Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое индустриальное общество 19 страница




2 С этой точки зрения рассматривается вопрос в статье: Charles Silberman, «The Real News about Automation», «Fortune», January 1965. Противоположная и, я думаю, более убедительная точка зрения выражена в работе: Ben В. Seligman, Automation and the Unions, «Dissent», Winter, 1965. Под словом «автоматизация» в узком смысле понимается промышленный процесс, в ходе ко­торого информация о прохождении операций поступает в вычислительное устройство и через него посредством механизма обратной связи — в регулирующее устрой­ство, которое полностью управляет процессом. Таким образом прямое вмешательство человека устраняется. Очень важны также и автоматические машины, устраня­ющие вмешательство человека лишь частично. После­дний случай также называют автоматизацией. Вслед­ствие этой терминологической путаницы я пользуюсь понятием автоматизации осторожно и в основном при изложении общепринятых взглядов.

развитию техники исходя из своих собственных интере­сов, а также в тех случаях, когда эта цель не противоре­чит другим ее целям. Более важно то, что технострук­тура нуждается в устойчивости снабжения и цен на все основные элементы производства. Труд является одним из таких основных элементов, а при наличии зна­чительной массы производственных рабочих, особенно если они подчиняются власти профсоюза, возникает су­щественный элемент неопределенности. Кто в этом слу­чае может сказать, каков будет необходимый уровень заработной платы для привлечения рабочих? Кто смо­жет оценить вероятность, издержки и последствия за­бастовки?

Напротив, механизация способствует определенно­сти условий. Машины не объявляют забастовки. Цены на них поддаются стабилизации, которая, как мы виде­ли, вытекает из договорных отношений между крупны­ми фирмами. Капитал, необходимый для покупки маши­ны, формируется за счет внутренних накоплений фир­мы. Таким образом, снабжение и затраты находятся под полным контролем фирмы. Механизация требует увели­чения числа служащих («белых воротничков»), и расши­рения техноструктуры. Но служащие, за редкими исклю­чениями, не являются членами профсоюзов; они имеют тенденцию солидаризоваться с целями техноструктуры, с которой они сливаются1. Расширение техноструктуры означает усиление ее власти на предприятии. Таков бу­дет результат замены двадцати производственных рабо­чих двумя работниками, сведущими в вычислительных машинах.

Таким образом, техноструктуру побуждают к замене производственных рабочих и другие соображения, по-

1 Я вернусь более подробно к этим вопросам в гл. XXIII и XXIV.

мимо проблемы издержек (хотя последняя может быть важна сама по себе).

За тринадцать лет, с 1951 до 1964 г., рабочая сила в США выросла приблизительно на 10 млн человек — с 60,9 млн до 70,6 млн человек, но число производствен­ных рабочих не увеличилось, а в первые годы этого пери­ода даже сократилось. Это относится к производствен­ным рабочим во всей экономике, исключая сельское хо­зяйство и отрасли услуг. В отраслях со сравнительно не­большим числом очень крупных фирм, то есть в высшей степени характерных для индустриальной системы,— в сталелитейной, автомобильной, нефтеперерабатываю­щей, табачной и пищевой промышленности — число про­изводственных рабочих в 1964 г. было заметно ниже (а в некоторых случаях значительно ниже) уровня 1951 г.1 и продолжало понижаться до последнего времени. Объем же производства всех товаров в 1964 г. в полтора раза превышал уровень 1951 г. В 1960 г. в автомобильной про­мышленности число производственных рабочих было на 172 тыс. меньше, чем в 1953 г., а производство легковых автомобилей выросло за это время на полмиллиона еди­ниц, и примерно так же увеличилось производство грузо­виков и автобусов2. За весь этот период наблюдался весь­ма значительный рост занятости в разряде «белых ворот­ничков»3. Согласно недавно проведенным исследовани­ям, эти тенденции получают дальнейшее развитие. Будет наблюдаться быстрый рост занятости лиц свободных

1 «Manpower Report of the President and A Report on Manpower Requirements, Resources, Utilization and Training», United States Department of Labor, March 1966, p. 164, 200.

2 «The U.S. Labor Force, 1950-1960», «Population Bulletin», Vol. ХХ, № 3, May 1964, p. 73-74.

3 Я вернусь к этому вопросу в главе XXV.

профессий и «белых воротничков» и лишь незначительное увеличение занятости в разряде «синих воротничков»1.

Одновременно с относительным снижением спроса на производственных рабочих растут потребности в высо­кообразованных специалистах. Техноструктура нужда­ется в них. Нужны также работники с более скромным образовательным уровнем для пополнения группы «бе­лых воротничков».

Из этого следует, что если система образования не будет справляться с этими потребностями, то возникнет нехватка высокообразованных специалистов и избыток малоквалифицированной рабочей силы. Таково положе­ние в настоящее время.

Люди, работающие в системе образования, могут тщес­лавно полагать, что они формируют эту систему в соответ-

1 «National Commission on Technology, Automation and Economic Progress, The Outlook for Technological Change and Employment», Appendix, Vol. I, February 1966, p. 1-10. Приведем оценку комиссии относительно тенденции развития между 1964 и 1975 гг. «Больше всего увеличит­ся потребность в лицах свободных профессий и техни­ческих специалистах; здесь потребуется дополнительно более чем 4,5 млн работников, то есть прирост составит 54%. В группе "белых воротничков" в целом ожидается увеличение на две пятых, в результате чего она составит 48% всей потребности в рабочей силе в 1975 г. Заня­тость в разряде "синих воротничков" будет по оценке увеличиваться в два раза медленнее и составит 34% всей потребности в рабочей силе. Ожидается быстрое увеличение потребности в работниках сферы услуг [в ос­новном за пределами индустриальной системы]: рост за­нятости на 35% и повышение доли всех групп в общей занятости до 14%».

ствии со своими идеалами. Конечно, их влияние нельзя от­рицать, но решающая роль принадлежит экономической системе. То, что педагоги считают свободой, обычно есть лишь свобода реагировать на нужды экономики.

Требования к образовательному уровню рабочей силы на ранних стадиях индустриализации можно было бы изобразить в виде низкой пирамиды. Для работы в конторе нужно было небольшое число специалистов раз­личной квалификации: менеджеров, инженеров, счетово­дов, хронометристов и клерков. Широкое основание со­стояло из большого числа рабочих, выполнявших однооб­разные операции, для которых даже грамотность была роскошью. Этой пирамиде соответствовала и система об­разования. Население в массе своей получало начальное образование, требовавшее минимальных расходов. Те, кто желал получить более высокое образование, должны были платить за него или же отказываться от заработка на время учебы. Это приводило к тому, что такое образо­вание получало меньшинство. До настоящего времени школьная система в старых промышленных районах все еще значительно отстает. Так повелось, что старые про­мышленные города имеют плохие школы1.

Потребности индустриальной системы в рабочей силе можно наглядно представить в виде высокой урны. Непос­редственно вниз от вершины она расширяется, отражая потребность техноструктуры в людях с административ­ными, организаторскими и плановыми способностями, в

1 За пределами индустриальной системы то же самое име­ет место в сельских районах Юга. Здесь также сохраня­ется потребность в неквалифицированной, неграмотной рабочей силе, и в соответствии с этим средства на боль­шее не отпускаются. Сельское хозяйство на Севере предъявляет более высокие требования, и поэтому там сельские школы лучше. Разница в размерах дохода явля­ется как причиной, так и следствием этого различия.

ученых и инженерах, в руководителях отделов сбыта, специалистах по сбыту и снабжению, в тех, кто овладел искусством убеждать потребителя, и тех, кто обучен программированию и работе на вычислительных маши­нах. Она расширяется и далее, отражая потребность в «белых воротничках». Затем она круто сужается по на­правлению к основанию, отражая более ограниченный спрос на труд, связанный с мускульными и однообраз­ными операциями, легко поддающимися механизации.

