Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение» здоровью — процесс активный, требующий усилий и включающий в себя три аспекта работы




1) самопознание;

2) самовоспитание;

3) самореализацию.

Если люди научатся сознавать и контролировать свое поведе­ние, эмоции, мысли, то через познание и улучшение психологи­ческой составляющей здоровья они не только смогут управлять своим здоровьем, но и совершенствовать себя как личность.

Психология здоровья представляет собой универсальное про­странство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Опираясь на философские поло­жения теории сложных систем, современные и древние знания, она представляет собой отражение нового мировидения в простран­стве, в частности медицинской психологии. Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той или иной теории личности. Опираясь на понимание нормы и патологии, предста­вители каждого из трех направлений (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психотерапия) разрабатывали технологии при­ведения человека к стандарту, диктуемому той или иной теорией. Психология здоровья, принимая все существующие теории лично­сти, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.

В своем развитии она опирается на целостный подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих личности человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может происходить через раскрытие потенциалов человека. Комплексная обучающая программа развития человека — «Цветок потенциалов» (В. А. Ана­ньев, 1998) — включает в себя основные задачи психологии зд оровья. Программа символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимосвязанных потен­циалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя прене­брегать, если человек стремится к здоровью и благополучию. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих семи потенциалов.

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользо­ваться.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способ­ность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) — спо­собность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способ­ность развивать физическую составляющую здоровья, осознавать собственную «телесность» как свойство своей личности.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) — способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень коммуника­тивной компетентности; чувство принадлежности ко всему чело­вечеству.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — спо­собность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничи­вающих знаний.

7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья) — способ­ность развивать духовную природу человека.

Результатом гармонического развития личности через раскры­тие потенциалов человека является формирование «зрелой» лично­сти, которая:

• несет ответственность за свои действия и решения и не обви­няет других, когда что-то идет не так;

• проигрывает по-хорошему, принимая поражения без жалоб и злости;

• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;

• способна оставаться верной своей цели и перед лицом боль­ших трудностей;

• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;

• обладает более автономной системой ориентации, имеет соб­ственное мнение;

• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;

• не беспокоится преждевременно том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;

постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;

устанавливать тесные эмоциональные отношения, например с друзьями или близкими людьми;

• живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;

• сфокусирована на проблемах вне себя;

• терпелива, потому что знает: «рана заживет постепенно»;

• обладает способностью постоянно по-новому видеть обыч­ные вещи, ее оценка отличается свежестью;

• демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;

• креативна, изобретательна в своей области, а не просто сле­дует установленному пути;

черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;

• составляет разумный план и старается по порядку его реали­зовать;

• поступает так, чтобы «заслужить любовь ближнего своего»;

• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;

• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что она может содержать предложения для самосовершенствова­ния;

• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела.

Из этого перечня выделим ряд наиболее важных черт, опи­сывающих психологически здоровую личность.

Создание установки на благополучие. Побудить людей вести ЗОЖ — трудная, если не непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно стал­киваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и нар­кологи, и педагоги. Знать, что такое ЗОЖ, — это одно, а вести его — совсем другое.

Согласно законам психологии мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, которые влекут за собой неприятности. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно при­ятные ощущения. Выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинте­ресованность?

В общем плане для формирования мотивации любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить по крайней мере четыре фактора, существенных для мотивации ЗОЖ:

1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;

2) желание быть хозяином своей жизни — вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;

3) положительное отношение к жизни — взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;

4) развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.

Как заставить себя скорректировать свое поведение так, чтобы добиться высокого уровня благополучия? Как изменить свое поведе­ние? Для решения этих вопросов необходимо:

• ставить перед собой конкретные, реальные цели;

• помнить, что достижение цели требует времени;

• вознаграждать себя тем, что доставляет вам удовольствие, и др.

Как сохранить установку на благополучие? Для этого необхо­димо:

• сконцентрироваться на ощущении хорошего самочувствия, которое появляется в результате изменения образа жизни;

• чаще думать о том, насколько здоровее вы стали теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь и не курите;

• гордиться тем, чего вы достигли;

• использовать положительные примеры (подкрепление), например поощрение и поддержку друзей, семьи или (еще лучше) найдите среди ваших друзей, сослуживцев, тоже желающих изме­нить свой образ жизни.

Контрольные вопросы

1. Дайте определения понятий «здоровье», «болезнь», «предболезнь». Что такое «состояние здоровья»?

2. Назовите факторы, определяющие здоровье.

3. Сформулируйте определяющие факторы образа жизни.

4. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни». Назовите и охарактеризуйте факторы ЗОЖ, проблемы формирования ЗОЖ и пути их решения.

5. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие здорового об­раза жизни.

6. Что такое «индивидуальное здоровье»?

7. Что такое «общественное здоровье»?

8. Какова связь между понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни» и «безопасность жизнедеятельности»?

9. Каковы причины ухудшения физического и психического здоровья человека?

10. Каковы основные этапы формирования физического и психического здоровья человека?

11. Что такое «факторы риска» и «факторы защиты» при развитии аддиктивного поведения?

12. Как вы понимаете основные виды профилактики наркозависимости?

13. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний?

14. Дайте характеристику социально значимым заболеваниям.

15. Что такое «культура здоровья»?

16. Какую роль для здоровья человека играет движение?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.