Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минимальный риск развития нарушений сна после четырех месяцев




39 % детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «легкий» темперамент.

3% детей с повышенным уровнем нервозности, у которых формируется «легкий» темперамент.

37 % детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «промежуточный» темперамент.

12 % детей с повышенным уровнем нервозности, у которых развивается «промежуточный» темперамент.

4% детей с нормальным уровнем нервозности, у которых формируется «трудный» темперамент

5% детей с повышенным уровнем нервозности, у которых формируется «трудный» темперамент.

МАКСИМАЛЬНЫЙ РИСК РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ СНА ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ

 

Различные темпераменты и, возможно, различные пути их формирования приводят к разному режиму сна у детей. На мой взгляд, «трудный» темперамент в четыре месяца в первую очередь свидетельствует о сильном переутомлении ребенка, в то время как «легкий» говорит о хорошем отдыхе. Но не забывайте о том, что такие биологические факторы, как повышенный уровень серотонина или недоразвитие ритмов сна и бодрствования, могут влиять на поведение ребенка в первые четыре месяца жизни. Точно так же важно помнить, что существует очень большая вариабельность в ресурсах, которыми располагают родители для успокоения ребенка. Есть факторы, связанные с матерью (например, послеродовая депрессия), с отцом (принуждает к позднему укладыванию, не помогает успокаивать ребенка), с браком (несогласие по поводу общей постели или грудного вскармливания) и с семьей в целом (потребности других детей, карьера, маленькая жилплощадь, отсутствие возможности найма няни или домработницы и т. д.). Поэтому важно видеть полную картину: и вашего ребенка, и имеющуюся у вас структуру поддержки успокаивания, и все ресурсы, которыми вы для этого располагаете. То, что подходит для одной семьи, может не подходить для другой. Ваша цель – создать в своей семье общую обстановку заботы, а не бороться с повышенной нервозностью / коликами ребенка.

 

«Никакого плача» или «пусть поплачет»

 

Некоторые родители твердо убеждены в правильности только одного подхода к успокаиванию ребенка перед сном. По их мнению, никакого плача быть не должно, и, постоянно держа ребенка на руках, часто прикладывая его к груди и укладывая спать в родительскую постель, они могут предотвратить чрезмерную нервозность/колики и проблемы со сном. Такие родители характеризуют свои методы как «нежное усыпление» и «родительство, основанное на привязанности»; это ласковый, теплый, сосредоточенный на малыше стиль, повышающий у него чувство безопасности; ребенок усваивает, что мама всегда рядом с ним. Другие подходы они называют «выплакиванием», «отстраненным родительством», считают холодными, жесткими, сосредоточенными на родителях и создающими у ребенка ощущение заброшенности, потому что он усваивает, что мать не реагирует на его запросы. Такие родители говорят, что, когда ребенок прекращает плакать и засыпает, он просто «отчаивается» донести что‑либо до своей матери. Считается, что именно этот резкий контраст в родительских подходах приводит к разному поведению у детей и разному характеру связей между ребенком и родителями. Однако с таким типом мышления связан ряд серьезных проблем. Во‑первых, нет никаких доказательств того, что тот или иной подход приводит к определенному исходу. Во‑вторых, что будет работать, а что нет, во многом зависит и от самого ребенка. В‑третьих, отцы, братья и сестры и реальная жизнь семьи в целом помогают сформировать вашу способность утешать, успокаивать и укладывать ребенка спать. В‑четвертых, существуют методы, находящиеся между постоянным вниманием к ночному плачу ребенка и полным отсутствием внимания, например «проверка и утешение» или «контролируемый плач», которые подразумевают, что ребенку позволяют плакать, но очень недолго.

Вы можете выбирать или не выбирать «родительство, основанное на привязанности», но оно подходит 39 % детей, имеющих обычный уровень нервозности и «легкий» темперамент. Для них все, что вы прочтете в популярных книгах об успокаивании и сне, скорее всего, будет работать. Это, возможно, также подойдет 40 % (3 % + 37 %) детей из следующих двух групп по риску развития нарушений сна. Итак, вероятно, у большинства семей (39 % + 37 %) путь к легкому успокаиванию и спокойному сну может быть достаточно гладким, а еще 3 % придется сражаться за то, чтобы к четырем месяцам достичь гавани сна без проблем. Вероятно, для большинства родителей этот путь пройдет вообще без плача, поэтому нет никаких причин судить и критиковать остальных, кому не так повезло.