Это изменение потребностей в образовании носит прогрессирующий характер. Вершина урны продолжает расширяться, в то время как ее основание остается таким же или сокращается. Система образования реагирует на эти изменения, но с некоторым опозданием, что в какой-то мере характерно для любой реакции такого рода. Важ­но отметить, что новые требования к образованию нахо­дятся в противоречии с социальными установками пред­принимателей. Последние, как отмечалось, пытались уподобить государство инкубу1; они стремились ограни­чить его деятельность вопросами законодательства и пра­вопорядка, защитой собственности и задачами обороны. В настоящее время развитая корпорация должна при­знать свою зависимость от государства в отношении фак­тора производства, более важного для ее успеха, чем ка­питал. Такая перестройка социальных установок требует времени, соответственно запаздывает и реакция обще­ства на происходящие изменения.

Результат этой запоздалой реакции состоит в следую­щем: в периоды, когда уровень занятости сравнительно высок, будут существовать многочисленные вакантные

1 Инкуб — страж ада, злой дух.— Примеч. перев.

места для лиц с высокой квалификацией, а безработны­ми будут в основном лица, не имеющие образования или достаточного опыта и стажа работы. Именно таково положение в настоящее время — эти строки пишутся в 1966 г.,— и оно сохраняется уже в течение ряда лет. Су­ществует много вакантных мест для лиц с высоким об­разовательным уровнем. Об этом свидетельствуют энергичные усилия, предпринимаемые индустриальной системой для набора специалистов в университетах, колледжах и даже посредством газетных объявлений1. В то же время, поскольку эти вакансии еще не воспри­нимаются как естественная оборотная сторона безрабо­тицы, их учет поставлен крайне плохо.

Данные относительно образовательного уровня без­работных более полны. Весной 1962 г., когда официаль­ный уровень безработицы составлял 6% рабочей силы, он достигал 10,4% для лиц с четырехклассным образо­ванием и 8,5% для тех, кто проучился в школе от пяти до семи лет. Те, кто профессионально не пригоден для найма (unemployable), в конечном счете теряют надеж­ду найти работу (в отличие от других безработных) и уходят с рынка труда. Если тех, кто активно не ищет ра­боту, включить в состав рабочей силы, то уровень безра­ботицы в стране составит 7,8%. Для лиц с четырех­классным и более низким образованием он составляет 17,2%. Среди тех, кто проучился в школе пять—семь лет, доля безработных составляет 12,2%. Среди тех, кто имеет за плечами шестнадцать лет обучения и бо­лее, уровень безработицы равен всего лишь 1,4%. Среди тех, кто официально учитывался в качестве безработных,

1 Издатель одной бостонской газеты отмечал в 1966 г., что его доходы от объявлений о приеме на работу при мень­ших хлопотах превысили доходы от объявлений универ­магов.

40% учились не более, а, как правило, значительно меньше восьми лет1. Безработица среди молодежи моло­же 20 лет (teen-agers) ввиду недостаточного трудового стажа и во многих случаях недостаточного образования составляла 11,8%. А если включить тех, кто не входил в рабочую силу, она достигала 25,6%2. Добавим, что че­ловек, проучившийся небольшое число лет, за те же годы обычно получает худшую подготовку, чем человек, продолживший обучение. Две главные причины прекра­щения учебы — либо плохое состояние школ, либо пло­хая успеваемость. Отсюда следует, что даже те ограни­ченные годы обучения дали учащемуся меньше, чем они дают в среднем. Поэтому не может быть сомнения, что среди безработных будет повышаться доля лиц, не полу­чивших образования3.

1 Charles С. Killingsworth, Unemployment and the Tax Cut, Adress before Conference on Economic Security, Michigan State University, October 26, 1963, Mimeographed. Укажем для сравнения, что уровень без­работицы в стране в 1933 г.— худшем году Великой деп­рессии — равнялся 25% гражданской рабочей силы.

2 William G. Bowen, Unemployment in the United States: Quantative Dimensions, в кн.: «Unemployment in Prosperous Economy», William G Bowen and Frederich Herbison, eds., Princeton, 1965, p. 36.

3 Следует помнить, что обсуждаемые выше требования к уровню образования и случаи несоответствия этим тре­бованиям относятся к индустриальной системе, тогда как показатели образовательного уровня безработных характеризуют рабочую силу в целом. С другой стороны, бесспорно, возможности получить работу лицам с мини­мальным образовательным уровнем больше вне индуст­риальной системы. Отрасли услуг, строительство и сель­ское хозяйство по-прежнему предъявляют в значитель­ных размерах спрос на труд рядовой квалификации. Пример кочующих сельскохозяйственных рабочих показывает, насколько гибкой по отношению к требованиям обстановки является образовательная система. Для уборки урожая не требуется никакого образования. Та­кая рабочая сила постоянно воспроизводится посред­ством лишения детей сельскохозяйственных рабочих возможности получить образование.

Недостаток образования — это не единственное пре­пятствие для тех, кого отвергает индустриальная система. В значительной части это касается негров и представите­лей других расовых меньшинств. Давно было отмечено, что рабочий-негр в последнюю очередь получает работу, когда занятость растет, и в первую очередь теряет ее, ког­да занятость сокращается. Для негров препятствия осо­бенно сильны. Но в значительной мере их следует припи­сать низкому образовательному уровню негритянского на­селения, то есть первоначальным неблагоприятным усло­виям обучения и обстановки, а не дискриминации как таковой со стороны индустриальной системы. Получив­ший хорошее образование негр вовсе не обязательно в первую очередь теряет работу и последним ее получает1.

Безработица частично связана с изменением струк­туры промышленности — с сокращением добычи антра­цита в центральной Пенсильвании, с механизацией и концентрацией добычи коксующихся углей, с упадком промышленности в фабричных городах штата Нью-Йорк, Новой Англии и в других районах. Но и здесь мно­гое связано с неудовлетворительной системой образова­ния, которая обслуживает промышленность этих райо­нов, где, как правило, мальчик поступает на шахту или

1 Хотя заработки образованных негров значительно ниже, чем белых граждан соответствующей квалификации. «Population Bulletin», Vol. ХХ, № 3, p 78.

фабрику в раннем возрасте, как только он становится способен к физическому труду. Хорошо образованные люди находят работу, а там, где имеются подготовлен­ные кадры, развивается промышленность. Авиацион­ный инженер в случае падения спроса на пилотируе­мые военные самолеты может испытывать затрудне­ния, подыскивая работу по специальности. Но после несложного обучения и немного поступившись гордос­тью он станет превосходным агентом по продаже быто­вой техники.

Этот вопрос очень важен. В состав безработных в индустриальной системе включаются те, кто не может найти работу по своей специальности или профессии. Сюда относятся также квалифицированные рабочие, ко­торые оказались в затруднительном положении, но не решаются переехать в другое место. Число лиц, включа­емых в эти категории, будет расти по мере того, как дав­ление спроса на резервы рабочей силы будет умень­шаться, а безработица — вследствие этого — возрас­тать. Но возросшие требования к образовательному уровню со стороны индустриальной системы повышают мобильность рабочей силы как в перемене профессии, так и места жительства. Квалифицированный ремеслен­ник, получивший скромное образование, нелегко меня­ет специальность. И риск, связанный с этой переменой, ложится на него самого. Поэтому если он устроился слесарем-инструментальщиком в Детройте, то он поста­рается там и остаться. Инженер или руководитель отде­ла сбыта, даже если он получил узкую специальность, может в случае необходимости получить другую, воз­можно менее высокую, квалификацию. Он весьма слабо привязан к месту. Если возникает большая потребность в данной специальности в любом другом районе страны, он отправляется туда в поисках работы либо его перево­дит наниматель.

В последние годы экономисты спорили, носит ли безработица в условиях современной экономики пре­имущественно структурный характер, иначе говоря, по­рождается ли она неудовлетворительным приспособле­нием профессионального состава рабочих к новым по­требностям, или же она есть результат недостаточного спроса в целом. Споры были ожесточенными, поскольку от диагноза зависел характер лечения. Если безработи­ца является структурной, то лекарством от нее будет пе­реквалификация безработных. Но если проблема сво­дится к недостаточности спроса, тогда можно удовлет­вориться общими мерами по повышению расходов или сокращению налогов. Использование сокращения нало­гов в качестве средства лечения недостаточности спро­са внесло новый аспект в этот спор. Защитники струк­турной теории причин и средств лечения безработицы почувствовали, что на этом пути будут ограничены рас­ходы на образование, производственное обучение и пе­реквалификацию, то есть как раз на то, что является средством против безработицы.

Теперь для нас ответ ясен. Безработица объясняется и структурными причинами, и недостаточным спросом, но вдобавок еще кое-чем. Она появляется в результате снижения совокупного спроса и затрагивает тех, кто наиболее прочно привязан к своим профессиям и райо­нам жительства. В то же время существуют вакантные места, требующие высокой квалификации и специаль­ной подготовки. Занятость повысится как в результате увеличения общего спроса, так и при лучшем приспо­соблении профессионального состава рабочих к потреб­ностям.

При любом данном уровне спроса безработица будет меньше в условиях более высокого культурного уровня, соответствующего нуждам индустриальной системы. Ко­личество практически неграмотного населения, которое

вообще не может быть использовано, при этом умень­шится. Возрастет число специалистов для заполнения вакантных мест, требующих высокой квалификации, и повысится мобильность как при смене специальности, так и при перемене места жительства, что всегда про­исходит при повышении образовательного уровня1. Со­временная безработица носит не только агрегативный (в том смысле, что она является результатом недоста­точного спроса) и структурный характер; она объясня­ется также уровнем культурного развития населения.

Следует отметить, что безработица, исчисленная простыми статистическими методами, в настоящее время не отражает положения дел в индустриальной системе. Эта система требует последовательного при­способления образованной рабочей силы к ее нуждам. Если это приспособление несовершенно, то возникает недостаток рабочих узкой квалификации. И в то же время существует безработица. И то и другое служит мерой несовершенства приспособления. В зависимос­ти от размеров этого несовершенства контингент без­работных подразделяется на тех, кто не пригоден для

1 За последние годы безработица в большинстве стран За­падной Европы неизменно составляла меньшую долю ра­бочей силы, чем в США. Частично это объясняется уси­ленным давлением спроса и относительно лучшими воз­можностями получить работу вне индустриальной сис­темы. Но уровень образования и вследствие этого более однородная квалификация рабочей силы, безусловно, являлись дополнительными факторами. Иностранные рабочие с низким образовательным уровнем дополняли внутреннюю рабочую силу, что позволяло принимать их в нужных количествах в таких странах, как Германия, Франция и Швейцария, тогда как в Испании, Турции и Южной Италии имелась безработица, связанная с такой низкой квалификацией.

найма из-за недостаточного образования, тех, кто не­достаточно мобилен в профессиональном или геогра­фическом отношении из-за отсутствия образования, и тех, кто имел специальность или квалификацию, на ко­торую нет спроса, и не может по причинам, не связан­ным с образованием, переквалифицироваться в соот­ветствии со спросом. С другой стороны, причина без­работицы может быть совершенно иной. Она может крыться в недостатке совокупного спроса, что отража­ет иной аспект приспособления общества к нуждам ин­дустриальной системы. Простые данные о безработи­це, как мы убедились, почти ничего не говорят о приро­де отклонений в приспособлении в любой данный мо­мент времени. В свое время мощности сталелитейной промышленности были относительно хорошим показа­телем способности страны строить железные дороги и удовлетворять другие потребности в стали. В наше время этот показатель ничего не говорит о способнос­ти производить специальные сорта стали для корпусов сверхзвуковых самолетов и для других подобных нужд. Прогресс техники привел к тому, что показатели валового производства потеряли смысл. Сейчас необ­ходимо знать, насколько приспособлено производство к более высоким, более специализированным и посто­янно меняющимся требованиям в отношении метал­лов. Избыток стали может существовать одновременно с острой нехваткой. То же относится и к труду. И здесь необходимо расшифровать общие показатели, чтобы увидеть, насколько образование приспособлено для удовлетворения более высоких, более специализиро­ванных и постоянно меняющихся требований. И здесь общие показатели имеют мало смысла. И здесь, как и в случае со сталью, одной из причин, приведших к это­му, был технический прогресс.

О характере любого общества многое можно узнать из его социальных конфликтов и столкновений. Когда капи­тал был ключом к экономическому успеху, существовал социальный конфликт между богатыми и бедными. День­ги были разделительной чертой: те, кто владел деньгами, презирали неимущих, а те, кто не имел их, испытывали чувство негодования. Социология, экономика, полити­ческая наука и художественная литература — во всем этом находила отражение борьба между двумя сторона­ми и показывались отношения между дворцами богачей и хижинами бедняков.

В наше время людей разделяет образование. Всем, кто имеет преимущества в образовании, подобно бога­тым людям в прежние времена, постоянно напоминают об их положении (noblesse oblige) и о необходимой скромности. Они должны помогать тем, кто менее удач­лив, и не слишком похваляться своей образованностью. Но все это не помогает ликвидации конфликта. Он про­является почти повсеместно.

Таким образом, в городе, хорошо приспособленном к требованиям индустриальной системы, то есть с хорошо поставленной системой образования и высококвалифи­цированной рабочей силой, будет развиваться промыш­ленность и расти благосостояние. Такой город станет Ханааном для энергичных людей из районов, находя­щихся в менее благоприятном положении. Этим объяс­няется современная миграция населения с Юга, Юго-Запада и пограничных штатов в Калифорнию, в север­ные районы Среднего Запада и на восточное побережье. Значительная часть этих переселенцев недостаточно квалифицированна, чтобы получить работу в индустри­альной системе. Они пополняют собою ряды тех, кто по-

лучает пособие по безработице и пособие для бедных в районах, куда они прибывают. Об отношении к ним го­ворят их прозвища: деревенщина, неучи, пьянчуги. Дело не в том, что они беднее, а в том, что они отстали в культурном отношении. Именно эти группы, а не трудя­щийся пролетариат отвечают возмущением и насилием на такое отношение к ним в обществе.

В области политики также отражается эта новая фор­ма расслоения в обществе. В США подозрительность и возмущение направлены теперь не против капиталистов или вообще богатых людей. Теперь с опаской и тревогой смотрят на интеллигенцию. Это неудивительно. Не сле­дует также удивляться тому, что полуграмотные милли­онеры становятся лидерами или финансовыми покрови­телями невежественных сил в их борьбе против тех, кто привилегирован в интеллектуальном отношении и черпа­ет в этом удовлетворение. Именно в этом отражается су­щественное классовое разделение нашего времени.

Дальнейшим следствием новой структуры занятости и безработицы является то, что к полной занятости, хотя последняя и остается важнейшим показателем ус­пешного функционирования экономической системы, можно приблизиться, лишь преодолевая все возрастаю­щее сопротивление. Уже отмечалось, что, по мере того как число безработных уменьшается, их ряды все боль­ше пополняют те, кто главным образом из-за недоста­точного образования оказывается непригодным для ра­боты в индустриальной системе. Наряду с существова­нием этого твердого ядра безработицы растет число ва­кантных мест для высококвалифицированных рабочих и улучшается положение тех, кто работает. Это после­дний источник неустойчивости индустриальной систе­мы и еще одна причина, вызывающая необходимость го­сударственного вмешательства. Перейдем к рассмотре­нию этого вопроса.

ГЛАВА XXII. КОНТРОЛЬ НАЛ СПИРАЛЬЮ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - ЦЕНЫ

Людям консервативного склада всегда было свойственно подозревать, что любое действие имеет определенные последствия. Превосходным подтверждением этому служит воздействие регу­лирования совокупного спроса на политику госу­дарства в области заработной платы и цен.

Государство регулирует совокупный спрос, обеспечивая размер покупательной способнос­ти, достаточный для того, чтобы дать работу на­личной рабочей силе. Низкий уровень безрабо­тицы является признанным показателем успеха экономики и компетентности тех, кто ею руко­водит. Но, как было показано в предыдущей гла­ве, достичь этого не так легко. Понятия занятос­ти и безработицы мало что значат в индустри­альной системе. То, что в настоящее время по­нимается под этой проблемой,— это сложный вопрос о том, как обеспечить соответствие про­фессионального состава рабочих крайне разно­образным потребностям. Потребность в наиме­нее образованных людях сравнительно невели­ка. Только при очень высоком уровне совокупно­го спроса им может быть предоставлена работа, если они вообще могут работать, а в такие пери­оды обычно возникает большая нехватка рабо­чей силы более высокой квалификации.

При любом достаточно высоком уровне спроса цены и ставки заработной платы в индустриальной системе не­избежно становятся неустойчивыми. Это особенно отно­сится к таким условиям, когда спрос настолько высок, что начинают принимать рабочих из числа безработных, считавшихся более или менее непригодными для найма. В этом случае ставки заработной платы и цены подталки­вают друг друга вверх в поступательной спирали. Полез­но будет при описании этой спирали начать с воздей­ствия заработной платы на цены. Однако это непрерыв­ный процесс, и поэтому не следует рассматривать повы­шение заработной платы как причину повышения цен только потому, что оно взято за отправную точку.

Когда безработица невелика, позиции профсоюзов на переговорах, сопутствующих заключению коллектив­ных договоров, как правило, сильны. Члены профсоюза могут решиться на забастовку, будучи уверенными, что им не найдут замены. Говоря более конкретно, они зна­ют, что их действия причинят максимальный ущерб предпринимателю и что после забастовки они незамед­лительно будут приняты на работу.

В этих условиях предприниматели со своей стороны сочтут разумным согласиться на повышение заработной платы. Высокий спрос гарантирует, что дополнительные издержки, связанные с повышением заработной платы, могут быть переложены на потребителя или на других по­купателей. К тому времени когда безработица макси­мально сокращается, обычно возникает нехватка некото­рых категорий производственных рабочих1. Повышенная

1 Следует отличать от вакансий, требующих высокой ква­лификации, в сфере техноструктуры.

заработная плата используется для удержания или при­влечения рабочей силы. Коллективным договором обыч­но охвачена значительная часть рабочих данной отрас­ли. Это ведет к тому, что все фирмы или их большин­ство повышают ставки заработной платы, а следова­тельно, и цены, в одно и то же время. Наряду с высоким спросом это обстоятельство уменьшает вероятность того, что контроль над ценами, столь существенный для планирования, будет нарушен из-за нежелания какой-либо фирмы придерживаться общей линии.

С усилением позиций развитой корпорации вероят­ность возникновения спирали значительно возросла. Предпринимательская корпорация предположительно максимизирует прибыли в рамках, поставленных теку­щим состоянием спроса. Можно согласиться, что именно так и обстояло дело. Если прибыли к определенному мо­менту достигали максимума, а цены были на уровне, обес­печивающем этот максимум, то рост заработной платы не мог быть переложен посредством повышения цен. Нельзя улучшить наилучшее. Но если рост заработной платы не может быть переложен, то он должен быть оплачен из при­былей. А природа предпринимательской корпорации тако­ва, что эти прибыли в значительной мере принадлежат предпринимателю. Но, как известно, особенно неохотно люди платят из собственного кармана. И предприниматель имел основание сопротивляться. Ведь если он уступит, то рост заработной платы может и не привести к росту цен, поскольку, повторяем, они уже и так находятся на уровне, соответствующем максимальной прибыли.

В развитой корпорации техноструктура устанавли­вает цены не с целью получения максимальных прибы­лей, а на уровне, который лучше всего обеспечивает бе­зопасность техноструктуры и рост фирмы. Это означа­ет, за редкими исключениями, что есть возможность увеличить доходы путем повышения цен. Соответствен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.