Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструирование гендерных отношений




Неравенство и различие. Социальное

Общество — это маскарад, где кажый, скрывая свой подлинный характер, его раскрывает.

Ральф Уолдо Эмерсон

Мое Я... это удивительно противоречивый ансамбль.

Пауль Клее

Согласно одному из лучших определений социологии, данному Чарльзом Райтом Миллзом,

она существует на пересечении биографии и истории. Цель социологического исследования

— понять место человека во времени и в пространстве, раскрыть те социальные и

исторические контексты, в которых он или она выстраивает свою идентичность. Иными

словами, социология вырастает из предположения, на котором строится любой анализ

структур и институтов, а именно — что человек формирует свою жизнь в пределах истори-

ческих и социальных контекстов. Мы ведем себя так или иначе не потому, что биологически

запрограммированы, и не потому, что должны выполнить неизбежные задачи, прежде чем

 

состаримся. Скорее, в нашем взаимодействии с миром происходит формирование, изменение

и создание наших идентичностей через посредство встреч с другими людьми и в рамках

социальных институтов.

Таким образом, социология начинается с многих тем, которые уже затрагивались в

предыдущих главах. Социологические исследования тендера принимают во внимание

изменчивость гендерно сформированных идентичностей, исследованных антропологами, а

также биологические «императивы» тендерной идентичности и дифференциации (хотя

социология видит источник этих императивов не столько в нашей телесности, сколько в

окружающей нас среде) и психологические императивы автономии и связи с другими,

которые современное общество предъявляет сегодня человеку. Для социолога и наши био-

графии (идентичности), и история (развивающиеся социальные

структуры) имеют гендерное измерение. Подобно другим социальным наукам, социология

начинается с критического анализа биологического детерминизма. Вместо того чтобы

воспринимать опыт человека как выражение врожденных «межпланетных» различий,

социальные науки исследуют различия между мужчинами как группой и женщинами как

группой, также как и различия между полами. Социальные науки, таким образом, начинаются

с предположения о явно социальном происхождении наших моделей развития.

Наша жизнь зависит от социальных взаимодействий, причем иногда в самом буквальном

смысле. В XIII в. Фридрих II, император Священной Римской империи, провел эксперимент с

целью открытия «естественного человеческого языка». На каком языке говорил бы человек

безо всякого языкового обучения? Он выбрал несколько новорожденных младенцев и указом

запретил с ними разговаривать. Как обычно, младенцев кормили грудью, нянчились с ними,

купали их, но речь, песни и колыбельные были строго запрещены. Все младенцы умерли. Вы,

вероятно, слышали про «диких детей» — младенцев, брошенных людьми и подобранных

животными. Такие дети оставались подозрительны к людям и не поддавались социализации,

если их находили в возрасте шести лет или старше. Во всех этих случаях дети умерли рано,

подвергшись «изоляции», подобно тем малышам, которых их родители, садисты и безумцы,

запирают в чуланах1. В чем смысл историй про «диких детей»? Достоверные или

придуманные, они показывают, что биология человека, его анатомический состав, не

определяет человеческого развития, как мы, возможно, думали. Мы нуждаемся в том, чтобы

взаимодействовать с другими, чтобы быть социализированными, чтобы быть частью

общества. Именно взаимодействие, а не наши тела, делает из нас тех, кто мы есть.

Когда мы впервые узнаем, что тендер является социальной категорией, мы часто понимаем

это так, что мы, как индивиды, не ответственны за то, что делаем. «Общество сделало меня

таким, — можем мы сказать. — Это не моя вина». (Часто это обратная сторона другого ответа,

который нередко можно услышать: «В Америке каждый может делать все, что хочет», или

«Это — свободная страна, и каждый имеет право на свое собственное мнение».) Обе эти

риторические стратегии выражают то, что я называю рефлексивной пассивностью и

импульсивным гипериндивидуализмом, и используются для того, чтобы избежать

индивидуальной ответственности. Обе они поэтому ведут к неверному пониманию задач

социологии. Когда мы

говорим, что тендерная идентичность социально конструируется, мы в действительности

имеем ввиду, что наши идентичности — это текучие сочетания значений и типов поведения,

каковые мы конструируем, исходя из ценностей, образов и предписаний, которые находим в

окружающем мире. Наши гендерно сформированные идентичности одновременно и доб-

ровольные — мы выбираем, кем хотим стать, и вынужденные, потому что на нас оказывают

давление, нас вынуждают, нам разрешают или, наоборот, часто физически заставляют выпол-

нять определенные правила. Мы не выдумываем правил, которым следуем, но и не скользим

гладко и без усилий по предписанным нам маршрутам.

Для некоторых процесс становления взрослым мужчиной или женщиной в нашем обществе —

спокойный и почти незатруднительный дрейф в «русло» определенного поведения и

установок, которые кажутся нам знакомыми, как наша кожа. Для других этот процесс —

бесконечная пытка, кошмар, в котором приходится жестоко подавлять нечто внутри себя,

 

чтобы удовлетворить других — или просто чтобы выжить. Для большинства же из нас, тем не

менее, опыт становления оказывается чем-то средним: есть то, что мы любим и с чем не

расстанемся, и есть качества, которые мы вынуждены преувеличивать за счет других.

Социологам надлежит исследовать то, как собственный опыт, взаимодействие с другими

людьми и институтами складываются в способы формирования человеком смысла

собственного «Я». Биология обеспечивает сырье, в то время как общество и история

обеспечивают контекст, инструкцию, которой мы следуем, чтобы строить наши идентичности.

В первой главе я говорил о четырех составных элементах социально-конструкционистской

перспективы в исследованиях тендера. Во-первых, определения мужественности и жен-

ственности изменяются от культуры к культуре. Во-вторых, они изменчивы по мере

исторического развития каждой культуры. Таким образом, социальные конструкционисты

полагаются на работу антропологов и историков для определения общих черт и различий в

значениях мужественности и женственности от одной культуры к другой, а также для

исследований того, как эти различия изменяются во времени.

В-третьих, определения тендера также изменяются в течение жизни человека. Проблемы

молодых женщин, как, например, конкурентоспособность и на рынке труда, и на брачном

рынке, часто очень отличаются от проблем, с которыми они сталкиваются перед лицом

пенсии или менопаузы. И проблемы, стоя-

щие перед молодым человеком на пути достижения того, что он называет успехом, и

социальные институты, с которыми он пытается взаимодействовать, меняются в течение его

жизни, где бы он ни находился. Например, мужчины часто говорят о «смягчении», развитии

большего интереса к заботе и уходу за детьми, когда они становятся дедушками, в отличие от

периода отцовства, чем часто приводят своих сыновей в замешательство. Но в свои

шестьдесят и семьдесят лет, когда их дети уже имеют детей, эти мужчины не ощущают

прежнего давления, заставлявшего их стараться оставлять след, доказывать свою значимость.

Их сражения закончились, и они могут расслабиться и наслаждаться плодами своих прежних

усилий. Таким образом, мы полагаемся на психологов, занимающихся вопросами развития,

чтобы определить нормативные «задачи», которые любой индивид должен успешно решить

по мере того, как он развивается и становится зрелым, и ученые необходимы обществу, чтобы

исследовать символическое наследие, которое мужчины и женщины оставляют нам как

свидетельство своего опыта.

Наконец, определения мужественности и женственности изменчивы в пределах любой

культуры в любое время, в зависимости от расы, класса, национальности, возраста, сексуаль-

ности, образования, места проживания. Вы помните, наверное, тот очевидный факт, что

пожилой черный гей из Чикаго будет иметь свое представление о том, что значит быть

мужчиной, отличное от того, как представляет себе это гетеросексуальный белый подросток

из сельского штата Айова.

Социальный конструкционизм, таким образом, основан на других социальных науках и

науках о поведении, дополняя их определенными подходами к исследованию тендера. Социо-

логия привносит то, что социальная психология половых ролей не может адекватно

объяснить: различие, власть и институциональные аспекты тендера. Чтобы объяснить

различие, социальные конструкционисты предлагают анализ множества определений гендера;

чтобы объяснить власть, они исследуют способы, благодаря которым некоторые определения

становятся нормативными в результате борьбы за власть различных групп, включая сюда

власть давать определения. Наконец, чтобы объяснить институциональные факторы,

социальные конструкционисты сместили фокус внимания с социализации гендерно

сформированных индивидов, занимающих гендерно нейтральные позиции, к изучению

взаимодействия между гендерно сформированными индивидами и гендерно сформиро-

ванными институтами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.