КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и формы конкуренции
Существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды и формы конкуренции: а) сфера конкурентной борьбы; б) хар-р конкурентной борьбы. С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции, Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли. Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные издержки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли. Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, предприятиями различных отраслей. Результат - перелив капитала между отраслями и происходит процесс выравнивания различных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости товара в цену производства. Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса. Закон средней прибыли действует как тенденция и более присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой. С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конкуренция. Свободная совершенная конкуренция хар-тся следующими чертами: 1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены. 2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизированные товары. 3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке. 4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм. 5. Имеет место только ценовая конкуренция. Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция. Существует несколько видов несовершенной конкуренции: 1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара. Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт). Далее может возникнуть и гос-ная монополия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроизводство, охрану порядка, оборону и т.д. Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель. Основные черты чистой монополии: а) единственный продавец (монополист); б) уникальность реализуемого товара, не имеющего заменителей (субститутов); в) полный контроль над производством, сбытом и ценой данного товара; г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован. Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж. 2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке имеется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной: а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен; б) продается дифференцированный товар - по качеству, упаковке, набору услуг, в том числе после продаж; в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров; г) существует довольно легкая возможность вступления в отрасль. 3. Олигополия. Присуще: а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров; б) продукция может быть как стандартизированной, так и дифференцированной; в) имеет место значительное влияние на уровень цен; г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного выгодней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом; д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует возможность сговора между ними (тайного) по поводу политики к другим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.; е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры: - относительно большие объемы производства; - достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек. При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, признаков каждой. Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения. 1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - совершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне возможностей товаропроизводителя и он продает товар по существующей цене, которая имеет вид параллельной прямой. Р спрос на продукцию данной фирмы Q 2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет форму наклонной кривой. Р спрос на продукцию данной фирмы Q При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой. → на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаропроизводитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |