КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополия. Антимонопольные тенденции и антимонопольное законодательство
Противоположностью конкуренции явл. монополия. Основной минус монополии - это «отключение» конкуренции, ограничение рынка и снижение эффективности производства. Именно поэтому говорят об антимонопольной политике, борьбе с монополизмом. Следует отметить, что антимонопольные тенденции существуют в самом рыночном механизме. 1. Монополия выступает как составная часть рыночного механизма. 2. Мелкое и среднее предпринимательство, которое благодаря мобильности материально-технической базы, коротких коммуникаций, оперативности в НИОКР успешно противостоит и ограничивает монополии. 3. Антимонопольная борьба трудящихся через профсоюзы, потребительские общества и другие организации. Это тоже зачастую заставляет монополии идти на изменение цен, условий труда и т. д. 4. Наконец, антитрестовское законодательство. Монополия может выходить за рамки рыночного механизма и использовать нерыночные способы борьбы (барьеры, диктат и др.), исключать конкуренцию, снижать общую эффективность производства. Следует отметить, что попытки антимонопольного законодательства имелись и в России еще в начале XX в. На современном этапе эко-ого развития большая часть предпринимателей работает в условиях несовершенной конкуренции. Гос-во, прежде всего в промыш. развитых странах, посредством антимонопольного законодательства стремится поддержать конкуренцию. Первый антимонопольный закон был принят в 1890 г. в США - закон Шермана. Он объявил недействительными договора, соглашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. Судебная практика стала считать монополией любую фирму, которая продавала на рынке свыше 50 % того или иного товара. В России в 1992 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической дея-ти на товарных рынках».1995 г. - принята новая редакция. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической дея-ти и недобросовестной конкуренции, направлен на создание эффективных товарных рынков. В хоз-ой практике очень важно определение о доминирующем положении на рынке хоз-его субъекта. По положению, субъект, доля которого на рынке данного товара превышает ежегодно 35 %, считается доминирующим. Эту планку устанавливает Гос-ый комитет по антимонопольной политике и поддержке новых структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП. Крупным считается такое слияние, при котором приобретается контрольный пакет акций или более 35 % акций. ГКАП может принимать решения о принудительном разделении, взыскивать штрафы. Классики считали, что рыночная экономика способна саморегулироваться. Кейсеанство занимало противоположную сторону, считало, что без гос-ва невозможно стабильного развития экономики. Институтаалисты решающую роль отводят крупным институтам: гос-ву, корпорациям, профсоюзам. Гос-ое регулирование экономики основано на ряде принципов: 1) должно финансировать те отрасли, которые не привлекательны для частного бизнеса. 2) не должно выступать конкурентом частному бизнесу, а наоборот способствовать. 3) гос-ые меры должны быть направлены на создание единого эко-ого пространства, стабильности и сбалансированности развития экономики. 4) особую роль гос-во необходимо выполнять при спадах, эко-их кризисах. Гос-ое регулирование преследует 3 цели: 1- создание правовых, материальных и финансовых условий. 2- минимизация отрицательных последствий функционирования рыночного механизма. 3- соц. защита и соц. гарантии для наименее обеспеченной части населения страны. Основные формы гос-ого регулирования: 1) Правовое регулирование 2) Финансовое регулирование Гос-ые финансы - это совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжение гос-ва. Основные источники: -доходы от гос-ых предприятий -доходы от субъектов через налоговую систему -сдача объектов гос-ой собственности в аренду -продажа лицензии-таможенные пошлины -доходы от продажи гос-ых ценных бумаг Основные направления расходов гос-ва: -субсидии, дотации, кредиты частному бизнесу -расходы на содержание непроизводственных сфер экономики -инвестиции в производство, социальную сферу, оборону. 3) Гос-ое предпринимательство Основа - гос-ая собственность Основные направления: -производство и коммерческая дея-ть через систему гос-ых предприятий -дея-ть гос-ва на фондовом рынке. 4) Социальное регулирование Основные направления: -гарантия минимальной зарплаты -обеспечение занятости населения (сокращение безработицы)
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |