особо ве- личественный вид. В портретах, наоборот, редки случаи совпадения центра внимания (это всегда лицо изображенного) и точки картины, где пересе- каются линии золотого сечения по вертикали и го-
1 Рисунок автора — Ковалева Ф. В.
ризонтали, например, в «Портрете Нади Павло- вой» Е. Широкова (рис. 58).
Эль Греко в «Портрете дона Родриго Васкеса» применил тройную пропорцию золотого сечения (рис. 59). Паоло Веронезе в «Портрете мальчика с борзой собакой» (рис. 60) при идеальной выдер- жанности пропорций золотого сечения по вертика- ли центр внимания сместил в самый верх карти- ны (лицо мальчика). Почти во всех портретах, на- писанных П. Д. Кориным, центр внимания (лицо портретируемого) смещен вверх и в сторону к краю картины. Такое композиционное построение про- диктовано желанием художника не только изобра- зить, показать внешние черты человека, но и под- черкнуть его духовную сущность. Это еще раз под- тверждает мысль о том, что идея произведения, замысел автора подчиняют себе все элементы фор- мы и изобразительно-выразительные средства.
При выполнении академических учебных зада- ний по рисунку и живописи (натюрморт, голова, фи- гура) также необходимо учитывать расстояние от рисующего до натуры, так как величина образа на сетчатке в пределах поля ясного зрения зависит от этого расстояния (рис. 61). Композиционное по- строение изображения в соответствии с расстояни- ем, полем ясного зрения и величиной образа на сетчатке как нельзя лучше будет способствовать выработке композиционного чутья и мышления. При переходе к работе над эскизом или картиной
Рис. 58.
Анализ композиционного построения «Портрета Нади Павловой» Е. Широкова
Рис. 59.
Тройная пропорция золотого сечения на картине Эль Греко
«Портрет дона Родриго Васкеса»:
а: в: с=Ф: а = в+с
не будет затруднений в организации центра вни- мания, расположения фигур в пространстве.
В. А. Фаворский писал: «Существует мнение, рассматривающее композицию как особый процесс, особый способ, отличный от основного метода изо- бражения. Есть, мол, правильный, точный, объек- тивный, так называемый академический рисунок. Он не композиционен, он просто точно передает натуру. Композиция же является после, как неко- торое более или менее произвольное украшение этого рисунка. Школа, имевшая такое представ- ление о композиции, по большей части учила толь- ко «правильному» рисунку, а композицию предо- ставляла на усмотрение уже кончившего, считала это делом его совести...» '.
1Фаворский В. А. О композиции.—Искусство.— 1933.— № 1, 2.-С. 1.
Рис. 60.
Смещение центра в картине Паоло Всронсзе «Мальчик с борзой собакой»
Знакомство с законами зрительного восприятия показывает, что композиция изображения не может быть случайной, произвольной. Она обусловлена объективными закономерностями, она математична.
Место художника перед картиной
При работе над картиной художнику необходи- мо ясно осознавать свое место перед картиной, а именно: против середины картины он стоит, про- тив правой или левой части в отношении 2: 3 и
на каком росстоянии, т. е. знать законную точку картины. Разделение эскиза на пять частей по вертикали и горизонтали и введение его в вообра- жаемую картину помогает решить все эти вопросы.
При анализе классических произведений жи- вописи недостаточно, как отмечалось ранее, только рассматривать картины или репродукции с картин. Геометрический анализ с точки зрения организа- ции изображения в соответствии с законами зри- тельного восприятия и пропорционирования дает очень многое для понимания архитектоники кар- тины.
Проанализируем картину Т. Н. Яблонской «Хлеб» (рис. 62), по достоинству вошедшую в фонд советской классики:
1. Проведем диагонали, что позволит увидеть место геометрического центра холста, а также движение форм по диагональным направлениям.
2. Делим картину на пять частей по высоте и ширине. Из этого видно, что главная фигура на- ходится на линии золотого сечения (2:3). В та- ком же отношении картина разделена и по верти- кали: низ (три части) занимает земля и зерно, верх (две части)—скирда, машины и мешки с зерном.
3. Приняв картину за 100 частей, находим шка- лу пропорциональных величин 62, 38, 24, 14 и 10 для ширины. Отложив отрезки шкалы на по- лоску бумаги, получаем пропорциональную линей- ку для ширины. Двигая пропорциональную линей- ку по репродукции, находим, что расстояния между фигурами, группами фигур, предметами соответ- ствуют золотым пропорциям. Ту же операцию проделываем с высотой. Находим, что высота глав- ной фигуры равна 62 частям от высоты картины; высота женщины с лопатой в правой части карти- ны (стоит к зрителю спиной) равна 38 частям, а высота женщины возле веялки равна 24 частям высоты картины, 62, 38, 24 — величины золотой пропорции. Пятая часть картины слева является вводной частью. Здесь зритель видит мешки с зер- ном, весы, сумку, в глубине картины — лошадь, часть машины и несколько фигур людей. Централь- ная— главная группа персонажей картины — за- нимает две части. В четвертой части картины взгляд зрителя уходит в глубину тока. Там разво- рачивается рассказ о погрузке мешков с зерном в машины. Незаметно взгляд переходит к пятой части картины с группой женщин у веялки. Тут он долго не задерживается, потому что главная
Рис. 61.
Образцы ошибочного композиционного построения в учебных студенческих рисунках: а — рисующий сидел далеко от натуры; б — рисующий сидел очень близко к натуре
фигура картины — молодая, красивая женщина — привлекает внимание. Здесь сосредоточен самый сильный контраст тона и цвета, а также контраст движения: энергичное движение руки и всей фи- гуры молодой колхозницы, разгоряченной друж- ным трудом, который подобен песне. В централь- ной фигуре разработка формы достигает наивыс- шего совершества.
Здесь уместно привести энциклопедическое определение классического произведения искусства: высокое, ясное содержание и совершенная худо- жественная форма; сочетание непосредственности и фантазии со строгим расчетом — гармония, соиз- меримость, золотое сечение, матемаческий расчет и зоркий глаз.
Весь процесс работы Т. Н. Яблонской над кар-
тиной «Хлеб», результат этого труда — сама картина являются прекрасной школой для молодых художников.
Пропорции картины, поддающиеся математиза- ции, элементы симметрии, повторение равных ве- личии и чередование величин золотого сечения со- здают в картине чувственно воспринимаемый ритм. Художник планирует воздействие картины на зри- теля, выбирает средства. Золотая пропорция как вид симметрии (золотая симметрия) входит в об- щий строй математических отношений симметрии. Картины, в которых центр внимания находится в геометрическом центре холста, нельзя считать асимметричным. Они симметричны, но это особый вид симметрии — золотая, или нарушенная, сим- метрия. Эта симметрия и система пропорциониро-
Рис. 62.
Анализ картины Т. Н. Яблонской «Хлеб» в соотвгтствии с законами зрительного восприятия и пропорционирования
Рис. 63.
Цельность изображения и подчиненность главному на картине П. А. Федотова «Сватовство майора»
вания в целом и дают художнику инструмент для самопроверки, для проверки сделанного интуитив- но, по чувству.
Цельность изображения
Все компоненты изображения и выражения замысла художника—линейное построение карти- ны, композиция светлотных и цветовых тонов, раз- работка колорита — в конечном итоге так органич- но должны согласовываться между собой, чтобы картина, выражая содержание, представляла из себя целостное явление, чтобы она легко входила в глаз, свободно воспринималась зрителем. Иногда встречается в рассуждениях о композиции, что в картине может быть два или даже несколько цент- ров внимания. С точки зрения закономерностей зрительного восприятия и цельности изображения эта мысль неверна. Не может человек одновремен- но смотреть в два или три места. Что-то привле- кает внимание в первую очередь. Затем глаз сле- дует по тем линиям, красочным пятнам, которые ведут его к другим местам картины. Этот порядок рассматривания предусмотрен художником в самой организации изображения. Зритель рассматривает все мелкие детали, при их помощи глубже про- никает в смысл картины, и его глаз снова возвра- щается к главному. Убедительным примером явля- ется композиционное построение картины П. А. Фе- дотова «Сватовство майора» (рис. 63). В хорошо организованной для восприятия картине глаз ни- когда не теряет из виду главное. Своим положени-
ем на холсте, контрастом светлот и красок, вели- чиной, главное всегда беспокоит глаз и привлекает к себе. Все детали картины так соотнесены между собой и подчинены главному, что при сосредото- ченном рассматривании главного предмета аксес- суары не беспокоят глаз и не отвлекают его.
«Об аксессуарах Брюллов сказал мне прекрас- ную вещь,— рассказывает М. Глинка.— Перед отъездом за границу, я зашел к нему проститься и застал его за работой; он писал портрет. Окон- чив голову, К. П. положил кисти, палитру и объ- явил, что портрет готов, тогда как аксессуары были совсем не кончены. Я не утерпел и брякнул: «Как тебе не стыдно, К. П., что ты никогда не оканчиваешь аксессуаров? Ведь это тебе ничего не стоит.» «Эх, ты, Миша, этого не понимаешь? Я тебе сейчас покажу, почему я не оканчиваю аксессуаров,— отвечал Брюллов. Он усадил на место господина, с которого писал портрет, велел мне сесть на свой стул и сказал: «Гляди на голо- ву моего оригинала и заметь, насколько ты, не отрывая от нее глаз, видишь аксессуары, потом посмотри на одну голову портрета — и ты увидишь, что аксессуары у меня окончены настолько, на- сколько я их вижу, обращая внимание только на одну голову оригинала» '.
Неуместная разработка деталей, излишняя их выписаиность может погубить всю картину.
1 Цит. по: Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников.—М., 1952.— С. 284.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление