Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровый образ жизни как модель поведения и как первичная профилактика социальных отклонений




Образ жизни — это одна из биосоциальных категорий, характеризует особенности быта и труда, использования свободного времени, удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей, участия в общественной жизни, норм и правил поведения.

При анализе образа жизни выделяют его основные параметры: социальную, трудовую и физическую активность. Образ жизни человека включает три категории: уровень, каче­ство и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни — поведенческая особенность повседневной жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и физиология личности (социально-психологическая категория).

Особым разнообразием при оценке категорий образа жизни отличается концепция качества. При конструировании и анализе этого понятия более всего сказывается субъективное начало в жиз­ненных подходах и произвольность трактовки. В число наиболее распространенных элементов, рассматриваемых с качественной стороны, включаются: здоровье, условия рабочего места, возмож­ности в использовании свободного времени, чувство социальной уверенности, плотность населения, комфортность жилища, окру­жающая среда, обеспеченность продуктами питания, их полез­ность, эстетические наслаждения, число разводов, стрессовая плотность и ее характер и т.д.

Оценивая значение каждой из категорий образа жизни в фор­мировании здоровья, следует отметить, что при сравнимой роли уровня жизни, имеющего в основном общественный характер, здо­ровье человека в значительной степени зависит от стиля жизни, который носит преимущественно персонифицированный характер.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как на абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образова­ния, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Здоровый образ жизни человека является частью общей культуры личности, отражающей его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физи­ческой культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотива­ционно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и пси­хическом здоровье.

Необходимость формирования культуры здоровья через обра­зование как социальный институт привело к возникновению различных педагогических технологий, связанных с вопросами формирования ценностного отношения к своему здоровью, обоб­щивших представления о здоровье, здоровом образе жизни.

Одной из основных причин необходимости введения и вне­дрения здоровьеразвивающих (ранее называемых здоровьесбе­регающими) технологий в детские и другие образовательные учреждения, которые бы смогли своим содержанием, средствами и методами снять острейшую проблему современности, является резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков, осо­бенно в раннем онтогенезе, связанное в значительной степени с низкой валеологической культурой населения.

Разрешить эту проблему воспитания на основе целостного под­хода к здоровью человека в условиях общего образования можно путем целенаправленного формирования культуры здоровья лич­ности как ее интегративной характеристики.

Культуру здоровья школьников необходимо формировать как в учебное время (при изучении таких дисциплин, как физическое воспитание, ОБЖ, литература, русский язык, математика, биоло­гия и др.), так и во внеучебной деятельности (валеологическое про­свещение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для формирования ЗОЖ личности, спортивно-оздоровительные мероприятия помогают школьникам снять утомление после учебного дня, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья).

Усилия в этом направлении при обеспечении учебно-воспита­тельного процесса оказываются более эффективными у педаго­гов, которые используют интерактивные методы и разнообразные формы обучения, в том числе проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоро­вью и сознательное желание беречь его).

Кроме того, в ряде школ существует традиция проведения спор­тивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др.

Здоровый образ жизни имеет многоплановый характер. Прежде всего это стремление к физическому совершенству, достижение психической гармонии в окружающем мире, обеспечение полно­ценного питания, исключение из жизни многочисленных аспектов саморазрушающего поведения, соблюдение правил личной гиги­ены, закаливание организма, его очищение, установление адекват­ных режимов деятельности и отдыха.

Однако, далее при изложении материала мы остановимся лишь на некоторых факторах и условиях здорового образа жизни, кото­рые, с одной стороны, были бы посильны для реализации, а с дру­гой — носили бы общечеловеческий, транзитный для временных, национальных, религиозных, государственных барьеров и услов­ностей характер, эффективный для поддержания здоровья.

 

Движение — физиологическая потребность организма

Двигательная активность — это сумма всех движений, произ­водимых человеком в процессе жизнедеятельности. По мнению И. А. Аршавского (1980), каждое проявление двигательной актив­ности способствует образованию метаболитов, необходимых для нормальных процессов роста и развития организма. Объем и характер двигательной активности человека в боль­шей степени зависят от специфики выполняемого им труда. Тысячелетиями жизнь людей была сопряжена преимущественно с физическим трудом, на который приходилось до 90% его усилий. За годы текущего столетия сложились обратные соотношения, воз­ник дефицит двигательной активности. Этот дефицит движения ведет к развитию ранее неизвестных состо­яний, которые приводят к атрофии мышц, потере белка, замене мышечной ткани жировой.

Основными средствами физической культуры являются физи­ческие упражнения. Физические упражнения — это двигатель­ные действия, используемые для физического совершенствования человека (см.рисунок). Оздоровительный эффект физических упражнений наблюда­ется лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалан­сированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

 

 

Предупреждение гипокинезии (гиподинамия) с помощью физических упраж ­нений. И. П. Павлов считал физическую работу «величайшим средством в случае расстройства высшей нервной деятельности». В отличие от функционирования механической системы, изна­шивающейся от работы, деятельность живого организма сопрово­ждается не только прогрессивными функциональными, но и мор­фологическими сдвигами. Возрастающие адаптационные резервы приводят к экономизации функционирования скелетных мышц и внутренних органов.

К настоящему времени с целью эффективности борьбы с гиподи­намией разработан и практически адаптирован целый ряд авторских методик физического развития. Данные методики предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступ­ность, простота реализации, объяснимая и понятная эффектив­ность. Это прежде всего система Купера — контролируемые бего­вые нагрузки, система Амосова — режим 1000 движений, система Лидерда — бег ради жизни, система Маргауза — всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки (следуя установке: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся); скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону (про­извольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток) и т.д.

Естественно, что выбор того или иного способа, методики, системы соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и инте­реса. Во всяком случае, выбору вида и методики физических нагру­зок, как правило, должны предшествовать консультации со специ­алистами спорта и врачебные обследования.

 

Роль физических упражнений в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем дет­стве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть и ходить, т.е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность деформации позвоночника сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, асимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.

Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сиде­нии: плечи развернуты и находятся на одном уровне, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддержи­вать нормальную позу, т.е. вертикальное положение тела в простран­стве. Физиологически правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата и облегчает координацию движений.

Для формирования правильной осанки необходимы профи­лактические меры, предупреждающие ее нарушение, — следует исключить принятие однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, пуховых или других слишком мягких постелей для сна.

Наиболее распространенные виды нарушения осанки — суту­лость, вялая осанка и искривление позвоночника (сколиоз). Если в первых двух формах нет необходимости в специальных корриги­рующих упражнениях, то при искривлениях позвоночника следует обязательно заниматься специальной лечебной физической куль­турой.

Физические упражнения, направленные на поддержание пра­вильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить правильное положение частей тела: головы, плеч, туловища, раз­вить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечно­стей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно кор­ректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенно­сти, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощу­щение неудобства при неправильной осанке. Выполнение упраж­нений, формирующих правильную осанку, и корригирующих упражнений должно стать потребностью учащихся как на уроках физической культуры, так и при самостоятельных занятиях дома.

 

Предлагаю измерить уровень своей двигательной активности можно с помощью данных, приведенных в таблице (см. ниже)

Для самопроверки необходимо проставить соответствующие баллы и суммировать их. Штрафные очки вычитаются из общей суммы. Если итоговая сумма составит 60 баллов и выше, двига­тельная активность оценивается как «отлично», 40 — «хорошо», больше 20 — «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», если набирается меньше 20 баллов.

Оценка физической активности

Вид нагрузок Физическая активность, баллы
регу­ лярно нерегу­ лярно не выпол­ няю
Утренняя гимнастика (или другие движения)      
Подъем по лестнице без лифта      
Передвижение на работу (учебу) пешком      
Передвижение с работы (учебы) пешком      
Физкультура на производстве (в школе)      
Физкультурные занятия в свободное время (секции, самостоятельно)      
Физкультурные занятия в выходные дни      
Закаливающие мероприятия      
Участие в спортивных и физкультурно-оздо­ровительных мероприятиях      
Выполнение физической работы на дому      
Штрафные баллы
Курение -10 - -
Употребление алкоголя -10 -
Нарушение режима дня -5 -
Несоблюдение режима питания -5 - -

В оздоровительных целях рекомендуется следующий недель­ный объем двигательной активности для людей разного возраста:

• дошкольники — 21—28 ч;

• школьники — 14—21 ч;

• учащиеся средних специальных учебных заведений — 10—14 ч;

• студенты — 10—14 ч;

• служащие — 6—10 ч.

Питание — источник жизни и здоровья

Изречение «человек есть то, что он ест» отражает понимание древними роли питания в жизни человека, но им были неизвестны механизмы пищеварения. Так, в древности люди полагали, что пища, попав в желудочно-кишечный тракт, подвергается там процессам, похожим на брожение, и с их помощью преобразуется в кровь, кото­рая проходит очистку в печени, после чего используется для питания органов и тканей организма. Таким образом, согласно теории Ари­стотеля — Галена, кровь непрерывно образуется из пищи и непре­рывно расходуется в процессе жизнедеятельности организма.

В прошлом столетии сформировалась теория сбалансирован­ного питания, признаваемая теперь классической, которая рассма­тривает потребление пищи как способ поддержания постоянства молекулярного состава в организме и возмещения энергетических и пластических затрат за счет новых поступлений пищи (энергии). Основу сбалансированного питания составляют следующие фун­даментальные положения:

• приток веществ (энергии) точно соответствует их потере;

• приток питательных веществ обеспечивается путем рас­щепления пищевых структур и всасывания молекул органиче­ских и неорганических веществ, непосредственно используемых в обмене;

• усвоение пищи осуществляется только поглощающим ее организмом.

С пищей в организм поступают такие сложные веществ, как белки, жиры и углеводы, которые служат источником энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, и строительным материалом, идущим на возобновление клеток, тканей и органов человеческого тела.Одним из основных принципов рационального питания явля­ется обеспечение энергетических потребностей организма.

Потребность организма в энергии зависит от целого ряда факторов: веса тела, возраста, выполняемой работы, физиологи­ческого состояния и др. Но при этом основной принцип таков: нам нужно столько калорий, сколько мы их расходуем, а точнее, энергетическая потребность человека, выраженная в калориях, должна равняться количеству расходуемой энергии. Вся энергия, которую тратит человек в процессе жизнедеятельности в течение суток, носит название «энергия общего обмена» (ЭОО) или общий обмен. Он складывается из трех основных величин.

1. Из энергии общего обмена часть энергии тратится на физио­логические функции организма (в среднем около 1500 Ккал в день). Интенсивность обменных процессов у мужчин выше, чем у женщин, примерно на 10%. С возрастом энергетическая потреб­ность снижается как у женщин, так и у мужчин.

2. Часть энергии общего обмен расходуется на прием и усвое­ние пищи. Этот процесс называется специфически-динамическим действием пищи (СДДП) и заключается в том, что после приема пищи обменные процессы усиливаются и достигают максимума через 3—6 ч. Самый большой расход энергии отмечается при усво­ении белков и несколько меньший — углеводов и жиров. При сме­шанном типе питания уровень специфически-динамического дей­ствия пищи составляет 10—15% уровня общего обмена.

3. Оставшаяся часть энергии общего обмена расходуется на передвижение в пространстве и трудовую деятельность, за счет преимущественно мышечной работы, ее интенсивности и продол­жительности.

Таким образом, балансовый подход к питанию привел к тому, что ценными, полезными стали считать только компоненты пищи (нутриенты), которые усваиваются организмом, — это в основном мономеры белков, жиров, углеводов, витаминов. Следовательно, остальная часть пищи, которая не усваивается организмом, — это балласт. В связи с этим пищу можно улучшать, обогащая ее нутри- ентами и уменьшая в составе ее балласт.

Развивая эту идею дальше, ученые пришли к мысли, что обыч­ную пищу можно заменить идеальной пищей (мономерами белков, жиров, углеводов, витаминов), т.е. такой, которая уже изначально состоит непосредственно из тех элементов-мономеров, которые в организме образуются лишь на конечных стадиях пищеварения и всасываются в тонком кишечнике.

Открытие механизмов внутриклеточного пищеварения привело к необходимости развития более широкой системы представлений о сбалансированности питания, что способствовало развитию тео­рии адекватного питания. Новая система взглядов определяет, что питание должно соответствовать как характеру обмена веществ организма, так и сформированным в ходе эволюции особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте.

Рассмотрим основные положения теории адекватного питания:

• ассимилируют пищу как поглощающий ее организм, так и населяющие его бактерии;

• взаимоотношения организма-хозяина и его симбионтов фор­мируют внутреннюю среду;

• приток нутриентов в организм поступает не только за счет извлечения их из поглощаемой пищи, но и благодаря метаболиче­ской деятельности хозяина и особенно бактерий, синтезирующих дополнительные питательные вещества, в том числе и незаменимые;

• сбалансированное питание обеспечивается не только пото­ком нутриентов, но и потоками питательных и регуляторных веществ, присутствующих в пище;

• важными в физиологическом плане компонентами пищи являются не только нутриенты, но и пищевые волокна, так назы­ваемые балластные вещества — например, пектин, лигнин, целлю­лоза.

Существенную роль в нормализации деятельности желудочно- кишечного тракта играют пищевые волокна, так как они обеспечи­вают формирование желеобразных структур, что в свою очередь влияет на опорожнение желудка, скорость всасывания в тонком кишечнике и время транзита пищи через пищеварительный канал. Особое значение пищевые волокна оказывают на формирование среды обитания бактерий в кишечнике и являются для них одним из важных пищевых продуктов.

По мнению диетологов, основной ошибкой в системе современ­ного питания является потребление рафинированных продуктов, лишенных балластных веществ, что стало одной из причин разви­тия многих тяжелых заболеваний у человека (атеросклероз, гипер­тония, диабет, ожирение), так как пища должна соответствовать сформированным эволюцией механизмам усвоения питательных веществ. Однако элементные и безбалластные диеты могут ока­заться необходимыми при некоторых заболеваниях и в определен­ных ситуациях. В частности, это касается врожденных и приобре­тенных дефектов различных ферментных систем, когда наиболее эффективным способом лечения становится исключение из раци­она тех типов продуктов (молекул), метаболизм которых нарушен. Элементные и безбалластные диеты могут быть использованы и при различных экстремальных ситуациях (тяжелая физическая работа, заболевание, высокая или низкая температура окружаю­щей среды).

С позиций современной теории питания, особое значение имеют системы защиты организма от проникновения различных вредных аллергенных и токсичных веществ.

Защиту против токсинов организм осуществляет разными средствами: во-первых, это непроницаемость слизистой оболочки кишечника для определенной группы веществ, которые обладают свойствами антигенов; во-вторых, иммунологическую защиту организма осуществляет лимфоидная система тонкого кишечника и червеобразного отростка слепой кишки; в-третьих, «барьерную» функцию выполняет по нейтрализации токсичных веществ печень. Таким образом, способностью к обезвреживанию аллергенных и токсичных веществ, поступающих из желудочно-кишечного тракта в организм, обеспечивают две системы, одна из которых локализована в печени, а другая — в тонком кишечнике.

 

Профилактика девиантного поведения

Сегодня распространение алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании среди населения рассматривается как фактор антиобщественного поведения, который способствует повышению преступности и снижению жизненного уровня. В связи с этим актуальной становится проблема профилактики наркомании в современном обществе.

В механизмах возникновения и проявления алкоголизма, куре­ния, наркомании и токсикомании много общего, так как имеет место хроническое отравление химическими веществами, вызы­вающими изменение толерантности, влечений, зависимость, син­дром лишения и оказывающее негативное воздействие на все ком­поненты здоровья.

Физиологической основой алкогольной, никотиновой, нарко­тической и других зависимостей является конкурентное подавле­ние (выключение — замещение) эндогенных структур (систем) организма с идентичным фармакологическим действием. При этом нарушения работы головного мозга возникают на всех уров­нях регуляции: молекулярно-клеточном, нейрофизиологическом (поведенческом) и личностном (социально-психологическом).

Группы факторов, влияю­щих на формирование зависимого поведения среди населения:

• социальные факторы (политическая и экономическая обста­новка в государстве, расширение масштабов незаконного оборота наркотических средств, их доступность для населения, увеличение популярности употребления наркотиков среди молодежи, недоста­точно высокий уровень информированности общества о проблеме и последствиях наркомании, отсутствие должной пропаганды ведения здорового образа жизни и др.);

• психологические факторы (желание первой пробы доступ­ных для человека веществ и уход от проблем реального мира);

• биологические факторы (слабый тип нервной системы, раз­личные психические заболевания, наследственность).

Перечисленные факторы взаимосвязаны, что увеличивает риск формирования наркозависимого поведения в современном обще­стве и, в частности, в молодежной среде. Одним из наиболее сложных и опасных видов зависимостей выступает наркомания.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие виды профилактики наркомании:

Первичная профилактика включает:

• информационные кампании в средствах массовой информа­ции;

• обеспечение соответствующих средств защиты;

• предложение альтернативного поведения в данной обще­ственной и культурной среде.

Вторичная профилактика включает:

• целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе);

• предоставление средств защиты и объяснение их использо­вания;

• использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека;

• внесение изменений в законодательство в целях позитив­ного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также предотвращения распространения данного явления;

• обучение педагогических кадров и специалистов, реализую­щих профилактические программы.

Третичная профилактика (профилактика рецидивов) включает:

• передачу информации и обучение конкретных лиц;

• непосредственные лечебные и реабилитационные мероприя­тия;

• создание конкретных структур и организаций (лечебно-реа­билитационная база).

Первичная профилактика является приоритетным направле­нием работы, особенно в молодежной среде, которая осуществля­ется по следующим направлениям:

1) разработка образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся и студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни;

2) разработка авторских превентивных образовательных про­грамм, ориентированных на предупреждение употребления психо­активных веществ;

3) разработка и внедрение в практику работы образовательного учреждения превентивных обучающих программ-тренингов для учащихся и студентов;

4) разработка превентивных обучающих программ-тренингов для специалистов образовательного учреждения.

Следует отдельно отметить, что для успешной реализации пер­вичной профилактики наркомании в молодежной среде необхо­димы следующие условия:

• достаточное финансовое, экономическое и правовое обеспе­чение государственной системы мер первичной профилактики;

• организационная и экономическая поддержка научных исследований в области профилактики наркомании;

• реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-информационной кампании во всех средствах массовой информации, прежде всего ориентированной на молодежь;

• целенаправленное и широкое подключение к антинаркоти­ческой деятельности общественных движений, волонтерских отря­дов, самодеятельных организаций и инициативных граждан;

• обязательное включение в программу первичной профилак­тики системы мониторинга не только распространенности упо­требления, но и эффективности действия системы профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Формирование ценностных установок и мотивации

поведения

Абсолютной ценностью среди всех других является только человеческая жизнь, так как жизнь — единственные условие и кри­терий для осуществления любой другой ценности. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью гуманистиче­ского общества, то совокупность свойств, качеств человека есть ценность не только самого человека, но и общества.

Объектом психологии здоровья является «здоровая» личность, из чего следует, что цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья, т.е. «здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполне­ния человеком намеченных жизненных целей и задач, его пред­назначения, в конечном счете, его самоосуществления на Земле» Главный принцип развития здоровья заключается не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию. Таким образом, в понятие «здоровье» сегодня следует включать и конкретные формы поведе­ния, которые позволяют улучшать качество нашей жизни, делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени самореализации.

Выделяют, как правило, три основных признака здоровья:

1) структурная и функциональная сохранность систем и орга­нов человека;

2) индивидуальная приспособляемость к физической и обще­ственной среде;

3) сохранность привычного самочувствия.

Каждый человек формирует свою детерминанту поведения, опираясь как на генетические, так и на приобретенные программы. Целью психологии здоровья является формирование таких про­грамм, в которых мотивация поведения определялась бы через ценности жизни и здоровья для самореализации личности.

Мотивация любых форм поведения определяется прежде всего значимостью стоящей усилий цели и ее достижимостью. Значи­мость цели и ее достижимость в мотивации и установках «здоро­вье» могут быть осознаны при наличии следующих предпосылок:

• знания форм поведения, которые способствуют сохранению здоровья и ведут к благополучию;

• желания быть хозяином своей жизни, веры в положитель­ную связь между «здоровым» поведением и результатами;

• положительного отношения к жизни как главной ценности, которой надо дорожить и радоваться;

• развитого чувства самоуважения, осознания ценности и достоинства собственной личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.