Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главный луч зрения в картине




Гармонизация формы

И линия золотого сечения.

При построении картины «Чествование героя
труда» ' (рис. 73) художник руководствовался не
законами зрения и композиции, а соображениями
чисто рассудочного порядка: главного героя карти-
ны подвинул вправо, чтобы девочке с цветами и
женщине с хлебом-солью было расстояние для дви-
жения. За столом стоит женщина. Вначале сарафан
ее был красный. Она была настолько броская, что
главный герой не привлекал внимания зрителя,
хотя вся его крупная фигура построена на контра-
стах светлотных и цветовых тонов (рис. 73, а). Не-
сколько раз переписывал художник фигуру жен-
щины, делал сарафан зеленым, серым, но она не-
изменно первая привлекала внимание зрителя. Про-
верка линейного построения картины показала, что
фигура женщины находится на линии золотого се-
чения (рис. 73, б). Напрашивается вывод: глаз ви-
дит, где находится геометрический центр картины
и «знает», где проходит на ней линия золотого се-
чения.

Фигуры и группы фигур к высоте картины взя-
ты случайно. Они не образуют ритма. Группировка
фигур по горизонтали скорее подчинена логике дей-
ствия, нежели композиционно-ритмическому строю,
вытекающему из действия. Художник не вошел в
тот ритм, который задан форматом картины, золо-
тым сечением и величинами его нисходящего ряда.
В итоге — в холсте нет ритмической стройности,
гармоничности, организованости для восприятия и
цельности. Содержание картины прочитывается по
частям. Большим недостатком картины является
излишняя детализация второстепенных частей
изображения. Художник не сумел написать аксес-
суары так, как он мог бы видеть их в натуре при
данном расстоянии, сосредоточив внимание на фи-
гуре главного героя.

Взгляд художника всегда направлен на тот
предмет, который более всего заинтересовал его.
Стало быть, главный луч зрения правого глаза
так же, как и главный луч левого, будет направ-

Картина автора — Ф. В. Ковалева.


лен на этот предмет и его изображение на сетчат-
ках будет в пределах центральных ямок и желтых
пятен.

Смотрим мы двумя глазами, а видим одним, ко-
торый условно находится на переносице. Мозг
строит не два, а одно изображение. И это изобра-
жение—образ предмета. При построении картины
мы, исходя из этого положения, строим одно
изображение.

Главный луч зрения направлен на главный
предмет.
Воображаемая картинная плоскость все-
гда перпендикулярна к главному лучу зрения. Да-
лее мы рассмотрим три возможных случая направ-
ления главного луча зрения: 1) параллельно пред-
метной плоскости; 2) вниз под углом к предметной
плоскости и 3) вверх под углом к предметной пло-
скости (рис. 74, а). В первом случае картина пер-
пендикулярна к предметной плоскости, во втором
и третьем — наклонна. В трех метрах от художни-
ка на земле стоит корзина с грибами. Она явля-
ется главным предметом в картине. Главный луч
зрения направлен на нее. Художник стоит в не-
скольких метрах от дома. На балконе второго эта-
жа висит ковер. Художник смотрит на этот ковер.
Главный луч зрения направлен вверх. Выразитель-
ные возможности, которые предоставляет художни-
ку наклонная картина, еще мало используются в
нашем искусстве.

Место встречи воображаемой картины с пред-
метной плоскостью каждый раз будет зависеть от
высоты точки зрения (художник стоит, сидит) и от
направленности главного луча зрения. Угол зрения
всегда равен 36°. Расстояние от точки зрения О до
воображаемой картины всегда обусловлено этим
углом. Реальная картина вписывается в вообра-
жаемую (рис. 74, б). Ее размеры могут быть раз-
ными. Расстояние до воображаемой картины, так
же как и до реальной, при любых размерах всегда
равно 3R. Это расстояние обусловливает располо-
жение точек отдаления и удаления на горизонте,
которые и являются вместе с точкой R основой все-
го дальнейшего перспективного построения карти-
ны. Это позволяет художнику, как уже было пока-
зано выше, произвести расчет того расстояния, на
котором нужно поставить натуру для рисунка или
этюда к картине, а также решить «обратную зада-
чу». Подведем итоги.

1. Метод построения картины на основе учета
особенностей зрительного восприятия прост и
легок.





Рис. 73.

Анализ композиционно-ритмиче-
ского строя картины Ф. В. Ковале-
ва «Чествование героя труда» (а)
и ее цельности, гармоничности и
организованности для восприя-
тия (б)



 


Рис. 74.

Главный луч зрения и величина реальной картины:

а — направление главного луча зрения; б — соотношение реально» н воображаемой картин


2. Перспектива для художника —не приклад-
ная наука, а основополагающая.

3. Задачи передачи расстояния до предмета и
перспективного построения непосредственно пере-
ходят в задачи композиционные. Работа над компо-
зицией— прямое развитие задачи построения из-
ображения.

4. Всякий рисунок и этюд с натуры должен
быть композиционным. Изображение должно
строиться с учетом величины предмета в пределах
поля ясного зрения. Это способствует развитию


композиционного мышления и выработке практи-
ческих навыков построения картины.

5. Художник всегда может легко и точно опре-
делить расстояние до любого предмета в картине
и поставить или посадить натуру для выполнения
рисунка или этюда к картине именно на такое рас-
стояние, какое ему нужно по замыслу. По карти-
не легко можно найти ее «законную» точку
зрения.

6. При таком построении изображения не будет
противоречий между расстоянием до предмета, его



линейным изображением и решением в светлотных
тонах и колорите.

7. При такой устойчивости перспективных ко-
ординат сам собою выстраивается композиционный
алгоритм — порядок и последовательность реше-
ния задачи построения линейного изображения
как при работе с натуры (выбранный пейзажный
мотив, постановка, портрет), так и при работе по
замыслу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.