Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рыночного механизма. Его преимущества и недостатки




Классификация рынков.

1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- рынок чистой монополии.

2. По пространственному признаку

местные, региональные, национальные, мировые.

3. По хар-ру продаж рынки:

оптовый, роз­ничный, фьючерсный (контрактные).

4. По уровню насыщения товаром

а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный.

б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя

Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель.

Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль.

5. По степени регулируемости рынки

- н ере­гулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами.

- регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти

- централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности.

6. По виду представленного на рынке товара

- рынок продовольственных товаров

- рынок непродоволь­ственных товаров

- рынок услуг,

б) рынок земли.

7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок.

а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бу­маг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосроч­ные взаимные ссуды финансовых учреждений

в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов;

8. Информационный рынок.

В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности.


Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка, и для нее хара-ны такие черты, как свобода предпринимательства; свободное ценообразование; конку­ренция. Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая сво­им влиянием все сферы экономики.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие при­знаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; опреде­ленная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обес­печением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие раз­личных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы.

Рынок как эффективный механизм координации дея-ти эко-их субъектов хар-тся следующими преимуще­ствами:

- эффективное распределение ресурсов;

- возможность функционирования при ограниченной инфор­мации о цене и издержках;

- гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (вы­сокая мобильность);

- восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их вне­дрение в производство;

- свобода выбора и действий;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сто­рон:

- не сохраняет невоспроизводимые ресурсы;

- не сохраняет окружающую среду;

- не регулирует мировые богатства и ресурсы;

- не создает коллективные товары и услуги (образование, обо­рона, здравоохранение);

- не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы);

- не обеспечивает проведение фундаментальных исследований;

- удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары;

- подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъе­мам.

Особенности современной рыночной экономики:

- гибкое, адаптивное производство;

- целевой функцией явл. не только прибыль, но и расши­рение рынка, модификация, повышение качества продукции, сниже­ние затрат;

- насыщенность товарами и услугами;

- изменение форм предпринимател. дея-ти в сто­рону увеличения доли мелкого бизнеса;

- гос-ое регулирование и стимулирование конкурен­ции;

- формирование нового типа трудовых отношений через уча­стие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность).

Рыночная экономика представляет собой мно­госложную систему связей, посредством которой бесчисленные инди­видуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант эко-ого поведения, явл. цены, уравновешивающие спрос и предложение.


47). Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике.

Конкуренция - это состязательность, борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия произ­водства и сбыта товаров и услуг.

Суть кон­куренции выражается пятью силами:

а) угрозой появления в отрасли новых производителей данного товара;

б) угрозой появления на рынке товаров-заменителей (субсти­тутов);

в) способностью поставщиков комплектующих изделий торго­ваться;

г) способностью торговаться покупателей товаров и услуг;

д) уровнем соперничества уже имеющихся в отрасли конку­рентов.

Выделяют следующие черты конкуренции:

- проявляет себя в системе производства технических и эко-их параметров продукции на стадиях проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления;

- явл. одной из главных составляющих рыночных отно­шений, определяя сущность всех элементов рынка - стоимости, цен, издержек, Р';

- определяет сущность системы методов ведения хоз-ва, хоз-ого механизма и хар-ра взаимоотношений между субъектами.

конку­рентоспособность - это способность субъектов экономики (в усло­виях состязательности) осуществлять дея-ть в рыночных ус­ловиях, получать Р', достаточную для научно-технического совер­шенствования производства и стимулирования работников.

Недобросове­стная конкуренция:

1. Распространение ложных или неточных сведений о конку­рентах.

2. Доведение до потребителя искаженной информации о това­ре и его качестве, свойствах.

3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки.

4. Использование конкретных сравнений, порочащих товары конкурентов.

5. Самовольное получение, использование или разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной ин­формации, составляющей коммерческую или служебную тайну.

Роль конкуренции в рыночной экономике исключительно велика:

1. Конкуренция через законы стоимости, спроса и предложе­ния сопоставляет индивидуальные затраты с ОНЗТ.

2. Приспосаблив. объем и структуру произ-ва к объему и структуре общ-ого потребления.

3. Предопределяет распределение и перераспределение средств и ресурсов в экономике.

4. Конкуренция порождает:

а) приспособленческое поведение товаропроизводителей, свя­занное с модернизацией производства только потому, что этим за­нимается конкурент;

б) обеспечивающее поведение, которое стабилизирует поло­жение товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу;

в) новаторское поведение, которое позволяет выйти на самый высокий уровень конкурентоспособности фирмы, получать Р' и сверхприбыль.

5. Конкуренция выполняет контролирующую функцию за ис­пользованием ресурсов для того, чтобы одни не обогащались за счет других, хотя это далеко не всегда удается.

6. Обеспечивает эко-ую свободу товаропроизводите­лям, воспитывает дух предприним-ва.

Но вместе с тем она ведет к расслоению товаропроизводите­лей, обогащая одних и разоряя других.

Выделяют различные уровни конкуренции - конкуренцию от­дельных фирм, конкуренцию отраслей, регионов, конкуренцию отдельных стран на мировых рынках.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.