Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и формы конкуренции




Существуют два основных критерия, по которым ус­танавливаются виды и формы конкуренции:

а) сфера конкурентной борьбы;

б) хар-р конкурентной борьбы.

С т.з. сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции,

Внутриотраслевая – это борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.

Результатом - установление единой среднеотраслевой цены на данный товар. Здесь индивидуальные из­держки нивелируются и формируются ОНЗТ как средние по отрасли.

Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, пред­приятиями различных отраслей.

Результат - перелив капи­тала между отраслями и происходит процесс выравнивания различ­ных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости това­ра в цену производства.

Разработка этой проблемы - заслуга К. Маркса.

Закон средней прибыли действует как тенденция и бо­лее присущ ранним этапам развития рынка. На рынке на цену товара влияют множество факторов, поэтому одни получают большую Р, а другие - маленькую, третьи - вообще никакой.

С т.з. хар-ра конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конку­ренцию.

Совершенная конкуренция была хар-на для XIX века, а с конца XIX века имеет место главным образом несовершенная конку­ренция.

Свободная совершенная конкуренция ха­р-тся следующими чертами:

1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.

2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизирован­ные товары.

3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рын­ке.

4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.

5. Имеет место только ценовая конкуренция.

Если происходит нарушение этих признаков, это - несовершенная конкуренция.

Существует несколько видов несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). - это такое положение на рынке, когда отдельный про­изводитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.

Различают также естественную монополию. К ней относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электроэнергия, газ, водоснабжение, связь, коммуникации, транспорт).

Далее может возникнуть и гос-ная монопо­лия, т.е. гос-ные предприятия, подчиняющие судопроиз­водство, охрану порядка, оборону и т.д.

Кроме того, существует такая форма конкуренции, как монопсония, т.е. когда на рынке имеется один покупатель.

Основные черты чистой монополии:

а) единственный продавец (монополист);

б) уникальность реализуемого товара, не имеющего замените­лей (субститутов);

в) полный контроль над производством, сбытом и ценой дан­ного товара;

г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.

Если монополия влияет на цену, объем производства, то монопсония - на объем продаж.

2. Монополистическая конкуренция. Здесь на рынке име­ется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:

а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;

б) продается дифференцированный товар - по качеству, упа­ковке, набору услуг, в том числе после продаж;

в) методами ведения конкурентной борьбы явл. как цена, так и качество товаров;

г) существует довольно легкая возможность вступления в от­расль.

3. Олигополия. Присуще:

а) на рынке господствует несколько фирм, которые продают крупные партии товаров;

б) продукция может быть как стандартизированной, так и диф­ференцированной;

в) имеет место значительное влияние на уровень цен;

г) сущ. практика лидерства в ценах,т.е. все фирмы в ценообразовании следуют за лидером, поскольку это намного вы­годней, чем вступать в конкурентную борьбу друг с другом;

д) поскольку на рынке несколько фирм, то существует воз­можность сговора между ними (тайного) по поводу политики к дру­гим фирмам, рабочим, рынкам и т.д.;

е) вход в отрасль значительно затруднен, существуют барьеры:

- относительно большие объемы производства;

- достижение экономии на масштабах производства и обеспечение низких издержек.

При анализе конкуренции важно найти метод, который бы легко мог определить ее хар-р, не прибегая к анализу черт, при­знаков каждой.

Таким методом явл. хар-р реакции цены на изменение спроса и предложения.

1) если производитель продает товаров столько сколько он хочет и может, а рыночная цена не меняется, то это - со­вершенная конкуренция, т.е. контроль над ценой лежит вне воз­можностей товаропроизводителя и он продает товар по существую­щей цене, которая имеет вид параллельной прямой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Q

2) если фирма увеличивает кол-во товаров на рынке и цена падает, то это - несовершенная конкуренция. В этом случае изменение величины спроса на продукцию фирмы имеет фор­му наклонной кривой.

Р спрос на продукцию данной фирмы

Q

При этом критерием несовершенной конкуренции явл. крутизна кривой.

→ на рынке совершенной конкуренции цена -заданная величина, а на рынке несовершенной конкуренции товаро­производитель стремится удержать цену при увеличении объемов производства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.