Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические ресурсы национального языка в художественной речи




Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие и арго. Понятие национального языка не является общепринятым: так, Бернштейн отрицал за этим понятием какое бы то ни было лингвистическое содержание, понимая его как чисто идеологический конструкт. Напротив, Виноградов отстаивал лингвистическую реальность национального языка как иерархической целостности, внутри которой происходит перегруппировка языковых явлений — в частности, оттеснение диалектов всё дальше на периферию: только в эпоху существования развитых национальных языков, особенно в социалистическом обществе, литературный язык как высший нормированный тип общенародного языка постепенно вытесняет диалекты и интердиалекты и становится как в устном, так и в письменном общении выразителем подлинной общенациональной нормы.

 

5 Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности

Своеобразное лидерство литература в семье искусств, ясно ощутимое в 19-20 вв., связано не столько с её собственно эстетическими свойствами, сколько с её познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово – это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей.

6. Литература как искусства слова. Место литературы в ряду других искусств

Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

7. Литературное направление и литературное течение, художественная система и творческий метод
Худ. система наиболее общее понятие для лит. процесса. Более узкие понятия лит. направлений, лит. стечение. Лит. направление - это... Ещё есть более узкое понятие, это...
Медототивный романтизм (Жуковский). Революционный (Релеев, декабристы).

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

А) Классицизм

Б) Сентиментализм

В) Натурализм

Г) Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)

Д) Символизм

Е) Реализм

 

8. Литературные роды. Принципы классификации.

Эпос. В эпическом роде литературы организующим началом произведения является повествование о персонажах, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Эпос как род литературы включает в себя короткие рассказы так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной широтой. Таковы древнегреческие «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л.Н. Толстого. произведение может вобрать в себя столько характеров, обстоятельств, судеб, событий, деталей, сколько недоступно ни другим родам литературы, ни какому-либо другому виду искусства. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека.

Драма. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Авторская речь здесь вспомогательная и эпизодичная. Это списки действующих лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками, обозначение времени и места действия; описание сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Всё это составляет побочный текст драматического произведения, основной же его текст – это цепь высказываний персонажей, их реплик, монологов.Давняя истина остаётся в силе: важнейшее, главное предназначение драмы – это сцена. «Только при сценическом исполнении, - отметил А.Н. Островский, - драматургический вымысел автора получает вполне законченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью».В классической эстетике XVIII-XIX вв., в частности у Гегеля и Белинского, драма (прежде всего жанр трагедии) рассматривалась в качестве высшей формы литературного творчества, как «венец поэзии».

Лирика. В лирике (др.-гр. Lyra – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенный размышления, волевые импульсы, впечатления,… Если в лирическом произведении и обозначается какой-нибудь событийный ряд, то весьма скупо, без тщательной детализации. «Лирика, - писал Ф. Шлегель, - всегда изображает лишь само по себе определённое состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства». Этот взгляд на предмет лирической поэзии унаследован современной наукой.Лирика обретает себя в основном в малой форме. Речевая экспрессия в лирическом роде поэзии нередко доводится как бы до максимального предела. Такого количества смелых и неожиданных иносказаний, такого гибко и насыщенного соединения интонаций и рифмою, таких проникновенных и впечатляющих звуковых повторов и подобий, к которым охотно прибегают поэты-лирики, не знают ни «обычная» речь, ни высказывания героев в эпосе и драме, ни повествовательная проза, ни даже стихотворный эпос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.