КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гендеризованная семья
Никто прежде не просил нуклеарную семью жить замкнуто, как будто в клетке, как сейчас это делаем мы. Без родственников, без поддержки, мы поставили ее в невозможную ситуацию.
Маргарет Мид Я не люблю ностальгии, разве что она — моя. Лу Рид Почти десятилетие назад, в 1992 г., тогдашний американский вице-президент Дэн Куэйл начал общественные дебаты о семье тем, что стал критиковать персонажей телевизионных шоу. Для него решение Мерфи Браун, героини одного из бесчисленных сериалов, стать матерью- одиночкой являлось насмешкой над ролью отцов и представляло семьи одиноких матерей «как просто один из вариантов выбора стиля жизни». Сорок один миллион американцев наблюдали риторическую месть этой героини. 21 сентября 1992г. она с экрана отчитала Куэйла за «крайне несправедливые слова», напомнив ему и Америке, что «семьи бывают разной формы и размера». Но этим все не закончилось. Год спустя водном журнале было сказано, что «Дэн Куэйл был прав», и внезапно Америка завела споры о так называемых «семейных ценностях». Некоторые кричали, что семья «в кризисе» и разваливается из-за высокого уровня разводов, подростковых беременностей, монородительских семей, детей работающих матерей, которых воспитывают чужие люди, а также геев и лесбиянок, требующих права вступать в брак и иметь или усыновлять детей. По их словам, «традиционная» нуклеарная семья 1950-х гг. из фильма «Предоставьте это Биверу!» и других комедий, посвященных тому времени, которая была использована одним из защитников этой модели в качестве примера «законного, гетеросексуального, моногамного брака на всю жизнь, основанного на привязанности и товарищеских отно- шениях, с четким разделением труда, с женщиной-домохозяйкой и мужчиной, обеспечивающим семью и имеющим в ней основную власть», стремительно исчезла под двойным напором «общества вседозволенности» и «государства всеобщего благосостояния» (welfare state). Множество карательных политических инициатив было разработано для поддержки оказавшегося в осаде института семьи и восстановления именно этой семейной модели, включая законы, направленные на ограничение развода, ограничение права женщины на аборт, воспроизводство гетеросексуальной семьи как нормы и превращение брака из юридически исполняемого контракта в священное «соглашение»1. Другие, тем не менее, приветствовали новые и разнообразные изменения в семье, считая, что они подтверждают силу американской семьи. Для них проблемы семьи коренились как раз в убеждении, будто модель комедии положений 1950-х гг. остается универсальной и универсально желательной семейной моделью. На самом деле карательные политические инициативы усиливали те самые проблемы семьи, для решения которых предназначались, ограничивая в результате равенство женщин и возможность выбора для детей. Если попытаться осуществить ту версию семейных ценностей, которую предлагают правые, то, как пишет журналистка Ката Поллит, «придется вернуть все девятнадцатое столетие: восстановить культ девственности и двойного стандарта, запретить контроль рождаемости, ограничить развод, вышибить женщин с приличных рабочих мест, вынудить не состоящих в браке беременных женщин отдавать своих младенцев в чужие семьи на усыновление под страхом социальной смерти, считать детей, рожденных вне брака, юридически неполноценными». Такой невероятный (и весьма отвратительный) сценарий означает, что лучше уж нам привыкнуть к различиям в образе жизни и разработать политику поддержания и поощрения всех форм семьи2. В этих дебатах у каждой из сторон своя правда. Семья является, возможно, одним из наиболее хрупких социальных институтов, но она оказывается и наиболее эластичным институтом. Американская семья значительно изменилась в течение нашей истории, и форма семьи продолжает приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Данных, что семья приходит в состояние упадка или распада, очень мало. Брак остается весьма популярным, и из десяти американцев каждые девять делают этот шаг в своей жизни. Доля жен- щин, одиноких на протяжении всей жизни, сегодня фактически ниже, чем в начале XX столетия. Почти половина всех браков в Соединенных Штатах — повторные, что указывает и
на растущее число разводов, и на неиссякающую веру в институт брака. Практически все хотят вступить в брак, включая геев и лесбиянок, кампании которых за право на брак стоят сегодня на политической повестке дня (ирония же в том, что им противостоят те самые люди, которые хотят «защитить» брак)3. Если нуклеарная семья не находится в кризисе, то о чем мы шумим? В основе некоторой части дебатов о семейных ценностях лежит то, что можно назвать «неуместной ностальгией» или романтизированным убеждением, что форма семьи 1950-х гг. (эра юности многих участников дебатов) представляет собой вечную модель, которой должны подражать все остальные формы семьи. В 1960-х гг. антрополог Рэймонд Бердвистелл придумал название «сентиментальная модель» для описания того, как люди в сельском штате Кентукки рас- сказывали или «вспоминали» о своих семьях, причем эти воспоминания, как он указывал, имели очень мало сходства с реальными семьями рассказчиков. Часто наши описания семьи соответствуют больше некой мифической модели, чем нашему реальному опыту. Преобразованное в общественную политику, это туманное и антиисторическое видение часто сопровождается нарушениями слуха, не дающими услышать неприятные звуки современности — какафонию голосов различных групп людей в демократическом обществе, гул рабочего места, доступного теперь и мужчине, и женщине, шум телевидения, рок- и рэп- музыку, оргиастические стоны сексуальной революции. Большая часть дебатов о семейных ценностях — это смещенная в другое пространство ссора с феминизмом, который часто несправедливо обвиняют (или, наоборот, благодарят) за то, что, может быть, было единственным значительным преобразованием американского общества в этом столетии: появление женщин на рынке труда. Этот процесс намного предшествовал современному феминизму, хотя нападение на «женскую тайну», начатое женским движением в 1960-х гг., дало работающим женщинам политический ориентир для их намерений и стремлений. Наконец, большая часть дебатов о кризисе семьи базируется на неправильном чтении истории. Хотя мы думаем о семействе как о «частной» сфере, теплом убежище от холодного конку- рентного мира экономической и политической жизни, семья никогда не была таким обособленным миром. Современная семья выстроена на широкой основе экономической и политической поддержки; сегодня ее поддерживает инфраструктура, включающая общественное финансирование дорог, школ и покупки домов, а также юридические правила, регулирующие брак и развод. Рабочее место и семья глубоко взаимосвязаны; «заработная плата семьи» организует семейную жизнь, также как и экономику, выражая идеализированное представление о том, чем семья является и должна быть. Этот общественный компонент частной сферы часто невидим в текущих дебатах о семье, частично потому, что он глубоко встроен в наше историческое развитие. Современный «кризис» пришел к нам из начала XX столетия, но происхождение сегодняшней дилеммы коренится в нашем национальном прошлом.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |