Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии в России 4 страница




Мы настаиваем на том, что только «гражданская личность» способна преодолеть непрерывно воспроизводящееся противоречие между системно-формальными требованиями социума и жизненной необходимостью, продиктованной «изначальной» человеческой природой и постоянным стремлением к реализации своего родового предназначения.


4. В гражданском обществе отсутствует какой-либо нравственный императив. Гражданственность не является раз и навсегда установленным состоянием или качеством личности. Это, скорее, «перманентный зов души», пытающейся удержать «целое» в ситуации шаткого равновесия между «социетистскои» ориентацией «системного» мира и индивидуалистической ориентацией «жизненного» мира социума. Следовательно, гражданственность личности определяется мерой ее нравственного подвижничества и реальной способностью преодолеть ограничения бездушного индивидуализма или «стадного коллективизма». Гражданский этос современного социума характеризуется тенденцией перехода к персоналистической модели социального поведения людей.

5. Человек как субъект гражданского общества наиболее полно выражает свои «высшие» родовые (т. е. гражданские) качества в национально-специфической форме. Он не стремится стать «гражданином мира» и уничтожить национальные границы, а, напротив, расширяет последние до пределов духовного существования всего человеческого рода. В этом состоит ценностное содержание гражданского этоса личности. Поэтому поиски моделей так называемого «глобального гражданского общества», преодолевающего якобы «узкие» рамки национально-государственных интересов, должны вестись с учетом предварительного определения гражданской идентичности (идентификации) личности.

Именно в этом мы видим главные направления дальнейшего поиска в комплексном изучении феномена гражданского общества и гражданственности в условиях углубляющегося кризиса всех сторон жизни российского социума.

Итак, гражданское общество есть обособленная область социокультурного пространства или сфера существования и развития современного социума, возникающая на стадии индустриального развития стран Запада и создающая реальные культурные, личностные и иные предпосылки или условия для динамического, сбалансированного взаимодействия системного и жизненного миров как взаимодополняющих сторон социальной жизни, развивающейся в направлении всеобщего и родового единства людей.


228

Принципы и правила социокультурного анализа гражданского общества

Философские и общетеоретические основания социокультурного анализа (дуализм, единство и взаимосвязь частей социального целого, многообразие социальной жизни и др.) реализуются при помощи соответствующих правил и процедур.

Помимо общенаучных принципов социального познания (системность, комплексный подход, связь теоретического и эмпирического, причинность или детерминизм, объективность и др.), в социотеории гражданского общества разрабатываются и используются специальные принципы. Они подразделяются нами на две группы: принципы познания, определяющие научную картину гражданского общества; принципы, выражающие его специфику и существенные черты.

Общие принципы познания, определяющие научную картину гражданского общества.

1. Принцип единства и взаимосвязи идеальных и реальных сторон гражданского общества: институциональные процессы и явления гражданского общества, суть идеальные (т. е. «внутренние» или латентные, смысловые и символически опосредующие) по содержанию и реальные (предметно-чувственные, внешне наблюдаемые и эмпирически фиксируемые) по форме проявления феномены.

2. Принцип единства и взаимосвязи «естественных» и «искусственных» элементов гражданского общества: институционализа-ция гражданского общества, рассматриваемая в ее идеально-реальной форме, является одновременно естественным (спонтанным, самодетерминированным) и искусственным (рационально обоснованным и сознательно направляемым) процессом.

3. Принцип единства и взаимосвязи субъективных, объективных и интерсубъективных сторон гражданского общества: модусы идеального/реального и естественного/искусственного существования гражданского общества дифференцируются в процессе дальнейшей институционализации на трех взаимосвязанных уровнях — субъективном (сфера деятельности, проявляющаяся в индивидуальном сознании и поведении людей), объективном (надличностная и надколлективная идеальность/реальность, выраженная в образцах и ценностях культуры) и интерсубъективном


(идеальность/реальность, представленная прежде всего в коллективном или групповом сознании и поведении людей).

4. Принцип единства и взаимосвязи личностных, культурных и организационных компонентов гражданского общества: основные компоненты данного общества конституируются в процессе его институционализации посредством структурной дифференциации жизненного и системного миров: гражданская личность (личностная организация гражданского общества) — на уровне субъективности, гражданская культура (культурная организация) — на уровне объективности (прежде всего объективной идеальности) и гражданская социальность (социальная организация) — на интерсубъективном и объективном уровнях.

5. Принцип единства и взаимосвязи деятельностных и структурных характеристик гражданского общества: процесс гражданской институционализации следует рассматривать двояким образом, с одной стороны, как способ осуществления деятельности субъектов (практической реализации их субъектно-объектных связей), а с другой стороны, как форму взаимодействия между ними (реализации их субъект-субъектных связей).

6. Принцип единства и взаимосвязи функциональных и динамических процессов развития гражданского общества: в рамках институционализации гражданских структур функциональные процессы, связанные с сохранением и воспроизводством их целостности, органически соединяются с динамическими процессами, определяющими их поступательное развитие.

Частные принципы, выражающие видовую специфику гражданского общества.

1. Принцип социокультурной интеграции «системных» и «жизненных» начал социума: социокультурное опосредование системного и жизненного миров осуществляется в рамках гражданского общества путем планомерной или спонтанной композиции («сборки») и декомпозиции («разборки») составляющих их элементов и на основе общих (согласованных, общепринятых) правил, ценностей и норм.

2. Принцип автономности социальных субъектов и структур гражданского общества: гражданские субъекты и структуры имеют собственные, относительно независимые от системного или жизненного миров источники существования и обладают самостоя-


230

тельной программой деятельности, а также высокой степенью свободы по отношению к другим субъектам и структурам социума.

3. Принцип саморазвития социальных субъектов гражданского общества: гражданские субъекты сознательно определяют содержание и направленность своего развития, исходя из собственных целей и интересов родового развития человечества.

4. Принцип динамического соответствия интересов социальных субъектов и способов их реализации в гражданском обществе: чем больше разнообразие жизненных интересов в обществе, тем более широким должен быть набор способов и возможностей их удовлетворения.

5. Принцип конвенциональности взаимодействий между
субъектами гражданского общества: взаимоотношения граждан
ских субъектов регулируются при помощи правил, вытекающих
из условий соглашений (конвенций) и связанных с ними взаим
ных обязательств договаривающихся сторон.

6. Принцип преобладания (доминирования) «горизонтальных»
связей между субъектами гражданского общества: отношения меж
ду гражданскими субъектами строятся на основе положительных
обратных связей, связей «по горизонтали», имеющих добровольный
характер и исключающих по своей сути любые формы принужде
ния, политического или идеологического диктата.

Основываясь на приведенных концептуальных положениях и принципах социокультурного анализа, отметим наиболее важные, с нашей точки зрения, особенности комплексного изучения гражданского общества.

6.2. «Первое погружение»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.