Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родовые черты эпоса




Родовые черты лирики

Например, лирика всегда говорит об особенном. У Гегеля это «особенные созерцания и чувства», выливающиеся в размышления, «подытоживающие всеобщность внешнего бытия и его состояния». У Шеллинга «особенное» — это сфера субъективного, а значит свободного. Однако «особенность» субъективного состоит в том, что в нем выражается объективное, необходимое. «Лирическое произведение вообще есть изображение бесконечного и общего в особенном… Поскольку лирическая поэзия — самый субъективный вид поэзии, в ней по необходимости преобладает свобода… Ей разрешаются самые смелые уклонения от обычной последовательности мысли, причем требуется лишь связь в душе поэта или слушателя, а не связь объективного, или внешнего характера»

Особенное, субъективное, личное становится в лирике всеобщим. Эта идея в литературоведении XX века была воспринята даже структуралистами. Как пишет Ю.И.Левин, «в отличие от эпоса, лирическое стихотворение самим фактом своего написания имплицитно предполагает, что зафиксированный момент имеет всеобщее значение, что в этом моменте заключен, как в монаде, весь мир» (Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 468). Таким образом, Левин иллюстрирует мысль о «сильной моделирующей способности» лирики, которая «подает личное, частное, особенное — как общее, общезначимое и общеинтересное». При этом степень этой способности не меняется в зависимости от масштаба того объективного материала (жизненный повод и т.д.), на основе которого появляется переживание лирического субъекта. Таким материалом может быть один предмет и весь жизненный опыт.

Из субъективности лирики выводимы и другие характеристики художественного мира лирического произведения. В.В.Кожинов формулирует следующие особенности лирики: «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность») (Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные понятия в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С.46). Г.Н.Поспелов вовсе пишет о специфическом предмете лирики: им является «характерность» человеческого «сознания» в отличие от «характерности бытия» людей как специфического предмета эпоса

Признак эпического жанра –хронотоп.

В эпическом роде литературыорганизующим началом является повествование о персонажах, их судьбах,поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это –рассказ о происшедшем ранее. Повествование имеет форму прошедшего времени.

Эпос как род литературы включаетв себя как короткие рассказы, так и произведения, рассчитанные на длительноечтение и слушание: романы и эпопеи, охватывающие жизнь с необычайной широтой.«Илиада» и «Одиссея», «Война и мир», «Тихий Дон», «Сага о Форсайтах»,«Унесенные ветром» и др.

Особенности. Эпическоепроизведение может вобрать в себя такое количество характеров, обстоятельств,событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, никакому-нибудь иному виду искусства. Повествовательная форма способствует глубочайшемупроникновению во внутренний мир человека.

Эпические жанры: басня,былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказкафэнтэзи, эпопея.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.