Существует нечастное меньшинство (9 %) семей, которые, как мне кажется, бывают очень расстроены или подавлены появлением ребенка, так как им не хватает ресурсов для его успокаивания и/или у малыша чрезмерный уровень нервозности/колики, так что к четырем месяцам у него развивается переутомление и «трудный» темперамент. Эти родители могут вначале укладывать ребенка в кроватку, потом передумать и использовать для успокаивания и сна родительскую постель, и все равно испытать разочарование, потому что после четырех месяцев он так и не научится спать нормально. Здесь главное – быть гибкими и чувствительными к ребенку и общей ситуации в вашей семье.

 

Обычный уровень нервозности: пониженный риск развития нарушений сна после четырех месяцев

 

Кормить грудью детей с обычным уровнем нервозности становится гораздо проще, когда они достигают возраста около четырех месяцев или даже раньше, так как теперь все члены семьи лучше отдыхают и жизнь становится более предсказуемой. В три‑четыре месяца признаки сонливости у ребенка начинают проявляться в более раннее время. Он становится сонным не в 20:00–22:00, а в 18:00–20:00. Вы должны уважать его потребность в сне и раньше начинать процесс успокаивания. Если ваш малыш спит в собственной кроватке, просто укладывайте его пораньше; но если у вас общая постель, придется как‑то приспосабливаться. Первый вариант – самим ложиться спать намного раньше, но, как правило, это неудобно. Второй – ложиться в постель вместе с ребенком и создать там для него уютное гнездышко, или использовать приставное спальное место, где он заснет, и оставить его там. Опасность состоит в том, что ребенок может скатиться с кровати и получить травму. Третий вариант – перекладывать малыша в кроватку, когда он заснет, и оставлять его там, пока он не проснется для первого ночного кормления, а после этого брать в свою постель на всю оставшуюся ночь. Поскольку дети с обычным уровнем нервозности к четырем месяцам уже вполне хорошо отдыхают, они лучше адаптируются, и их достаточно легко перекладывать в кроватку. Одна из возможных стратегий – покормить ребенка, затем передать его отцу для успокаивания на руках, а потом положить в кроватку. Это разрушает существовавшую ранее привычку к кормлению и сну в родительской постели. Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Но если у вас не получается, возьмите малыша на руки, а потом, успокоив, попробуйте уложить снова.

Если к четырем месяцам вы кормите ребенка из бутылочки (смесью или сцеженным грудным молоком) или же грудью, но укладываете его спать в кроватку, вам стоит рассчитывать на то, что малыша придется кормить ночью через четыре – шесть часов после последнего вечернего кормления, а потом еще раз – рано утром, примерно в четыре или пять часов, и так примерно до девяти месяцев. Некоторые дети, находящиеся на искусственном вскармливании, требуют еды ночью только один раз, примерно в два или три часа. Если вы кормите ребенка грудью и спите в общей постели, вам, вероятно, в течение ночи придется кормить его много раз.

Если ваш ребенок спит в своей кроватке, то он получает больше социальной стимуляции: когда вы достаете его оттуда, вам требуется больше времени на то, чтобы подготовить бутылочку, и больше действий при укладывании малыша обратно в кроватку для сна. При таких обстоятельствах, если после четырех месяцев вы будете кормить его более двух раз за ночь, у ребенка, скорее всего, возникнет привычка к ночным пробуждениям. Если вы кормите грудью, возникает очевидный вопрос: просыпается ли он ночью, за исключением упомянутых двух раз, из‑за голода? Если ребенку не хватает вашего молока, тогда он действительно будет просыпаться ночью из‑за жажды и/или голода. Хочется ли вам самой пить на протяжении дня? Если это так, значит, вы потребляете мало жидкости. Испытываете ли вы в данный момент какой‑либо нетипичный стресс, например, из‑за важной поездки, которую вы должны предпринять, переживаете ли из‑за необходимости сочетать заботу о ребенке с работой или волнуетесь, как вернуться на прежнее место, но при этом продолжать кормить грудью? Не замечаете ли вы, что ребенок стал меньше мочиться? Не уменьшилось ли количество молока, которое вы сцеживаете? Стал ли малыш сосать намного больше при кормлении сцеженным молоком или смесью из бутылочки? Спит ли он лучше и дольше после того, как вы покормите его из бутылочки? Если вы думаете, что ребенок не наедается, но хотите продолжать кормить его грудью, то вам лучше получить консультацию у специалиста по лактации.

Если ребенок спит с вами в одной постели, частые ночные кормления вряд ли приведут к возникновению привычки к ночным пробуждениям. Это объясняется тем, что ребенок ест, до конца не просыпаясь. Поэтому риск фрагментации сна из‑за чрезмерной социальной стимуляции как для матери, так и для ребенка низок. Если малыша рано укладывают спать, общая семейная постель не создает никаких нарушений сна, а фактически способствует успокаиванию в первые несколько месяцев жизни.

После того как у ребенка устанавливается более раннее время вечернего засыпания, следующим изменением в режиме сна становится развитие регулярного утреннего сна, который начинается около 9:00–10:00. Этот сон вначале продолжается около 40 минут, но потом удлиняется до одного‑двух часов. Остаток дня может включать в себя короткие и нерегулярные периоды сна. После развития утреннего сна, когда ребенок еще немного подрастает, следующим регулярным периодом дневного сна становится послеобеденный, примерно с 12:00 до 14:00. Этот период также постепенно удлиняется до часа или двух. Может существовать и третий, короткий и нерегулярный, период дневного сна ближе к вечеру.

Эти ритмы ночного и дневного сна постепенно становятся более зрелыми и устойчивыми. Типичная ошибка, которую совершают родители, – установление жесткого режима сна «по часам». Дети, отличающиеся постоянством темперамента, могут действительно производить впечатления спящих «по часам», но гораздо важнее следить за признаками сонливости в поведении ребенка, чем за стрелками часов.

Давайте снова обратимся к нашей выборке из 100 детей. Из 49 детей в возрасте четырех месяцев, обладающих «промежуточным» темпераментом, 37 (примерно 76 %) в более раннем возрасте отличались нормальным уровнем нервозности. Из 42 детей с «легким» темпераментом 39 (около 93 %) также отличались нормальным уровнем нервозности. Итак, из 80 таких детей подавляющее большинство – 76 (37 + 39), или 95 %, подвержены низкому риску развития нарушений сна, так как:

 

у родителей ниже вероятность стресса;

ребенок, скорее всего, хорошо отдыхает;

ребенок обычно умеет самостоятельно успокаиваться;

рано развивается непрерывный (долговременный) ночной сон;

в течение дня происходит раннее естественное развитие регулярных и длительных периодов сна, без графика, искусственно вводимого родителями;

если возникают нарушения сна, обычно срабатывают методы «без плача».

 

Повышенная нервозность / колики: повышенный риск развития нарушений сна после четырех месяцев

 

Вернемся снова к нашей изначальной выборке из 100 детей. Из 20 детей с чрезмерным уровнем нервозности / коликами риску развития нарушений сна подвержено меньшинство – пятеро детей, или 20 %. Однако из девяти четырехмесячных детей с «трудным» темпераментом пятеро, или 56 %, в более раннем возрасте страдали коликами. Мы можем взглянуть на это иначе: только у девяти детей из первоначальной сотни, т. е. у очень маленькой группы, составляющей 9 %, формируется «трудный» темперамент и последующие нарушения сна, так как:

у родителей высока вероятность стресса;

ребенок, скорее всего, переутомляется;

ребенка обычно могут успокоить только родители;

ночью сохраняется фрагментированный сон;

днем преобладают нерегулярные и короткие периоды сна;

если существуют проблемы со сном, может быть, необходимо дать ребенку поплакать.

 

Я считаю, что именно у этого небольшого процента детей развиваются наиболее тяжелые и сложные проблемы со сном. Этому есть две причины. Первая состоит в том, что биологические факторы, в первую очередь приводящие к коликам у пяти из девяти детей, могут оказаться устойчивыми и разрушают все усилия родителей, прилагаемые к решению проблем со сном. Вторая заключается в социальных или семейных факторах, которые создают напряжение и трудности с успокаиванием у родителей четырех из девяти детей с обычным уровнем нервозности, что мешает установлению здорового режима сна. Такие социальные или семейные проблемы, конечно, могут влиять на ситуацию и в том случае, если у ребенка повышенный уровень нервозности, будучи фактором, либо связанным с этой повышенной нервозностью, либо независимым от нее.

Кормление грудью этих детей может быть осложнено, так как все участники процесса утомлены. С развитием биологической потребности в более раннем начале ночного сна лучшей стратегией будет временно постараться делать все возможное для того, чтобы максимально продлить сон и уменьшить плач. Вы должны стремиться к тому, чтобы ребенок отдыхал как можно лучше и у него могли установиться более четкие ритмы сна и бодрствования. Развившись в достаточной мере, они будут помогать вашему малышу спать лучше. Например, кормящая мать может брать ребенка к себе в постель пораньше вечером и давать ему заснуть у груди. Однако такие события реальной жизни, как возвращение к работе или забота о других членах семьи, могут помешать такой роскоши, как всегда ложиться спать вместе с ребенком, когда он выглядит сонным.

Возможно, вы – сторонник «родительства, основанного на привязанности» и провели большую часть первых четырех месяцев жизни ребенка, успокаивая его, но теперь малыш становится слишком тяжелым, чтобы постоянно носить его на руках. Что еще более важно, он теперь больше интересуется окружающим миром и может намеренно сопротивляться сну, чтобы наслаждаться вашим обществом, даже когда ему на самом деле хочется спать. Это «естественное» стремление к общению может мешать «естественному» развитию здорового режима сна. Когда все устали, трудно сохранять ясность мыслей и намерений. Как уже отмечалось в главе 1, не всегда очевидно, что на самом деле «естественно», а что – нет.

Для всех детей «естественно» беспокоиться и плакать; для всех матерей «естественно» хотеть успокоить ребенка и переживать из‑за его беспокойства и плача; «естественно», что чем больше он беспокоится и плачет, тем меньше мать спит; что переживания матери увеличивают недостаток ее сна и что в некоторых родовых обществах о ребенке всегда помогают заботиться другие люди. Во многих, хотя и не во всех, традиционных культурах считается «естественным» кормить ребенка грудью, переодевать его, когда он мокрый или грязный, кормить, когда он голоден, успокаивать, когда он нервничает, укладывать спать, когда он устает, спать вместе с ребенком и носить его везде с собой. Но в некоторых культурах, например, в Йемене, матери оставляют своих детей в полном одиночестве на весь день, пока сами работают.

Урбанистические стимулы (шумы, голоса, походы по магазинам и другим местам), детские учреждения (отсутствие возможности спать днем в правильное время, слишком позднее укладывание на ночь), работа матери вне дома (слишком позднее возвращение приводит к слишком позднему укладыванию) или социальная изоляция (мать остается одна и слишком утомляется из‑за множества дел, которые вынуждена выполнять) «неестественны». «Неестественно» принудительно будить ребенка и отнимать у него грудь, прежде чем уложить в кроватку «бодрствующим». «Неестественно» пытаться насильно кормить ребенка ночью, чтобы он лучше спал. Настолько ли все это ново, как вам может показаться? Вероятно, нет. Нам известно, что в Древнем Египте и Римской империи богатые женщины не кормили своих младенцев грудью, а отдавали их кормилицам.

Можете ли вы изменить свой стиль жизни так, чтобы ребенок получал необходимое утешение тогда, когда ему необходимо заснуть? Можете ли вы избежать чрезмерной социальной стимуляции, которая мешает сну, даже если это означает игнорирование плача вашего малыша в те драгоценные моменты, когда ему необходимо уснуть? Это сложные вопросы, с которыми приходится сталкиваться не всем семьям. Многие популярные книги, посвященные детскому сну, дают простые ответы и предлагают простые решения, которые, как правило, не срабатывают с этими 9 % детей.

Последние исследования, в которых изначально участвовало 1019 семей, подтверждают идею о том, что в возрасте четырех месяцев существует две подгруппы переутомленных детей с «трудным» темпераментом. Многие матери потом отказались от участия в исследовании, но среди тех 560, что остались, большинство женщин были замужними, более образованными, имели больший доход на семью, не курили, кормили детей грудью и обладали «более высоким уровнем социальной поддержки». Исследователи отметили, что в возрасте трех месяцев 35 детей плакали достаточно много, чтобы посчитать их страдающими коликами. Из этих 35 детей у 18 (51 %) такое состояние отмечалось в возрасте шести недель (типичные колики), а у 17 (49 %) – нет (латентные колики). Ученые сочли, что здесь они имеют две подгруппы детей с коликами, но также описали и третью подгруппу (14 % от всех детей с коликами), где сильный плач продолжался и после трех месяцев. Авторы пришли к выводу, что в данной подгруппе присутствует «устойчивый синдром материнско‑детского напряжения». Сравнивая результаты этого исследования с моим анализом, я бы сказал, что в возрасте четырех месяцев примерно 9 % переутомленных детей с «трудным» темпераментом представляют собой две группы, в которых пятеро из девяти детей, или 56 %, ранее страдали повышенной нервозностью / коликами, а четверо из девяти, или 44 %, отличались нормальным ее уровнем (подобно «латентным коликам»). Я считаю, что состояния переутомления, нервозности и плача, как правило, более устойчивы в тех семьях, где ресурсы для успокаивания ребенка ограничены. Однако я не согласен с термином «синдром материнско‑детского напряжения», так как он подразумевает возложение всей вины на мать. Очевидно, что отцы, бабушки и дедушки, финансовые и тому подобные факторы могут оказывать отрицательное воздействие на семью вне зависимости от способностей матери заботиться о своем ребенке.

 

 

Период после коликов: предотвращение нарушений сна в возрасте старше четырех месяцев

 

После того как у ребенка в возрасте примерно четырех месяцев или раньше закончится период повышенной нервозности, он может быть переутомлен, плохо спать, и вам будет сложно с ним справиться. Но не все «трудные» четырехмесячные дети – это те, у кого ранее были колики. Я предполагаю, что существует две группы четырехмесячных детей с «трудным» темпераментом.

Первая выделяется из большой группы (80 %) детей с нормальным уровнем нервозности и плача. Только около 4,5 % этих детей, или четыре ребенка из ста, попадают в эту категорию. Я считаю, что уровень переутомления у них ниже, чем у детей из второй группы. Если родители прилагают большие усилия для того, чтобы помочь им спать лучше, наступает относительно быстрое улучшение. Такие дети более адаптивны и с большей легкостью меняют привычки, связанные со сном. Как правило, для них хорошо подходят стратегии укладывания «без плача».

Дети с «трудным» темпераментом из второй группы (они составляют 20 % от общего числа) отличаются повышенным уровнем нервозности / коликами. В эту категорию попадают около 27 % этих детей, или пять из ста. Я считаю, что они переутомлены больше, чем дети из первой группы. Если родители прилагают большие усилия к тому, чтобы помочь им спать лучше, улучшение наступает довольно медленно. Они менее адаптивны, и изменить их режим сна оказывается труднее. Стратегии «без плача» здесь обычно не работают, и родителям приходится прибегать к другим методам, допускающим плач.

Вот пример из практики, свидетельствующий о том, насколько эти дети разные. Прочтите следующий совет о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке. Если вы еще до его рождения решили, что у вас будет общая семейная постель, то можете придерживаться этой тактики на протяжении долгого времени, а когда все‑таки переместите малыша в собственную кроватку, то, если уровень нервозности и плача у него был нормальным и сформировался «легкий» темперамент, это будет легко. Но если вы решили спать в общей постели из‑за того, что ваш ребенок страдал коликами, а теперь у него сформировался «трудный» темперамент, такие изменения могут быть очень тяжелыми для всей семьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.