КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Здоровый образ жизни как модель поведения и как первичная профилактика социальных отклонений
Образ жизни — это одна из биосоциальных категорий, характеризует особенности быта и труда, использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в общественной жизни, норм и правил поведения. При анализе образа жизни выделяют его основные параметры: социальную, трудовую и физическую активность. Образ жизни человека включает три категории: уровень, качество и стиль жизни. Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). Стиль жизни — поведенческая особенность повседневной жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности (социально-психологическая категория). Особым разнообразием при оценке категорий образа жизни отличается концепция качества. При конструировании и анализе этого понятия более всего сказывается субъективное начало в жизненных подходах и произвольность трактовки. В число наиболее распространенных элементов, рассматриваемых с качественной стороны, включаются: здоровье, условия рабочего места, возможности в использовании свободного времени, чувство социальной уверенности, плотность населения, комфортность жилища, окружающая среда, обеспеченность продуктами питания, их полезность, эстетические наслаждения, число разводов, стрессовая плотность и ее характер и т.д. Оценивая значение каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при сравнимой роли уровня жизни, имеющего в основном общественный характер, здоровье человека в значительной степени зависит от стиля жизни, который носит преимущественно персонифицированный характер. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как на абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Здоровый образ жизни человека является частью общей культуры личности, отражающей его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психическом здоровье. Необходимость формирования культуры здоровья через образование как социальный институт привело к возникновению различных педагогических технологий, связанных с вопросами формирования ценностного отношения к своему здоровью, обобщивших представления о здоровье, здоровом образе жизни. Одной из основных причин необходимости введения и внедрения здоровьеразвивающих (ранее называемых здоровьесберегающими) технологий в детские и другие образовательные учреждения, которые бы смогли своим содержанием, средствами и методами снять острейшую проблему современности, является резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков, особенно в раннем онтогенезе, связанное в значительной степени с низкой валеологической культурой населения. Разрешить эту проблему воспитания на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях общего образования можно путем целенаправленного формирования культуры здоровья личности как ее интегративной характеристики. Культуру здоровья школьников необходимо формировать как в учебное время (при изучении таких дисциплин, как физическое воспитание, ОБЖ, литература, русский язык, математика, биология и др.), так и во внеучебной деятельности (валеологическое просвещение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для формирования ЗОЖ личности, спортивно-оздоровительные мероприятия помогают школьникам снять утомление после учебного дня, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья). Усилия в этом направлении при обеспечении учебно-воспитательного процесса оказываются более эффективными у педагогов, которые используют интерактивные методы и разнообразные формы обучения, в том числе проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Кроме того, в ряде школ существует традиция проведения спортивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др. Здоровый образ жизни имеет многоплановый характер. Прежде всего это стремление к физическому совершенству, достижение психической гармонии в окружающем мире, обеспечение полноценного питания, исключение из жизни многочисленных аспектов саморазрушающего поведения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, его очищение, установление адекватных режимов деятельности и отдыха. Однако, далее при изложении материала мы остановимся лишь на некоторых факторах и условиях здорового образа жизни, которые, с одной стороны, были бы посильны для реализации, а с другой — носили бы общечеловеческий, транзитный для временных, национальных, религиозных, государственных барьеров и условностей характер, эффективный для поддержания здоровья.
Движение — физиологическая потребность организма Двигательная активность — это сумма всех движений, производимых человеком в процессе жизнедеятельности. По мнению И. А. Аршавского (1980), каждое проявление двигательной активности способствует образованию метаболитов, необходимых для нормальных процессов роста и развития организма. Объем и характер двигательной активности человека в большей степени зависят от специфики выполняемого им труда. Тысячелетиями жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% его усилий. За годы текущего столетия сложились обратные соотношения, возник дефицит двигательной активности. Этот дефицит движения ведет к развитию ранее неизвестных состояний, которые приводят к атрофии мышц, потере белка, замене мышечной ткани жировой. Основными средствами физической культуры являются физические упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека (см.рисунок). Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.
Предупреждение гипокинезии (гиподинамия) с помощью физических упраж нений. И. П. Павлов считал физическую работу «величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности». В отличие от функционирования механической системы, изнашивающейся от работы, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, но и морфологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов. К настоящему времени с целью эффективности борьбы с гиподинамией разработан и практически адаптирован целый ряд авторских методик физического развития. Данные методики предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации, объяснимая и понятная эффективность. Это прежде всего система Купера — контролируемые беговые нагрузки, система Амосова — режим 1000 движений, система Лидерда — бег ради жизни, система Маргауза — всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки (следуя установке: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся); скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток) и т.д. Естественно, что выбор того или иного способа, методики, системы соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса. Во всяком случае, выбору вида и методики физических нагрузок, как правило, должны предшествовать консультации со специалистами спорта и врачебные обследования.
Роль физических упражнений в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть и ходить, т.е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность деформации позвоночника сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, асимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших. Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу, т.е. вертикальное положение тела в пространстве. Физиологически правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата и облегчает координацию движений. Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение, — следует исключить принятие однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, пуховых или других слишком мягких постелей для сна. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка и искривление позвоночника (сколиоз). Если в первых двух формах нет необходимости в специальных корригирующих упражнениях, то при искривлениях позвоночника следует обязательно заниматься специальной лечебной физической культурой. Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить правильное положение частей тела: головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Выполнение упражнений, формирующих правильную осанку, и корригирующих упражнений должно стать потребностью учащихся как на уроках физической культуры, так и при самостоятельных занятиях дома.
Предлагаю измерить уровень своей двигательной активности можно с помощью данных, приведенных в таблице (см. ниже) Для самопроверки необходимо проставить соответствующие баллы и суммировать их. Штрафные очки вычитаются из общей суммы. Если итоговая сумма составит 60 баллов и выше, двигательная активность оценивается как «отлично», 40 — «хорошо», больше 20 — «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», если набирается меньше 20 баллов. Оценка физической активности
В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объем двигательной активности для людей разного возраста: • дошкольники — 21—28 ч; • школьники — 14—21 ч; • учащиеся средних специальных учебных заведений — 10—14 ч; • студенты — 10—14 ч; • служащие — 6—10 ч. • Питание — источник жизни и здоровья Изречение «человек есть то, что он ест» отражает понимание древними роли питания в жизни человека, но им были неизвестны механизмы пищеварения. Так, в древности люди полагали, что пища, попав в желудочно-кишечный тракт, подвергается там процессам, похожим на брожение, и с их помощью преобразуется в кровь, которая проходит очистку в печени, после чего используется для питания органов и тканей организма. Таким образом, согласно теории Аристотеля — Галена, кровь непрерывно образуется из пищи и непрерывно расходуется в процессе жизнедеятельности организма. В прошлом столетии сформировалась теория сбалансированного питания, признаваемая теперь классической, которая рассматривает потребление пищи как способ поддержания постоянства молекулярного состава в организме и возмещения энергетических и пластических затрат за счет новых поступлений пищи (энергии). Основу сбалансированного питания составляют следующие фундаментальные положения: • приток веществ (энергии) точно соответствует их потере; • приток питательных веществ обеспечивается путем расщепления пищевых структур и всасывания молекул органических и неорганических веществ, непосредственно используемых в обмене; • усвоение пищи осуществляется только поглощающим ее организмом. С пищей в организм поступают такие сложные веществ, как белки, жиры и углеводы, которые служат источником энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, и строительным материалом, идущим на возобновление клеток, тканей и органов человеческого тела.Одним из основных принципов рационального питания является обеспечение энергетических потребностей организма. Потребность организма в энергии зависит от целого ряда факторов: веса тела, возраста, выполняемой работы, физиологического состояния и др. Но при этом основной принцип таков: нам нужно столько калорий, сколько мы их расходуем, а точнее, энергетическая потребность человека, выраженная в калориях, должна равняться количеству расходуемой энергии. Вся энергия, которую тратит человек в процессе жизнедеятельности в течение суток, носит название «энергия общего обмена» (ЭОО) или общий обмен. Он складывается из трех основных величин. 1. Из энергии общего обмена часть энергии тратится на физиологические функции организма (в среднем около 1500 Ккал в день). Интенсивность обменных процессов у мужчин выше, чем у женщин, примерно на 10%. С возрастом энергетическая потребность снижается как у женщин, так и у мужчин. 2. Часть энергии общего обмен расходуется на прием и усвоение пищи. Этот процесс называется специфически-динамическим действием пищи (СДДП) и заключается в том, что после приема пищи обменные процессы усиливаются и достигают максимума через 3—6 ч. Самый большой расход энергии отмечается при усвоении белков и несколько меньший — углеводов и жиров. При смешанном типе питания уровень специфически-динамического действия пищи составляет 10—15% уровня общего обмена. 3. Оставшаяся часть энергии общего обмена расходуется на передвижение в пространстве и трудовую деятельность, за счет преимущественно мышечной работы, ее интенсивности и продолжительности. Таким образом, балансовый подход к питанию привел к тому, что ценными, полезными стали считать только компоненты пищи (нутриенты), которые усваиваются организмом, — это в основном мономеры белков, жиров, углеводов, витаминов. Следовательно, остальная часть пищи, которая не усваивается организмом, — это балласт. В связи с этим пищу можно улучшать, обогащая ее нутри- ентами и уменьшая в составе ее балласт. Развивая эту идею дальше, ученые пришли к мысли, что обычную пищу можно заменить идеальной пищей (мономерами белков, жиров, углеводов, витаминов), т.е. такой, которая уже изначально состоит непосредственно из тех элементов-мономеров, которые в организме образуются лишь на конечных стадиях пищеварения и всасываются в тонком кишечнике. Открытие механизмов внутриклеточного пищеварения привело к необходимости развития более широкой системы представлений о сбалансированности питания, что способствовало развитию теории адекватного питания. Новая система взглядов определяет, что питание должно соответствовать как характеру обмена веществ организма, так и сформированным в ходе эволюции особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте. Рассмотрим основные положения теории адекватного питания: • ассимилируют пищу как поглощающий ее организм, так и населяющие его бактерии; • взаимоотношения организма-хозяина и его симбионтов формируют внутреннюю среду; • приток нутриентов в организм поступает не только за счет извлечения их из поглощаемой пищи, но и благодаря метаболической деятельности хозяина и особенно бактерий, синтезирующих дополнительные питательные вещества, в том числе и незаменимые; • сбалансированное питание обеспечивается не только потоком нутриентов, но и потоками питательных и регуляторных веществ, присутствующих в пище; • важными в физиологическом плане компонентами пищи являются не только нутриенты, но и пищевые волокна, так называемые балластные вещества — например, пектин, лигнин, целлюлоза. Существенную роль в нормализации деятельности желудочно- кишечного тракта играют пищевые волокна, так как они обеспечивают формирование желеобразных структур, что в свою очередь влияет на опорожнение желудка, скорость всасывания в тонком кишечнике и время транзита пищи через пищеварительный канал. Особое значение пищевые волокна оказывают на формирование среды обитания бактерий в кишечнике и являются для них одним из важных пищевых продуктов. По мнению диетологов, основной ошибкой в системе современного питания является потребление рафинированных продуктов, лишенных балластных веществ, что стало одной из причин развития многих тяжелых заболеваний у человека (атеросклероз, гипертония, диабет, ожирение), так как пища должна соответствовать сформированным эволюцией механизмам усвоения питательных веществ. Однако элементные и безбалластные диеты могут оказаться необходимыми при некоторых заболеваниях и в определенных ситуациях. В частности, это касается врожденных и приобретенных дефектов различных ферментных систем, когда наиболее эффективным способом лечения становится исключение из рациона тех типов продуктов (молекул), метаболизм которых нарушен. Элементные и безбалластные диеты могут быть использованы и при различных экстремальных ситуациях (тяжелая физическая работа, заболевание, высокая или низкая температура окружающей среды). С позиций современной теории питания, особое значение имеют системы защиты организма от проникновения различных вредных аллергенных и токсичных веществ. Защиту против токсинов организм осуществляет разными средствами: во-первых, это непроницаемость слизистой оболочки кишечника для определенной группы веществ, которые обладают свойствами антигенов; во-вторых, иммунологическую защиту организма осуществляет лимфоидная система тонкого кишечника и червеобразного отростка слепой кишки; в-третьих, «барьерную» функцию выполняет по нейтрализации токсичных веществ печень. Таким образом, способностью к обезвреживанию аллергенных и токсичных веществ, поступающих из желудочно-кишечного тракта в организм, обеспечивают две системы, одна из которых локализована в печени, а другая — в тонком кишечнике.
Профилактика девиантного поведения Сегодня распространение алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании среди населения рассматривается как фактор антиобщественного поведения, который способствует повышению преступности и снижению жизненного уровня. В связи с этим актуальной становится проблема профилактики наркомании в современном обществе. В механизмах возникновения и проявления алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании много общего, так как имеет место хроническое отравление химическими веществами, вызывающими изменение толерантности, влечений, зависимость, синдром лишения и оказывающее негативное воздействие на все компоненты здоровья. Физиологической основой алкогольной, никотиновой, наркотической и других зависимостей является конкурентное подавление (выключение — замещение) эндогенных структур (систем) организма с идентичным фармакологическим действием. При этом нарушения работы головного мозга возникают на всех уровнях регуляции: молекулярно-клеточном, нейрофизиологическом (поведенческом) и личностном (социально-психологическом). Группы факторов, влияющих на формирование зависимого поведения среди населения: • социальные факторы (политическая и экономическая обстановка в государстве, расширение масштабов незаконного оборота наркотических средств, их доступность для населения, увеличение популярности употребления наркотиков среди молодежи, недостаточно высокий уровень информированности общества о проблеме и последствиях наркомании, отсутствие должной пропаганды ведения здорового образа жизни и др.); • психологические факторы (желание первой пробы доступных для человека веществ и уход от проблем реального мира); • биологические факторы (слабый тип нервной системы, различные психические заболевания, наследственность). Перечисленные факторы взаимосвязаны, что увеличивает риск формирования наркозависимого поведения в современном обществе и, в частности, в молодежной среде. Одним из наиболее сложных и опасных видов зависимостей выступает наркомания. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие виды профилактики наркомании: Первичная профилактика включает: • информационные кампании в средствах массовой информации; • обеспечение соответствующих средств защиты; • предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде. Вторичная профилактика включает: • целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе); • предоставление средств защиты и объяснение их использования; • использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека; • внесение изменений в законодательство в целях позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также предотвращения распространения данного явления; • обучение педагогических кадров и специалистов, реализующих профилактические программы. Третичная профилактика (профилактика рецидивов) включает: • передачу информации и обучение конкретных лиц; • непосредственные лечебные и реабилитационные мероприятия; • создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база). Первичная профилактика является приоритетным направлением работы, особенно в молодежной среде, которая осуществляется по следующим направлениям: 1) разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся и студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни; 2) разработка авторских превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ; 3) разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся и студентов; 4) разработка превентивных обучающих программ-тренингов для специалистов образовательного учреждения. Следует отдельно отметить, что для успешной реализации первичной профилактики наркомании в молодежной среде необходимы следующие условия: • достаточное финансовое, экономическое и правовое обеспечение государственной системы мер первичной профилактики; • организационная и экономическая поддержка научных исследований в области профилактики наркомании; • реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной кампании во всех средствах массовой информации, прежде всего ориентированной на молодежь; • целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической деятельности общественных движений, волонтерских отрядов, самодеятельных организаций и инициативных граждан; • обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования. • Формирование ценностных установок и мотивации поведения Абсолютной ценностью среди всех других является только человеческая жизнь, так как жизнь — единственные условие и критерий для осуществления любой другой ценности. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью гуманистического общества, то совокупность свойств, качеств человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Объектом психологии здоровья является «здоровая» личность, из чего следует, что цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья, т.е. «здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления на Земле» Главный принцип развития здоровья заключается не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию. Таким образом, в понятие «здоровье» сегодня следует включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации. Выделяют, как правило, три основных признака здоровья: 1) структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; 2) индивидуальная приспособляемость к физической и общественной среде; 3) сохранность привычного самочувствия. Каждый человек формирует свою детерминанту поведения, опираясь как на генетические, так и на приобретенные программы. Целью психологии здоровья является формирование таких программ, в которых мотивация поведения определялась бы через ценности жизни и здоровья для самореализации личности. Мотивация любых форм поведения определяется прежде всего значимостью стоящей усилий цели и ее достижимостью. Значимость цели и ее достижимость в мотивации и установках «здоровье» могут быть осознаны при наличии следующих предпосылок: • знания форм поведения, которые способствуют сохранению здоровья и ведут к благополучию; • желания быть хозяином своей жизни, веры в положительную связь между «здоровым» поведением и результатами; • положительного отношения к жизни как главной ценности, которой надо дорожить и радоваться; • развитого чувства самоуважения, осознания ценности и достоинства собственной личности.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |