Самый простой первый способ определения угла зрения в 36°, не требующий никаких инстру- ментов,— это измерение при помощи четверти: ко- нец большого пальца вытянутой вперед руки при расставленных большом и среднем пальцах, наво- дится на главный предмет. При этом конец сред- него пальца указывает границу поля ясного зрения (18° по горизонтали). Такое же расстояние отме- ряется четвертью влево, вверх и вниз. Рисующий уже имеет представление о границах поля ясного зрения (рис. 50, а).
Второй способ — определение угла в 36° при помощи так называемой «растопырки». В старой Академии художеств пользовались этим способом. Кисть руки приставляется к скуле ниже глаза, ука- зательный и средний пальцы растопыриваются до предела. Видимое пространство в пределах между пальцами равно углу в 36°. О том же говорит и
Рис. 50.
Практические способы определения углов зрения при работе с
натуры:
а —при помощи четверти; б — перспективной сеткой; в — при помощи
зрительной пирамиды
Ф. Г. Де-Лионде: «Если приставить к глазу совер- шенно раздвинутые два пальца левой руки — ука- зательный и средний, то видимое между пальцами
пространство будет то пространство, которое можно рисовать, не поворачивая головы и не напрягая глаз...» '. Далее он пишет: «...если поставить перед собой на расстоянии вытянутой руки окружность, диаметр которой равняется 40—45 см, или квад- ратную рамку с внутренними сторонами длиной 40—45 см, то видимое через такое отверстие про- странство будет то пространство, в пределах кото- рого можно рассматривать все видимые предметы, не поворачивая при этом ни головы, ни глаз»2.
Третий способ. Смотрим одним глазом на глав- ный предмет и отводим в сторону вертикально по- ставленный карандаш. Исчезновение, а затем по- явление карандаша (когда он попадает в сектор слепого пятна и выходит из него) укажет наруж- ную границу поля ясного зрения. Такое же рас- стояние нужно взять в противоположную сторону, вверх и вниз от главного предмета.
Существуют и другие способы определения угла зрения в 36°. Можно пользоваться делениями, на- несенными на верхнем крае альбомного листа. Центральное деление наводится на главный пред- мет (смотреть одним глазом), альбом приближает- ся или удаляется от глаза на расстояние, при ко- тором зачерненное деление совпадает с сектором слепого пятна. В натуре замечаются ориентиры, совпадающие с делениями на листе, которые потом помогут взять все пропорции в рисунке. Хорошо, если рисующий потратит несколько минут на вы- полнение композиционного наброска. Это облегчит выполнение рисунка в размере или живописного этюда.
Перспективную сетку-угломер можно изгото- вить из фанеры (рис. 50, б), а лучше — из про- зрачного пластика. Ее удобно носить в альбоме, при необходимости положить па землю, так как она не боится влаги. Такая сетка бывает размера- ми 10X10, 25X25 или 38X38 см. Большую сетку приходится держать на расстоянии вытянутой руки. Все деления на пластине наносятся процарапы- ванием.
Из куска фанеры или плотного картона выре- зается треугольник с углом при вершине, равным 36°. Сторона, противоположная вершине, делится на 6 равных частей. В каждое деление вбивается маленький гвоздик, шляпки удаляются. Вершина
1 Цит. по; Янушевский С. К. Техническое рисование.— К.—М., 1957.—С. 47.
2Там же.— С. 47.
Рис. 51.
Перспективная сетка — угломер
треугольника обрезается, чтобы эти «грабельки» можно было приставить к глазу под нижним ве- ком. Воображаемая вершина угломера должна со- впадать с центром хрусталика. Главный луч зре- ния направляется на предмет через средний гвоз- дик. Крайние укажут границы поля ясного зрения. Каждое деление такого угломера равно 6°. Можно изготовить зрительную пирамидку из кусков плот- ного картона (рис. 50, в) с крестовиной из ниток. Чтобы удобно было носить ее'с собой, она делается складной.
Каждый художник, уяснивший метод определе- ния поля ясного зрения при помощи слепого пят- на глаза, сам придумает всякие другие способы, удобные для него. В. Гильде в своей книге «Зер- кальный мир» (М., 1982) описывает способ глазо- мерного определения углов. Смотреть нужно одним глазом на большой палец вытянутой перед собой руки, используя его как визир. Если затем открыть прежде закрытый глаз, а второй зажмурить, то палец отскакивает в сторону на 6°. Величина этого угла одинакова у всех людей. При работе с натуры этот способ удобен, так как не требуется никаких измерительных инструментов.
Разбив поле воображаемой картины сеткой, каждая клетка которой соответствует угловой ве- личине 6°, мы получим перспективную сетку, ана- логичную сетке Альбрехта Дюрера. Заметим, что в сетке Дюрера тоже шесть клеток. Это и не уди- вительно. Если Дюрер даже и не соотносил шири- ну клетки с угловой величиной, то его рекоменда- ция сделать рамку сетки такого размера, чтобы она находилась от глаза на расстоянии вытянутой руки, приводит к тому же результату (рис. 51). Указанная рамка с сеткой может быть видоиска- телем и угломером. Крестовина рамки наводится на главный предмет, на который необходимо смот-
Рис. 52.
Научное понятие картинной плоскости:
о — поле ясного зрения (воображаемая картина); б — художник и воображаемая картина (макет);
а — воображаемая и реальная картины
реть в это время одним глазом, а рамка отводится даже такой художник, как Ван Гог, пользовался от глаза на такое расстояние, при котором черный перспективной рамкой. В письме брату Тео он пи- кружок попадает в сектор слепого пятна и стано- сал: «...Я заказал новую и, надеюсь, лучшую пер- вится невидимым. Края рамки при этом укажут спективиую рамку, которую можно установить на границы поля ясного зрения видения. Размеры неровной почве дюн с помощью двух подставок» '. предмета в пределах рамки соответствуют разме- Не обязательно всегда пользоваться перспектив- рам образа на сетчатке, ной сеткой — угломером. Она нужна до тех пор, Некоторые молодые художники считают кощун- пока рисующий почувствует границы поля ясного ственным пользоваться какими-либо механически- зрения и усвоит ту простую истину, что в компози-
ми приспособлениями при работе с натуры, пола- ________
гая, что это противоречит статусу свободного ху- дожника, творящего интуитивно. А между тем, I Ван Гог. Письма — Л.; М., 1966.— С. 115.
ционное изображение можно и нужно включать пространство в пределах 36°.
П. П. Чистяков справедливо гордился своим вкладом в разработку научного понятия картинной плоскости. За прошедшее столетие естественные науки обогатили наши знания о мозге, глазе, его строении и работе, о закономерностях зрительного восприятия. Это позволяет подняться на новую сту- пень научного понимания картинной плоскости, сделав ее стабильной, соответствующей полю ясно- го зрения в 36°, что изображено на рис. 52 (а, б, в).
Приемы механического получения изображения
На протяжении многих веков художественно- педагогическая мысль билась над проблемой созда- ния такой системы обучения молодых художников, которая бы позволяла научить их как можно прав- дивее изображать любой предмет или группу пред- метов окружающего мира, развивать глаз до такой степени, чтобы он определял пропорции головы, фигуры человека, чувствовал и оценивал располо- жение предметов в пространстве, их окраску, а ру- ка сумела все увиденное перенести на бумагу или холст. «Если ты хорошо научился измерять и овла- дел теорией и практикой настолько, что можешь сделать вещь на основе свободного знания и пра- вильно ее изобразить, тогда нет надобности обя- зательно все измерять, ибо искусство, которым ты овладел, даст тебе хороший глазомер и привычная рука будет тебе послушна,— наставлял молодых художников Альбрехт Дюрер.— И сила знаний изгонит неверное из твоего произведения и предо- хранит тебя от ошибок, ибо ты заметишь их, и, благодаря твоим знаниям, ты без промедления за- кончишь свою работу, не сделав ни одного напрас- ного штриха или мазка. И быстрота эта достигает- ся благодаря тому, что тебе не нужно долго обду- мывать, ибо голова твоя полна знаний. Поэтому произведение твое покажется искусным, красивым, сильным, свободным и прекрасным и всякий по- хвалит его, ибо в нем есть правдивость» '.
Умение верно изображать лежит в основе реа- листического искусства. Через изображение идет путь к выражению идеи, мысли, чувства. Без изо- бражения не может быть выражения. Работа ху- дожников по усовершенствованию методов изобра-
1Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты.— Л.; М, 1957.— Т. 2.—С. 196.
жения идет параллельно с работой и художников, и ученых по раскрытию тайн зрения. Изобретение камеры-обскуры (камеры темной) позволяло ска- зать, что вот так видит и глаз. Смущало только то, что в камере-обскуре изображение на задней ее стенке получалось перевернутым. А мы ведь видим предметы в прямом виде! Даже Леонардо да Винчи, написавший похвалу человеческому гла- зу, делает чертеж, в котором пытается показать, что изображение на сетчатке получается прямым.
М. Томилин в очерке о камере-обскуре в жур- нале «Советское фото» (1974.— № 1) приводит большой перечень имен людей, которые трудились над усовершенствованием камеры-обскуры. Среди них Роджер Бэкон, Даниелло Барбара, Иоганн Кеплер, тирольский художник М. Штольц и др. В рукописях Леонардо да Винчи есть зарисовки камеры-обскуры и ее описание. Многие художники эпохи Возрождения пользовались камерой-обску- рой для получения правильного изображения пер- спективных сокращений. Не исключено, что имен- но рисунки зданий, улиц, выполненные при помощи камеры-обскуры, помогли прийти к мысли, что все прямые линии, перпендикулярные к плоскости кар- тины, сходятся в одной точке на горизонте. Худож- ники Беллотто и Канале, с изумительной точно- стью передававшие перспективные сокращения множества архитектурных деталей различных строений, пользовались камерой-обскурой.
Шло время, и только астроном Иоганн Кеплер сделал первое правильное построение хода лучей света к глазу человека. Он же предложил устрой- ство в виде тента для камеры-обскуры, которое широко применялось художниками для правильной передачи перспективы. Камеры-обскуры были боль- шие, громоздкие. Нередко они сооружались в виде комнаты. Работа над усовершенствованием каме- ры-обскуры привела к открытию английским физи- ком Валластоном в 1807 г. камеры-лючиды, или камеры-люсиды (камеры светлой). М. В. Алпатов в монографии об Александре Иванове упоминает, что, начиная с 1846 г., художник пользовался ка- мерой-лючидой для выполнения пейзажных зари- совок.
Чтобы получить наиболее правдивое и точное изображение, художники изобретали и многие дру- гие приспособления. Итальянский живописец XV в. Альберти предложил рисовать с помощью рамок и видоискателей. Леонардо да Винчи рисо- вал на стекле, пользуясь диоптром. В этом, соб-
ственно, и есть различие между проекцией изобра- жения и перспективой — вижу через стекло, окно, картинную плоскость. В учебниках рисунка и пер- спективы приводятся гравюры Дюрера, на которых изображены сконструированные им станки для ри- сования, где применялись визиры и рейки и вводи- лась неподвижная точка, служившая началом отсчета. Дюрер также рисовал на стекле. Все меха- нические приспособления применялись для дости- жения правдивости и точности изображения, так как память не всегда удерживала зрительный об- раз достаточно отчетливо, а рука не успевала зафиксировать его. Рисование на стекле, с видо- искателем и при помощи перспективной сетки или рамки находит продолжение, как мы уже видели, в современных поисках способов передачи расстоя- ния до изображаемых предметов, что, в свою оче- редь, ведет к решению задач композиции и роли в ней закона золотого сечения.
Постоянная работа с натуры, по памяти и пред- ставлению иногда давала поразительные результа- ты. Карл Брюллов мог нарисовать скульптурную группу Лаокоона, не отрывая карандаш от бума- ги. Среди художников нередки случаи исключи- тельной зрительной памяти, достигающей эйдетиз- ма— своеобразной разновидности образной памя- ти, заключающейся в возможности воспроизведе- ния яркого наглядного образа предмета по пре- кращении его воздействия на органы чувств. Так, например, английский художник XVIII в. Джошуа Рейнолдс, работая с натуры, не требовал, чтобы позирующий человек все время находился перед ним. Он работал 30—40 мин и этого было доста- точно. В дальнейшем он ставил кресло, где сидел позирующий, на прежнее место, усаживался за мольберт и продолжал работать так, как будто натура была перед ним. Образ человека был в его сознании настолько четким, что, когда кто-либо становился между ним и креслом, он просил его отойти в сторону. Такой же зрительной памятью обладал И. К. Айвазовский. Он писал морские вол- ны по памяти. Л. Н. Толстой говорил, что своих героев он видел физически.
Желание человека зафиксировать, сохранить изображение надолго, привело к открытию фото- графии. Построение изображения в глазу стали уподоблять построению изображения фотокамерой. Казалось, что все стало на свои места, все ясно. Многие предрекали гибель живописи. С изобрете- нием телевидения пробовали уподоблять глаз пере-
дающей телекамере. Это сравнение оказалось да- леким от истины.
И вот наука дарит людям совершеннейший ме- тод получения изображения — голографию, т. е. полное, объемное и цветное изображение. Но го- лография—это не только метод получения изобра- жения. Она дает основание предполагать, что мозг строит образы по принципу голографического изо- бражения. Над развитием голографической гипо- тезы работы мозга трудится лаборатория физиоло- гии зрения Института физиологии им. И. П. Пав- лова Академии наук СССР в Колтушах под Ленинградом. Она использует принцип голографии для объяснения «механизма» переработки зритель- ной информации мозгом человека.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление